Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Про торчащие усики



Сидишь ты в кресле-качалке, потягивая горячую колу вприкуску с мороженой сельдью, и смотришь на закат.
Всё так хорошо, и работа начинает тебе даже нравиться.
И, скользя ленивым взглядом по привычным обтекаемым формам, останавливаешься на них.

Нет, ну не то чтобы ты чем-то обязан.
Но как-то понимаешь, что вот надо бы рассказать про те самые усики.


Чтобы поменьше вопросов, разъясним сначала остальные части.
Глазок с белой пластмассой - это какая-то хитрая антенна вроде ответчика "свой-чужой". Самолёт-то военный, Ту-134. Ему надоть.
Прозрачный стеклянный колпачок имеет лампочка. Нечто вроде габарита или строевого огня.
Красное торчит вниз - это обтекатель концевика включения системы нейтрального газа. По идее, в случае посадки самолёта без шасси на пузик при касании крылом поверхности обтекатель разрушится, концевик подаст сигнал, и в крыльевые баки подастся азот под давлением. Чтобы пары керосина загорелись не сразу. Система устанавливалась у нас лет на сорок раньше, чем стали ставить на импортную технику (там только недавно озаботились подобной).

Теперь подробнее о палочках-метёлочках.

Такие живописные кисточки из металлической проволоки нужны самолёту для избавления от статического электричества в полёте.
Самолёт ведь покрыт краской, коя есть диэлектрик. И при быстром полёте и трении о воздух неизбежно накапливается заряд. А скорости-то большие.
И вот чтобы это статическое электричество обратно в воздух слить, и нужны разрядники.
Устанавливаются они в разных местах - кто где удумает.
Вот, например, на законцовках задней кромки стабилизатора:


Вот на задней части обтекателя привода стабилизатора:


Надо заметить, что такое безобразие было не всегда.
Уже на Ту-154 разрядники стали культурнее - распушённые концы упрятывались в небольшой (примерно сантиметр диаметром) конусный конец резиноподобного трубчатого изолятора, открытый только сзади.
Проволочек было ровно семь, и некоторые бортинженеры придирчиво считали проволочки на законцовках крыла. Но почему-то автолестницу, чтобы подняться на стабилизатор и посчитать проволочки там, они не просили.
Ещё для избавления от статики на шассях висели металлические тросики, кои должны были сбрасывать статику на поверхность после посадки.
Правда, все эти меры работали не идеально, и по прилёту Ту-154 меня периодически взбадривал несильным разрядом. А может, мне так казалось, когда я лез на стремянку стравливать давление в гидроаккумуляторах реверса.

На иномарках, как водится, всё культурнее.
Вот разрядники на крыле Boeing-737NG:


Выглядят они как пластмассовые палочки. У некоторых на концах есть поясок из жёлтой пластмассы.


Тут они со своей задачей справляются получше - от иномарок меня не передёргивает :)
Хотя на шасси тут уже ничего не висит.
На киле:


На Airbus, как на более электрический самолёт, монтируется побольше разрядников

В документации Airbus пишут про разрядники ещё и то, что их применение позволяет уменьшить взаимовлияние связной и навигационной систем.

Нормальным сопротивлением разрядников считается от 6 до 120 МОм (или 200 у других моделей).
Заменяются они просто - надо открутить/закрутить всего один винт.

Разрядники есть, наверное, на всех быстролетающих самолётах.
Вот и на 340-м Эмиратов тоже:


На закусь у нас остался вопрос с молнией.
Как правило, если она попадает в самолёт, ничего страшного не происходит. Ничего не ломается.
Разве что зоны входа и выхода разрядов на поверхности самолёта немного оплавляются.
Вот как это выглядело на стабилизаторе Ту-154:


А это - там же на кромке:


На иномарках подобные следы мне не доводилось видеть столь явно выраженными.

И на закусь - видео (чужое) попадания молнии в самолёт.

Вроде всё нормально закончилось.


Вот такие у нас разряд(н)ики.
Война окончена. Всем спасибо.
Tags: static dischargers, ликбез, матчасть, разрядники, самолёты, связь

Posts from This Journal “связь” Tag

  • Удивительное рядом

    Конечно же, это он! http://lx-photos.livejournal.com/260969.html

  • Не ори - сломаешь

    В пилоты лучше брать немых. Но чтобы слышали. Но молчали. Потому что от избытка радости общения они иногда делают матчасти больно. Вот и в…

  • Row'n'Twist

    Светодиодная подсветка номера ряда. Тоже не горит, цобако. Однако лампушкой тут уже не обойтись - либо меняй плату, либо дефект где-то дальше, в…

  • Спасение Рядового Знака

    В эти лётные ночи каждый развлекается, как можется. Кто-то бухает, а кто-то колется. Где-то Панас, а кто-то Золотухин. В нашем же скучном авиамире…

  • Разрядники снова в строю

    Пятница-халявница действует даже на авиатехников. И сегодня в облегчённом режиме посмеёмся над тем, на чём летают неразумные твари (умные-то только…

  • Что-то взбLEDнулось...

    И снова в эфире матчасть! Прогресс неумолим, так что... Сегодня покажу вам свежачок-мелочишку. Находится она практически по всему салону. В…

  • Кам ин зе скай

    Как все мы догадывались, пилотам хочется подсматривать за стюардессами. Именно для этого в кабине нужны вот такие мониторы: И сейчас я кратенько…

  • FAP fail

    Не всё скоту масленица. Бывает и про старуху порнуха. Так же случаются неудачности и в самолётном ремонте. Сегодня расскажусь про однусь. В…

  • Когда горн сгорнился

    Вот она. У-у... вот она, та самая злобная кнопка MECH, которой пилот, мерзко хихикая, пугает усталого авиатехника. Итак, Horn. Гудок, тащемта.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 63 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Спасибо, очень интересно!
спасибо вам) кроме того что сам факт просвещения, так еще и стиль очень импонирует
Почему же топливо не взрывается, когда разряд молнии проходит сквозь крыло?
Потому что разряд проходит сквозь металл, по поверхности крыла, и не нагревает пары керосина до температуры воспламенения.
Спасибо. Интересно.
Этож только у военной 134ки такие веники? На гражданских, вроде, нормальные стекатели.
Насчёт военной - это моя ирония.
Самолёт был вполне гражданским.

long_swp

4 years ago

спасибо за ликбез.
Не знаю точно, как на остальных самолетах, но на CRJ-100/200 производитель очень жестко регламентирует наличие этих самы статразрядников. Есть даже такие, при утере или повреждении которых самолету нельзя вылетать.
Как всегда информативно и интересно! спасибо!)

P.S. А почему запрещается самолетам красить крылья?
Кстати, да! Тоже очень интересно!

lx_photos

4 years ago

dimas

4 years ago

lx_photos

4 years ago

Чего-то не понятно, как заряд приходит на стекатели и, собственно, почему металлические стекатели работаю хуже пластиковых...
Самолёт при полёте трётся о воздух и от этого электризуется - на его поверхности накапливается заряд.
Предполагаю, что металлические (проводящие) работают хуже потому, что при наличии резистора внутри на нём рассеивается мощность разряда. То есть на "воздушном" конце может быть меньшее напряжение - всё падение напряжения происходит на резисторе (= сопротивлении разрядника).
А когда резистора нет, то для разряда нужно повышенное напряжение уже на кончике разрядника.
Хотя это предположение, и я тоже с трудом понимаю, почему так происходит.
какие взъерошенные :)

а этот поясок на конце на арбузах то имеет какой-то описанный смысл? типа если нет — пора менять …

и зачем стравливать гидроаккумуляторы? они вообще зачем, как на грузовиках в тормозах (только там вакуум кажись), запас чтобы открыть если двигатели встанут? если надо каждый раз стравливать — что ж штатный способ без лестницы не сделали?
Потому, что были случаи. Залезет техник в двигатель, а в кабине кто то невзначай ручку реверса потянет. Техника храсть и пополам створками.
Случаи были.

lx_photos

4 years ago

dimas

4 years ago

lx_photos

4 years ago

fly_ernik

4 years ago

статья познавательная, юмор тонкий :) спасибо )
Вся наша жизнь - сплошной юмор.
У кого тонкий, а кого и не очень.
Уже на Ил-18 такие кисточки были.
Присоединюсь к вопросу про гидроаккумуляторы.
Производятся ли какие-нибудь работы с матчастью после попадания в неё молнии? Если воздействие было как на приведённых снимках, например.
Да, есть комплекс смотровых работ.
Если надо подробнее, посмотрю в документации.

taimyr

4 years ago

да очень интересно было узнать.
А радиоантенны КВ УКВ спрятаны или тоже outside?
УКВ - снаружи торчат (их как раз лучше всего видно - они большие),
КВ находится внутри киля.
Хорошая иллюстрация :)
Возил в машине один разрядник с Туполя после выхода молнии оплавленный. Девушкам показывал, все охали и восхищались)

только вот не "шассями", а "шасси"... слух резануло(
:)
спасибо большое)) Я всегда думал, что это какие то датчики. Теперь буду знать)
Кстати, в чем фишка, что инженеры не просили автолестницу, когда проволочки считали? Глазастость проверяли?))
Если инженер такой принципиальный, что хочет, чтобы все проволочки в разрядниках были на месте, то почему бы ему не скататься в люльке на автолестнице и на стабилизатор, посмотреть?
Там же всего 12 метров высоты - неужели страшно или чистую форму жалко?
Где принципы, я вас спрашиваю?
Спасибо! Очень познавательно.

Anonymous

March 3 2012, 16:05:19 UTC 4 years ago

Здравствуйте,Алексей. Ещё не читал поста,только открыл и увидел.ЗдОрово. Давно ждал. Большое спасибо. "Пойду" почитаю.:)))

Anonymous

March 3 2012, 16:31:11 UTC 4 years ago

А что делают с теми местами куда вошла и откуда вышла молния, как ремонтируют?
Это зависит от вида и размера повреждения.
Соответственно повреждённому элементу и будет ремонт или замена.
Мне кисточки больше нравятся:)) При определённых погодных условиях, когда статическое электричество накапливается на фюзеляже, можно видеть на выступающих его частях ночью голубоватое свечение, называется оно "огни Святого Эльма". Хотела вставить картинку, но...
Video out :(
Таки-да.
Попробуйте поискать на ютубе Lightning Strike - думаю, там их много.
Ух ты. Все хотел спросить, как решается на самолете проблема глобальной электростатики, а тут целая тема :)
Недопонял насчет "Нормальным сопротивлением разрядников считается от 6 до 120 МОм" - сопротивление откуда куда? Если в воздух, то там понятие сопротивления совсем некорректно - ниже определенного напряжения ток вообще не пойдет (нет коронного разряда), да и зависеть от напряжения будет очень нелинейно. Ну, и еще оставшиеся несколько киловольт при посадке тоже надо куда-то сливать - если нет висюлек, шины сделали проводящими?

lx_photos

February 27 2016, 17:04:08 UTC 11 months ago Edited:  February 27 2016, 17:04:31 UTC

от конца до конца
насчёт шин не знаю, но вряд ли

not_belong_to

11 months ago

lx_photos

11 months ago

Блин, я думал про девчонок без трусов будет...
ну что вы!
я пишу гораздо более интересное

mavrrr69

11 months ago

lx_photos

11 months ago

mavrrr69

11 months ago

lx_photos

11 months ago

mavrrr69

11 months ago

Вот как зхамечательно и интересно писал три года назад.Сейчас как брюзга старая стал.Один негатив.
да, я молодецъ :)
Спасибо огромнейшее ☺. Я как раз хотел узнать что это. Я раньше думал что это какие то антенны для радиосвязи. Теперь благодаря Вам буду знать 😄. Как то в 2000 ом году мы летели из Сочи в Москву на Ту-154М компании KrasAir. Высота была 11 000 М. крейсерская скорость была 900 км/ч. Эти разрядники прямо тряслись от воздушного потока. Мне тогда было 17 лет и я думал что это такие антенны. Только у двух советских самолетов была крейсерская скорость 900 км/ч. Это Ту-154М и Ил-86. Еще вроде у Ил-96-300. Тогда клали на расход топлива. А сейчас я заметил почему то крейсерскую скорость не делают 900 км/ч а все уменьшают и уменьшают. Например у А-320 fam. она 840 км/ч, а у А-320 NEO уже 828 км/ч. Интересно, зачем крейсерскую скорость все время уменьшают ? Чем она меньше тем меньше расход топлива ?
в общем, да
Вообще, конечно крейсерская скорость 900 км/ч лучше чем 840 км/ч. Когда мы в 90-е летали из Сочи в Москву на Ил-86 у него была крейсерская скорость 900 км/ч, долетали за час 50 минут. А на Ту-154Б, у него крейсерская скорость была 850 км/ч, то долетали за 2 часа. Вот интересно, не уменьшат ли еще крейсерскую скорость до 800 км/ч, 750 км/ч, 700 км/ч. ? Чего то смотрю, у новых самолетов она все меньше и меньше.
Разница в 10 минут легко "съедается" задержками, получением багажа и т. п., так что такой можно даже пренебречь. А скорость полёта зависит не только от самолёта, но и от кучи внешних условий. Дунет на эшелоне встречный ветер со скоростью километров эдак 100 на пару часов полёта - и к четырёхчасовому полёту смело можно ещё с полчаса добавить.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →