Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Махнём колёсико?

Сегодня на повестке дня - замена переднего колеса на Boeing-737 NG.

Помимо банального обхода самолёта по маршруту и осмотра его, что случается каждый прилёт и вылет,
бывают также и более объёмные формы обслуживания.
Раз в 48 часов выполняется так называемый Ramp check.
Там одним из пунктов прямо сказано: "Посмотреть внимательно на колёса".

Так что тут уже не отвертишься - надо смотреть.
И вот бывает, что по такому поводу или вовсе без повода обнаруживается у нас на шине потёртость. И даже как бы и до корда.


Ну, делать, опять же, нечего. Надо махнуть колёсико.
Движемся мы в расходную кладовую и там останавливаемся перед говорящим на двух языках транспарантиком.


Там душа нам подсказывает, что где-то рядом содержатся колёса с новыми шинами.
К ним в пакетиках прикреплены сертификаты и документы о приёмке.


Хватаем колёсико, - и на тележку его.
Туда же домкрат, инструмент.
Распечатываем технологию.
И - на всех парАх трудиться.

Вскоре мы под самолётом.
Колесо выгружено.


В подкосы всех ног шасси вставляются штыри для предохранения от случайного складывания ног.

К каждому штырю прикреплен индивидуальный красный вымпел для лучшей заметности. Чтобы не улететь в небо в таком виде.

Устанавливаем домкрат/подъёмник.


Подводим его опорную площадку к полусфере на опоре шасси.


Качая ручку домкрата, поднимаем переднюю ногу.

Принцип крепления колёс на Boeing-737 и Airbus-320 один и тот же.
Колесо крепится одной гайкой.

Немного различаются способы контровки этой гайки для разных типов самолётов и для передних и основных колёс. И размеры гаек, разумеется.

Снимаем контровочную проволоку с винтов, контрящих гайку от отворачивания.


Отворачиваем шестигранником два этих винта.

Далее лезем в наш волшебный чемоданчик с приспособлениями для замены колёс

и собираем из некоторых его жильцов следующую конструкцию:

Тут мы видим динамометрический ключ с насаженным на него адаптером для колёсной гайки.
Этим хозяйством отворачиваем Главную Колёсную Гайку..

Тут мы видим, что некоторые отверстия в гайке и в шайбе находятся друг напротив друга.
В резьбовые отверстия вкручиваются те самые винты под шестигранник. Так как вкручиваются они через отверстия в гайке, то таким образом предотвращают отворачивание колёсной гайки.

Шайба имеет выступ, входящий в паз на оси колеса. Этот паз не даёт проворачиваться шайбе, а значит, через винты и гайке колеса.
Шайба также упирается своим торцом во внутреннее кольцо подшипника колеса.

Снимаем шайбу по пазику.

Для того, чтобы подшипником колеса не повредить резьбу на оси стойки, навинчиваем на резьбу протектор.

Для передних колёс протектор не очень актуален, так как колёса лёгкие и их можно снять одному на весу.
А вот основные колёса весят порядка 130 кг и там уже лучше протектор не забывать.

Тянем колесо на себя и слегка вверх, и оно соскальзывает по оси.
Стойка без одного колеса

смотрится неестественно, и потому напяливаем колесо с новой шиной.

Протектор снимаем и устанавливаем шайбу.

Затем гайку.

Затягивать гайку надо с определённым моментом и в два этапа.
Выставляем на ключе нужный момент.


Вращая колесо, затягиваем гайку до тех пор, пока механизм внутри ключа не щёлкнет.

Это означает, что нужный момент затяжки достигнут.

Ослабляем затяжку гайки.
Выставляем другой момент для окончательной затяжки и тянем второй раз.

Когда ключ щёлкнет, дотягиваем гайку отверстиями до ближайших резьбовых отверстий в шайбе.
После чего наживляем контровочные винты.

Затягиваем их шестигранником.


Продеваем контровочную проволоку в отверстия головки одного винта таким образом, чтобы натяжение проволоки затягивало винт, и свиваем контровку до второго винта.


Там продеваем контровку в отверстия головки второго винта, ориентируясь по тому же принципу - при повороте любого винта на отворачивание проволока должна тянуть второй на заворачивание.


Свиваем свободные концы проволоки, откусываем лишнее и загибаем конец так, чтобы случайный ощупыватель не поранил руки торчащим остриём.


Собственно колесо установлено.

Теперь его надо надуть азотом (колёса приходят после переборки пустыми или с небольшим давлением).
В этом нам поможет наш старый знакомый Мистер Ниппель.


Вызываем азотную тележку или машину.
Тем временем переписываем номера со старого колеса.

Да, от перенаддува шины нас защитит наш второй старый знакомый - предохранительный клапан.


Привозят азот.
Подсоединяем приспособление к зарядному штуцеру.

На приспособлении есть рычаг, нажимая который, подаём азот в колесо.
Когда рычаг отпущен, манометр показывает давление внутри колеса.

Доводим давление до нормального - 200 PSI (Pounds per Square Inch = Фунты на квадратный дюйм). В атмосферах это примерно 14.


Всё, теперь можно отсоединять приспособу и опускать самолёт.
Новое колёсико установлено.


Но для полного завершения работы нам ещё надо кое-что сделать.
Оформить бортжурнал.

Вытаскиваем пины из ног и несём их в кабину, а заодно захватим там бортжурнал.

В левом поле пишем дефект, а в правом - действия по устранению.
Ещё ниже записываются номера снятого и установленного колёс.

На этом работа на самолёте закончена.
Можно теперь поработать в домике :)
Оформляем красный таг на неисправное колесо и в сертификат на новое записываем данные снятого.

Сертификат получен от Люфтганзы, с которой у а/к Таймыр заключен договор на обслуживание колёс.
Туда же отправится и снятое колесо с красным тагом.
Для чего мы, ничтоже сумняшеся, подручными средствами прикрепим оформленный таг к колесу. В пакетике.

И в расходной оно подождёт своего самолёта на переборку, неразрушающий контроль конструкции и установку новой шины.


Ну, а нам теперь осталась сущая мелочь.
Сдать инструмент и оформить замену колеса в компьютерной базе данных.

Маленькое колёсико махнуть легко и приятно. :)


P. S.
Если кто подзабыл матчасть, напоминаю, что существует также отдельный пост про конструкцию колёс - ВОТ ЭТОТ

P. S. 2
Отличия в замене колеса на Airbus-320 -
http://lx-photos.livejournal.com/186223.html

P. S. 3
Видео замены основного колеса и тормоза A321.

Взято с канала YouTube пользователя DENIS5500 .
Tags: 24-105, 30d, b737ng, ТО, колёса, матчасть, самолёты
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 128 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Казалось бы простая операция, а так много мелочей.
Очень познавательно и интересно. Спасибо!
:)
Спасибо!
А в чём смысл затягивания гайки именно в два этапа? Зачем затянув снова ослаблять и затягивать повторно?
Первой затяжкой с более сильным моментом (90) просто прижимаешь всю конструкцию, т.к. руками впихнуть туда всё не получится до конца. А второй затяжкой уже сама гайка закручивается с более слабым моментом(30).

beorn

5 years ago

pechalnikov

2 years ago

lx_photos

2 years ago

Deleted comment

В воздухе есть 20% кислорода, который может гореть и даже взрываться. Со 100%-ным азотом всё гораздо пожаробезопаснее.

Deleted comment

laggerfeld

5 years ago

beorn

5 years ago

pechalnikov

2 years ago

russia_insider

5 years ago

lx_photos

5 years ago

Было познавательно - спасибо (:
Удивило, что запаски нет и то что в такой большой и серьезной машине для крепления колес используется проволока, причем алюминиевая.
Это не для крепления колёс. А что бы болтики не смогли от вибрации выкрутится, впоследствии чего выкрутилась бы и основная гайка, ну и вылетело бы колесо.
На самолёте абсолютно ВСЕ болты таким методом страхуются. Да и не только болты, всё что можно отвернуть по резьбе всё поверху контровкой вяжется.

enviado

5 years ago

Контровка на старом колесе закрученна не по техники. Она не на отворот ))
Я думал, никто не заметит :)

axiomych

5 years ago

А почему именно азот в колёсах?
Ответ чуть выше:
http://lx-photos.livejournal.com/117909.html?thread=2010261#t2010261
Чтобы уменьшить возможность взрыва/самовозгорания смеси летучих фракций резины и кислородосодержащего воздуха при нагреве колеса.

А вообще, ответ был ещё в комментах поста про конструкцию колеса.
http://lx-photos.livejournal.com/103839.html?thread=1635487#t1635487
Очень интересно, спасибо
Тоже заинтересовало, в чем сакральный смысл затяжки с двумя разными моментами?
Я так понимаю балансировка колес не нужна в данном случае
после каждой посадки заново балансировать? на касании резина килограммами улетает :)

andrey_valuev

5 years ago

cadmi

5 years ago

andrey_valuev

5 years ago

Спасибо!
Очень интересно.
Очень познавательно, спасибо!
Остался вопрос: поменяно одно колесо. На одной оси могут оказаться колесо новое и колесо, истёртое почти по максимуму. Из-за разницы в износе них разный диаметр, следовательно, возникает перекос оси.
Точнее, не перекос, конечно, а скорее одно колесо (истёртое) имеет заметно меньшее сцепление, а второе (новое) - несёт бОльшую нагрузку. Насколько допустима такая ситуация?
Если вопрос только в допустимости. То это допустимо ))

antonkikot

5 years ago

laggerfeld

5 years ago

antonkikot

5 years ago

laggerfeld

5 years ago

fly_ernik

5 years ago

как всегда, читается на одном дыхании
спасибо!
Можете выдохнуть :)
уииии! Колесикиии:))
Шинное прошлое не дает покоя, уже собиралась спрашивать производителя и типоразмер, но потом все разглядела. Довольна:)
Спасибо большущее!
Очень интересно, ждём еще!
:)
У нас некоторые любители,азотом качали покрышки на Жигулях.Мол мягче ходит.Ну смеялись,но не отказывали.
так нынче тоже предлагают на многих шиномонтажках

Yuri Bell

5 years ago

спасибо за рассказ
а азот качаете чтобы при перемене температуры давление не сильно менялось?
ответ выше нашел (:
Я думал, только у нас в Кольцово подъёмники обычные и надо ручками качать. В Домодедово в командировке был, понравился подъёмник работающий от воздуха снимаемого колеса)
Всегда интересно смотреть, как работают коллеги. Спасибо!
Когда я работал в "России", там были подъёмники, про которые Вы говорите.
Действительно, очень удобная система.
пишите почаще, прекрасный пост :)
:) Музы такие непостоянные.

fly_ernik

5 years ago

Очень интересно!! Никогда о таких простых вещах не задумывался)))))
спасибо ) а сколько времени занимает эта процедура ?
Переднее колесо в одиночку махается за минут 15-20.
Основное - желательно втроём и за минут 30. Можно и чуть быстрее.

Но это всё время чисто замены, безо всяких сопутствующих операций.

rakurs

5 years ago

lx_photos

5 years ago

Всегда интересно прочитать и посмотреть.
А расскажите пожалуйста как-нибудь, что именно делает техник перед приходом экипажа.
Летел я как-то Одесса-Киев и через ворота был виден наш 735. Приехал я раньше, так что слонялся и смотрел на него.
Подъехал паренек на трапе подкатил его сначала наплотно, поднялся, открыл дверь, спустился подкатил трап уже вплотную, (кстати неудобно как дверь в два этапа открывать) поднялся зашел и в кабине сел на место КВС и давай там тумблерами щелкать. Загорелись АНО и через некоторое время стало слышно, как запустилась APU.
Я уже пошел на посадку и там стоя в очереди только увидел как проходит наш экипаж.

Через 15 минут мы уже были в воздухе.
С картинками рассказать?

В сущности, ничего особенного.
Если самолёт готов, то действительно только открыть его и запустить ВСУ (или подключить наземный источник питания).
Зимой подогреть салон от ВСУ.

В зависимости от того, какая компания, ещё можно:
- снять заглушки с двигателей и приёмников давления,
- заправить топливом и водой.
Наличие этих операций разнится в зависимости от правил компании и наличия договоров на наземное обслуживание.

В Вашем случае был какой-то странный экипаж, значит.
Они на борту должны быть примерно за час до вылета.
А бортпроводники - ещё раньше. Принимать питание для пассажиров.

r_u_s_i_k_

5 years ago

lx_photos

5 years ago

sabbath_shadow

5 years ago

r_u_s_i_k_

5 years ago

vovanikolaevich

5 years ago

sabbath_shadow

5 years ago

lx_photos

5 years ago

Re:

maxx_driver

5 years ago

Спасибо, очень интересно и познавательно
Словно сам поменял)))

Спасибо большое, как всегда интересно и познавательно!

Конечно хочется почаще читать, но ... "торопиться не будем!"(с)
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →