Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

DEUs ex...


В одну из последних ночей салон самолёта являл собой картину локального апокалипсиса...


Происходил поиск дефекта по негорящей лампочке "Застегните ремни" над одним из рядов.

Оговорюсь сразу - я в этих электронах понимаю ещё меньше обычного, так что сегодня буду краток.

Как уже однажды говорилось, Airbus non penis canis est.
И это ещё полнее понимаешь, когда встречаешься с его электрическими потрошками.
Вот, например - как устроены обычные огоньки "Застегните ремни" и оповещение пассажиров о воздушной тревоге через динамики в старом добром православном Боинге?
Крепкие, добротные жилы проводов устремляются непосредственно от переключателя в кабине до места каждого клиента.
И там светит или говорит тёплым аналоговым звуком.

Не то в Airbus.
Уже в 1980-х годах они засунули туда микропроцессорную систему.

Если снять верхнюю боковую панель салона, то мы там найдём не только лампочку с дневным светом внутре.

Найдём мы там и совершенно металлическую коробочку.
Называется она DEU (= Decoder Encoder Unit).
Таких коробочек на самолёте уйма - одна может обслуживать до трёх PSU.


Именно эти DEU и обеспечивают работу всех сигнальных табло, динамиков и ламп индивидуального и общего освещения.
Также их цифровость даёт массу приятных возможностей - например, можно протестировать с панели в переднем вестибюле все лампы индивидуального освещения, и самолёт выдаст список неработающих.
Ну, и ещё всякого.

Так выглядит загадочное на стенке:


Подсоединяются они все к компьютерам, установленным в отсеке авионики, шинами типа "витая пара", проходящими по одной по каждому борту самолёта.
Компьютеры называются CIDS Director:


А зато отсоединяются - с помощью разъёмов:


Алилуйю пою Эйрбасу за то ещё, что для снятия этих DEU не нужно никакого инструмента.
Достаточно отстегнуть разъёмы, нажать фиксатор, и вытянуть коробочку по направляющим со своего гнезда.
И все DEU типа A (бывают ещё типа B) - взаимозаменяемы.
Одним разъёмом DEU подсоединяется к шине:

и два отходят к исполнительным устройствам:


На этом мои познания в цифровой связи внутри кабины близки к исчерпанию, поэтому перейдём к более простому - PSU.
Как вы помните, это значит "passenger service unit", что на русский переводится как "то, что висит над пассажиром".

Вот как раз несколько секций открыты для обозрения:


В принципе, тут всё похоже на Боинговское.

Только немного сложнее :)

Слева виден динамик, через который "Экипаж приветствует вас на борту..."

Внизу под ним можно разобрать три контакта от светящегося табло "Не курить" и "Застегните ремни".
Провода ведут ко второй части:

Сверху видны три лампочки индивидуального освещения.
Ниже - две платы деталями друг к другу.
Я так понимаю, это и есть цифро-аналоговая часть системы.

И завершает парад совсем уж аналоговая часть - индивидуальная вентиляция.


А вот тут уже мои познания совсем исчерпались.
Надеюсь, хоть какое-то представление получилось дать.

Poll #1967495 Коротко, но...

?

- -
0(0.0%)
-
0(0.0%)
0
1(1.1%)
+ -
2(2.2%)
+
19(21.1%)
+ +
68(75.6%)


Ссылки по близким темам:

PSU на Boeing-737 NG
http://lx-photos.livejournal.com/161476.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/Deus_ex_machina
http://lurkmore.to/Lingua_latina_non_penis_canina

Всем спасибо.
Tags: a320, матчасть, связь
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 64 comments