Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Кто вы, мистер Пак?..

Когда вы совершаете свой вечерний моцион вокруг самолёта, то невольно оглядываетесь в поисках интересного для поржать.
И конечно же, у вас при этом возникают много вопросы.
Ну, несомненно, что это за хрень там торчит, или для чего, впрочем, нужна вот эта дырка?

Именно поэтому сегодня мы поговорим о системе кондиционирования воздуха.

Надо под сказать, что система кондиционирования воздуха (СКВ) на самолётах обычно считается довольно сложной.
Но я постараюсь, чтобы все даже поняли, зачем оно там растёт и как работает. Не говоря уже о с важным видом объяснить соседу по полати.
Поэтому сначала обучимся теории, а там и до фоток дойдёт.

1. Для чего это нужно?
Человек любит дышать. Ему это как-то надо. Всё время.
Дышать ему надо в определённом диапазоне давления и температуры воздуха, иначе к счастливым родственникам долетят не все. Ведь на высоте давления воздуха мало, и он ещё и очень холодный.
Человеков в салуне много.
И вот это много надо снабдить воздухом в потребном количестве и комфортной температуры (и давления).
Этим, собственно, и занимается СКВ.

2. Из чего ён состоит и где находится?
В составе СКВ много всяких разных штук, но принципиально мы имеем следующее:
2.1. Систему отбора воздуха от двигателей и ВСУ.
2.2. Систему подготовки воздуха.
2.3. Систему распределения воздуха до потребителей.
Сегодня мне интересно рассказать о большей части именно что второго кусочка этой всем хорошей системы.

3. Как оно выглядит и работает.
Как всем нам давно уже стало понятно, бОльшая часть работы по подготовке воздуха выполняется как раз установками кондиционирования (Air Conditioning Packs), так что про эти самые паки (иже херувимы) я сейчас и немножко покажу и расскажу.
Паки обычно находятся под салоном, в районе центроплана. Вот мы как раз и откроем створочку:


Видим мы там примерно следующее:
два здоровых теплообменника (воздухо-воздушных радиатора = ВВР) серебристого цвета

, левее - чёрные пластиковые кожухи для прососа воздуха через ВВРы, и много труб.

Тут вот какая штука.
Воздух для работы системы отбирается от компрессора ВСУ или от компрессоров двигателей (если они запущены).
Там он очень горячий - сотни градусов. Если бы мы жили только зимой, то всё было бы попроще - охладили бы его, да и подали в салон.
Но у нас ведь бывают и весьма положительные температуры, при которых хочется салон не то чтобы не сильно подогреть, а очень даже и охладить.
Поэтому в СКВ мы должны поиметь холодильник неслабой такой производительности (салон на 170 горячих парней - ага?), причём желательно, чтобы он работал без привлечения сторонних ресурсов вроде электроэнергии.
Такая задача хорошо решилась с привлечением законов физики.
Как известно, воздух, как и любой газ, охлаждается при расширении. А ещё лучше он охлаждается, если у него ещё и отобрать энергию принуждением к работе.
Оба два этих способа используются в устройстве, называемом "турбохолодильник" (по-английски используют термин Air Cycle Machine = ACM). Вот он серенький такой чуть левее середины:

В нём бывший горячий воздух (а сейчас слегка уже охлаждённый в ВВР), но всё ещё под давлением, совершает работу по вращению турбины, и при этом расширяется и охлаждается.

Теперь можно уже упрощённо объяснить работу СКВ в целом:
Атмосферный воздух засасывается компрессором ВСУ или двигателя. Там он сжимается.
Горячий воздух отбирается от ВСУ или двигателей,
предварительно охлаждается в теплообменниках (ВВР),
затем приводит турбину турбохолодильника и охлаждается там до температуры чуть выше нуля (чтобы не замёрзли пары воды),
а потом к нему подмешивается горячий воздух в количестве, необходимом для получения заданной из кабины температуры.
И в результате мы получаем в салоне прохладный воздух летом или тёплый - зимой.

Ещё немного деталей.

Вот такой хитрой формы воздухозаборник имеется практически у всех самолётов.

Через него забирается воздух на продувку ВВР. По этому характерному виду можно сразу понять, где у самолёта находятся паки кондиционирования.
У большинства самолётов паки находятся снизу центроплана.
А вот у Ан-148 - сверху:

(заборник воздуха - в правом верхнем углу фото)
Ну, и ещё у некоторых оригиналов они бывают в носу.

Проходное сечение канала воздухозаборника регулируется. На 737 - подвижной стенкой входной части канала со стороны фюзеляжа.
Этим регулируется охлаждение ВВР - ведь на высоте набегающий поток очень холодный (-60 градусов) и скоростной, так что створочку лучше прикрыть.

Характерным для 737 является наличие щитка перед каналом воздухозаборника:

Его установили, чтобы меньше всякой гадости засасывалось с поверхности и попадало на разбеге - ведь фюзеляж у 737 сидит довольно низко.
У Эйрбасов входники находятся гораздо выше, и там таких щитков нету.

Между паком и нишей шасси, снизу, находится выходное отверстие для продувочного воздуха:

Оттуда дует слегка тёплым, и зимой там может быть интереснее, чем вокруг.

Кстати, во время стоянки, когда нет набегающего потока для продувки ВВРов, воздух через них просасывается вентилятором, который приводится той самой турбиной турбохолодильника.
Вот и полезная работа, которую он совершает при охлаждении воздуха. Сам себя обеспечивает, так сказать :)

При охлаждении воздуха содержащиеся в нём парЫ воды конденсируются в капли. Эта вода отводится из холодного воздуха, и впрыскивается в поток, направляемый на ВВРы. Таким образом, испаряя эту воду, они охлаждаются ещё сильнее.

Тэк-с... воздух мы с горем пополам охладили.
Теперь как бы порегулировать и вообще в тепло.

Регулировка температуры воздуха производится подмешиваением к холодному воздуху горячего.
На 737-800 вся герметичная часть фюзеляжа разделена на три условных зоны: кабина экипажа, передняя и задняя части пассажирского салона. Тремя же клапанами и подмешивается горяченькая.
Соответственно, в кабине экипажа, на потолочной панели, имеются три задатчика температуры:

(вот они внизу фотки)
Над ними находятся индикаторы отказа соответствующих каналов контролирующей аппаратуры.
Ещё выше - выключатель подмешивания горячего воздуха.
Слева вверху - прибор для контроля температуры воздуха в магистралях и в салоне.
Вверху справа - переключатель для выбора, а чего, собственно, температуру смотреть будем.

При отказе регулирования температуры воздуха паки сами перейдут на выдачу какой-то средней температуры вроде +24 градусов.

Для того, чтобы поэкономить на воздухе, обычно работают вентиляторы рециркуляции воздуха в пассажирской кабине.
Вот их выключатели как раз присели на соседней панели сверху:

Вентиляторы сосут воздух из салона через боковые нижние панели, затем он очищается фильтрами и подмешивается к свежему воздуху из паков.
Воздух же в кабину пилотов всегда подаётся только свежий.

Ниже выключателей, посредине, виден прибор, показывающий давление воздуха в магистралях.
Под ним - тумблер клапана кольцевания левой и правой воздушных магистралей. Как видно, воздух от каждого двигателя подаётся к своему паку, а ВСУ подключена к левой магистрали.
По сторонам от него - тумблеры включения паков.
Ниже - сигнальные табло неисправностей разных частей системы подготовки воздуха.
И в самом низу - включение отбора воздуха от ВСУ и двигателей.


В заключение залезем на территорию системы регулирования давления воздуха внутри самолёта.
Воздух внутрь салона подаётся через паки под постоянным давлением.
Регулирование давления внутри салона производится автоматической системой, регулирующей стравливание воздуха через выпускной клапан.
Он находится справа сзади самолёта, примерно под задней правой дверью (обведён красным):

Клапан представляет собой две створки, которые могут приводиться от трёх разных электродвигателей (для запаса на случай отказа).

На случай, когда вообще всё плохо, предусмотрены ещё два совсем уж аварийных чисто механических клапана, открывающихся при превышении определённого давления внутри фюзеляжа по отношению к забортному.
Вот эти клапаны выше и ниже выпускного клапана:


Если же вдруг давление внутри фюзеляжа станет ниже, чем снаружи, то клапаны отрицательного перепада откроются и выровняют этот перепад, впустив воздух внутрь самолёта:


Также на случай разгерметизации багажников имеются вышибные панели на потолке багажников.
Если вдруг образуется слишком большой перепад давления между багажниками и салоном, панели выдавятся и пустят воздух для выравнивания этого перепада.
Это нужно для того, чтобы не сложился пол салона.


Пожалуй, про паки я вкратце рассказал.
Если бог даст, и будет настроение, как-нибудь, возможно, покажу ещё, как и через что подаётся воздух в салон.
Это будет уже система распределения воздуха. Внутри той же СКВ.

А пока что можете оценить мои старания.
И помните - нам важен каждый голос.
Poll #1894862 И как оно?

Это было...

1 - хреново мне
1(0.3%)
2 - ничё не понятно
2(0.7%)
3 - нормалёк, но пиво лучше
8(2.6%)
4 - хорошо
92(30.1%)
5 - великолепно
203(66.3%)

Понятно?

Да
281(92.4%)
Нет
5(1.6%)
Не определился
18(5.9%)



Tags: 24-105, 30d, ac pack, b737ng, СКВ, кондиционирование, ликбез, матчасть, самолёты

Posts from This Journal “кондиционирование” Tag

  • Пипочка и загадочные следы

    Начиналось всё довольно странно - ни с того ни с сего, без определённого дефекта, нам было предложено заменить Bypass valve... Это, кстати, будет…

  • Циркулируя, фильтруй!

    Собственно, по одной этой фотке понимающему авиапассажиру уже ясно, почему только поездом, и об чём вообще будет и была речь. А непонимающим…

  • Аэроциклическая машина

    Короткий вариант поста: Это - турбина турбохолодильника пака кондиционирования Airbus-320. А это - его же вентилятор. Всем спасибо, до…

  • Have a fan!

    Да! Да! Да! Солнце смеётся. Потому что все узнали во прошлом посте нашего любимца - вентилятора рециркуляции салонного воздуха. Два таких…

  • В третий раз про байпас

    Давненько не брал я в руки систему кондиционирования! Все мы помним шедевральное порнофото обходного клапана (Bypass) пака кондиционирования.…

  • Уплотнение

    Нравится мне такой тип уплотнения. Используется он в некоторых соединениях системы кондиционирования - в паках. Прикол в том, что прокладка…

  • Готовим замороженного чемодана!

    Обычно багажники Airbus-320 не отапливаются. Однако иногда, в целях защиты исчезающих видов чемоданов от вымерзания, авиалинии заказывают…

  • Спасите Эйрбас!

    Когда прекрасная стюардесса вдруг с мольбой устремляет на вас взгляд бездонных глаз, взывая о помощи, и выходящий из кабины Капитан, сдерживая…

  • Минутка технопорно

    А это такой клапаночек воздушный из системы кондиционирования. Назачем он там нужен и когда работает - а пёс его знает... Вижу только…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 126 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

st_slaventiy

February 6 2013, 06:28:32 UTC 4 years ago Edited:  February 6 2013, 06:29:03 UTC

Зачем створки стравливающего клапана зубчатые (аки постригальная машинка)? Лед из конденсата колоть ?
Не знаю.
Бывают клапаны с гладкими створками, бывают такие.

gutnikov_yira

4 years ago

Oleg Zishchuk

3 years ago

спасибо отличный сюжет!

чисто паксообывательскй вопрос

ситуация - сели в горы: 2800
не могут открыть дверь - давление))
у всех жутко уши дико заложило) ужас продолжался минуты три)
боинг 767

что это было?
Ошибка экипажа.
Система сама сбрасывает давление внутри салона до давления окружающей среды после посадки.
Если автоматика не работает, экипаж сам должен был установить высоту аэродрома посадки (вручную), и давление внутри салона опять же сравнялось бы с забортным.
Похоже, забыли установить.

Otto_III

4 years ago

dvv

4 years ago

Deleted comment

а какие варианты есть, кроме как с собой воду возить?

omenyzer

4 years ago

krino2

4 years ago

velman67

1 year ago

Спасибо, класс! А правду ли я слышал, что в Б787 нету отбора воздуха от двигателей для кондиционирования?
Я тоже это слышал.
Документально подтвердить не могу.

onymacris

4 years ago

klink0v

4 years ago

lx_photos

4 years ago

onymacris

4 years ago

klink0v

4 years ago

onymacris

4 years ago

dvv

4 years ago

onymacris

4 years ago

Великолепно :)
Спасибо, очень интересно!
Пожалуйста.
"соседу по полати"
видимо надо заменить на "соседу по палате":)
чтобы, стало быть, как в больничку заберуть крепкие санитары, рассказывать соседям про устройство паков.
p/s/ http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%EB%E0%F2%E8 читал.
Нет, в данном случае это не ошибка.
Это слово использовано намеренно - и как указанный вами термин, и как созвучное "палате", и как слегка напоминающее "соседа по полёту".
Ну вот, еще на чуть-чуть в моей голове стало меньше темных пятен в вопросах, связанных с устройством самолета :) Спасибо! :)
А турбохолодильник просто крутит турбину или она что-ито полезное вырабатывает, спасибо.
Валом турбины приводится вентилятор, прогоняющий воздух через ВВРы.
Они на одном валу посажены.

omenyzer

4 years ago

lx_photos

4 years ago

formalist

3 years ago

lx_photos

3 years ago

formalist

3 years ago

formalist

3 years ago

lx_photos

3 years ago

Я как-то раз возвращался из Уи-и-и-ибипта на ведроиде имени Ил-76. Всех погрузили в салон, экипаж начал предполетную подготовку. И в какой-то момент в салоне та-а-а-ак завоняло выхлопом, аж голова разболелась. Мне вот интересно, что это было.
Скорее всего, на вход компрессора ВСУ или двигателя (если был запущен и кондиционирование происходило от него) попал выхлоп двигателя - своего или чужого. В выхлопе современного двигателя, помимо наличия продуктов сгорания керосина, ещё и мало кислорода остаётся, так что дышать им действительно неприятно.

asergeich

4 years ago

klink0v

4 years ago

А-a-a-a, нам подмешивают «спёртый» воздух!
Возмущению моему нет предела.
Куда писать жалобу?
:))))
В Боинг, вестимо :)
Хотелось бы узнать у Вас, а зачем после закрытия дверей делается наддув кабины (ведь потом же все равно "высоту" в кабине будут уменьшать)?
мне казалось что это делают для проверки герметичности кабины, но посмотрим что автор скажет …

lx_photos

4 years ago

formalist

3 years ago

Прибор контроля температуры - это просто индикатор, а датчики где-то далеко или он сам непосредственно измеряет?
Это индикатор.
Датчики находятся в магистралях подачи воздуха и внутри салона. Воздух через эти последние просасывается маленькими вентиляторами.

krino2

4 years ago

lx_photos

4 years ago

formalist

3 years ago

Спасибо, великолепно!
Так глядишь перечитаешь весть твой ЖЖ, и можно будет техником идти подрабатывать...!)))
Спасибо, респект тебе и уважуха, продолжай в том же духе!
Техники нам нужны.
Приходите к нам работать :)
спасибо большое, оч интересно!
а теперь кто-нибудь объясните плиз мракобесу:
я-то думала, что один и тот же воздух в самолете очищается и гоняется по кругу, а тут вон оно че...
не поняла вот что:
получается, что воздухозаборники открыты всегда и работают всегда, даже на высоте 10тыщ м. а на такой высоте нет кислорода, поэтому воздух поступает в компрессор. а как компрессор обогощает этот воздух кислородом?

teleoffis

4 years ago

yura3ko

2 years ago

teleoffis

2 years ago

yura3ko

2 years ago

teleoffis

2 years ago

yura3ko

2 years ago

teleoffis

2 years ago

yura3ko

2 years ago

спасибо за подробное разъяснение.очень четко последовательно интересно.возник вопрос,какое давление создает компрессор двигателя,и какое отбирается для скв?
После компрессора давление порядка 30 атм (это если на взлётном режиме, на других меньше).
Но в СКВ отбирается воздух с меньшим давлением.
Во-первых, он отбирается не всегда из-за последней (9-й) ступени, а может и после 5 ступени КВД (на повышенных режимах работы двигателя - чтобы не слишком большое давление отбирать).
А во-вторых, его давление и температура ещё предварительно уменьшаются в системе отбора, так что в паки он поступает с не таким уж и большим давлением - порядка 3 атм при неработающих паках, и где-то 1-2 атм при работающих (это при работе от ВСУ; от двигателей, наверное, всегда 3 атм). Думаю, больше 4 атм там не бывает на входе.
кстати,о ведроиде. как то возвращался из города красноярск всех погрузили в салон а 320 и когда экипаж стал запускать двигатели так завоняло выхлопом,но голова не разболелась.
Эйрбас - наше всё.
Эйрбас - это круто.
Летайте Эйрбасами. На них смазки гораздо меньше на больших формах :)
А то, что положение OFF на тумблерах верхнее, это всегда в самолетах так?
Психологически казалось бы комфортнеее, когда вверх включено, вниз - выключено, на всяких привычных приборах сделано именно так, а вот в самолете ноборот почему-то.
В Боингах обычно на потолочной панели включение - вперёд. Так у них традиционно сложилось. Как опция может быть наоборот, но это редко у кого.
На Эйрбасах включение - вверх.

billy_nv750

4 years ago

спасибо, интересно
Ну ведь интересно же!
Спасибо!
Интересно, почему на ил-18 практически в каждом полёте закладывало уши - не герметичный салон, или огрехи системы кондиционирования?
Как вы думаете?
Мне кажется, что во времена Ил-18 система поддержания давления в кабине не была автоматической, а давление регулировалось бортинженером.
Если и не весь полёт, то на некоторых переходных этапах.
А такая ручная регулировка наверняка меняла давление слишком быстро, что и чувствовалось как "закладывание ушей".

not_belong_to

1 year ago

taimyr

1 year ago

not_belong_to

1 year ago

Спасибо за интересный материал!
отличная тема) работаю на предприятии по производству теплообменников для самолетов, так что вдвойне интересно
Спасибо.
1.А где в кабине выставляется давление (высота). Если можно покажите на фото эти переключатели.
2.Почему задатчики температуры стоят на W? Это самая горячая? На сколько можно салон можно прогреть при таких установках?
1. Давление выставляется вводом высоты полёта в футах на панели управления давлением (потолочная панель, правый нижний угол).

Ручка FLT ALT, циферки в окошке над ней.

2. C = Cold. Холодный воздух. Система будет поддерживать температуру в этой зоне +18 градусов Цельсия.
W = Warm. Тёплый воздух. +30 градусов.
Видимо, на улице холодно, и самолёт грели.

gorgi1

3 years ago

Спросите у Журавского про оптимизацию систем кондиционирования.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →