Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Кресло пилота Airbus-320

Снова понедельник; и для тех, кто хотел увидеть ниши шасси, я расскажу о пилотских креслах.


Два принципиально одинаковых, но устроенных зеркально относительно продольной оси кресла установлены в кабине. Спереди, по бокам от пьедестала (среднего пульта).
Те пилоты, которые успели их захватить, рулят самолётом.
Сзади них могут быть одно или два дополнительных кресла. Они предназначены для неудачников - 3-го и 4-го оккупантов (такое название). Эти два кресла мы сегодня не будем рассматривать, так как их ценность и интересность по сравнению с основными креслами ничтожна.
Также иногда я буду ехидно сравнивать Эйрбасовские кресла с Боинговскими, не показывая эти последние :) Так что вам придётся, как обычно, верить мне на слово.

Итак.

Пилотские кресла подвижны.
Они могут перемещаться вперёд-назад и, в крайнем заднем положении, ещё и уезжают в сторону борта.
Это сделано потому, что пилотам во время полёта надо иметь возможность дотянуться до многих элементов кабины как одному, так и другому - так что далеко друг от друга пилотов размещать не получается.
Но между пилотами находится центральный пульт ("пьедестал"), и он мешает пилотам нормально занять своё место, когда кресло придвинуто вперёд.
Уезжая назад и к борту, кресло позволяет более или менее нормально пройти пилоту между пьедесталом и креслом.

Кресло пилота держится на основании, прикрученном к полу восемью болтами (по два с каждого угла):

Сразу видно, что кресло крепится к полу неподвижно.
Это - основное отличие от Боингов, на которых кресла ездят по рельсам, прикреплённым к полу.
Тут же механизм перемещения кресла находится в его конструкции.

Помимо основания, мы сразу видим много интересного; так что приглядимся внимательнее к сидушке и её окружению.


Посредине подушки находятся два переключателя:

Они управляют электромотором, который через редукторы и зубчатые рейки перемещает кресло по вертикали и по горизонтали.
Работает он от трёхфазного тока 115/200В 400Гц.

В углу кресла находятся ручные регулировки:

два барабанчика позволяют регулировать поясничный подпор,
а нижние три ручки:
V - ручное управление перемещением кресла по вертикали,
H - перемещение по горизонтали,
R - наклон спинки.
Эти ручки связаны со стопорами соответствующего положения кресла и только позволяют разблокировать кресло; а перемещать его надо вручную. В общем, ручки H и V - это запасные на случай неработающего электропривода.
Ручка "Lock-Unlock" управляет стопором плечевых ремней.


Система привязных ремней тут пятиточечная - две половинки поясного ремня, два плечевых, и один - в промежности.

Все ремни застёгиваются в один замок.

Расстёгиваются они одновременно - поворотом диска на передней стороне замка на четверть оборота.
Плечевые ремни имеют инерционные катушки, которые позволяют небыстро вытягивать эти ремни, но блокируют их быстрое движение. Как уже упоминалось выше, для плечевых ремней существует рукоятка стопорения на боковой поверхности спинки. Застопорённые катушки не позволяют ремням двигаться вообще.

Вид снизу кресла интересен :)

Видны продольные рельсы по бокам платформы, и устройство для поперечного перемещения.
В верхней части снимка можно разглядеть лампочки (к ним подходят провода).
По одной лампочке расположено в каждом углу снизу кресла. Они подсвечивают пространство вокруг кресла.
Не все знают и про АЗСы (автоматы защиты) по питанию электромотора, которые находятся также на нижней поверхности кресла, но спереди. Бывает, кресло не перемещается электрически при выбивании их. В таком случае дефект, возможно, удастся легко устранить, воткнув их в рабочее положение.
В правой части кадра, ближе к верху, можно пронаблюдать тросики в чёрной оболочке. Они проходят от ручек механического управления креслом по вертикали и по горизонтали.

Электропривод кресла питается через кабель, проходящий через основание со стороны борта.

Кресло соединяется с бортовой сетью через разъём на нижней поверхности основания, и поэтому для отсоединения этого разъёма при снятии кресла приходится лезть в технический отсек под полом.

Подголовник может регулироваться для удобства проживающего в кресле.

Слева наблюдаем подлокотник, убранный в нишу сбоку кресла.
Сзади кресла имеется отсек со спасательными жилетами экипажа.

Эти жилеты имеют оранжевый цвет, в отличие от жёлтых пассажирских.
Для того, чтобы спасатели видели, кого надо спасать первыми :)

В конце поговорим о подлокотниках.
Подлокотник со внутренней стороны кресла простой.

Он имеет только кнопку стопора в торце и барабанчик на нижней поверхности для изменения угла наклона относительно горизонта.

Подлокотник со внешней, бортовой, стороны кресла немного сложнее.

Прежде всего, он шире. Потому что на нём лежит рука, управляющая самолётом через Sidestick.
Также для удобства этот подлокотник может регулироваться не только по наклону вперёд-назад, но и влево-вправо. Для этого у него снизу есть дополнительный барабанчик.
Текущее положение регулировок подлокотника показывается на шкалах за прозрачным стеклом. Таким образом, пилоту достаточно один раз подобрать себе удобное положение, и записать эти значения. На другом самолёте он может сразу выставить эти значения, и подлокотник окажется в нужном ему положении.
Этот подлокотник также можно поднять вверх до уровня спинки кресла, когда он не нужен.

Вот, пожалуй, и всё, что можно кратенько рассказать о пилотских креслах.

Как матерьяльчик?

- -
0(0.0%)
-
0(0.0%)
0
1(0.7%)
+ -
1(0.7%)
+
29(21.0%)
+ +
107(77.5%)

Кресло

нафиг, только табуретка
15(12.1%)
куплю
37(29.8%)
продам
3(2.4%)
сопру
69(55.6%)

.

А вот в наше время...
27(23.1%)
Всё тлен и суета
30(25.6%)
Не дождётесь
18(15.4%)
Эх, вы!..
3(2.6%)
хе-хе
39(33.3%)


Как обычно, благодарю компанию Эйрбас за непредоставленные материалы.
И ссылка для самостоятельного изучения - Кабина Airbus-320:
http://lx-photos.livejournal.com/89619.html


Всем спасибо,
Летайте самолётами :)

Tags: a320, кресла, матчасть, самолёты
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 74 comments
Спасибо.
А я думал, пилотские кресла всегда мохнатые. В смысле, с таким вот характерным мехом )) А оказывается - нет. Мечты разбиты, нафиг - только табуретка, все тлен и суета...
Есть и обёрнутые в овчину, у нас на одном самолёте даже в синюю)

lx_photos

2 years ago

grecha2000

2 years ago

Deleted comment

:) Думаю, кресла исчезают даже быстрее штурвалов.
А у боинга как смещается к борту если там рельсы? А как дела с этим на совколетах типа 154?

lx_photos

2 years ago

cadmi

2 years ago

cadmi

2 years ago

Андрей Лукашов

12 months ago

John Smith

2 years ago

sef_77

2 years ago

lx_photos

2 years ago

lx_photos

2 years ago

Ехидства не заметил
Как и парашютов
Техника безопасности страдает
Отличный материал! А теперь расскажите, пожалуйста, о расстоянии между креслами в эконом-классе российских авиаперевозчиков. То что пилотам комфортно, мы уже поняли.
Я не имею отношения к российским перевозчикам и не выступаю на заказ.

garkara

2 years ago

butch_ara

2 years ago

В креслах нет поддувала, нехорошо.
И мало стёба про Боинги, с их бомбардировочными клёпанными сидушками :)
Я уже слегка прошёлся по ним в постах про кабины.
подогрева жопы нету. не комильфо. да и вобще на фоне экономии веса электро привод - непозволительная роскошь. спинка в горизонталь ложится?
кста, пилотам обязалово быть всегда пристегнутыми?
При нахождении на рабочем месте - обязательно быть пристёгнутыми поясным ремнём и ремнём в промежности. На этапах руления/взлёта/набора высоты до 10 000 фт/снижения ниже 10 000 фт/посадки/руления дополнительно плечевыми ремнями.

morchich

2 years ago

brother_alik

2 years ago

lx_photos

2 years ago

grecha2000

2 years ago

lx_photos

2 years ago

grecha2000

August 25 2014, 08:39:41 UTC 2 years ago Edited:  August 25 2014, 08:42:25 UTC

Кстати, если выставить подлокотник по цифрам, то не всегда он будет стоять одинаково. На некоторых самолётах отличается положение, поэтому подстраиваем каждый раз...
Ещё нажатием кнопки на замке ремней можно отсоединить только плечевые ремни.
Ага, на рисунке это тоже написано.
Спасибо!
Пожалуйста.
Больше матчасти! Больше! :)
Спасибо огромное за ваши материалы, всегда очень интересно.
:)
Часто драки устраивают - кому в котором кресле сидеть?
Они решают это до полёта.

lazy_flyer

2 years ago

lx_photos

2 years ago

А почему пилотов спасают первыми?
Они могут больше заплатить.
*плачет, рыдает, бьётся в истерике*
Когда будет про вентиляцию?
А чё, уже надо?
Про кондишн я уже писал вообще-то.
а бройлерное кресло влезет в четвёрку автотазовскую? С:
Вряд ли. Они большие.

yurybravo

2 years ago

Матчасть усвоена. Спасибо большое!
Хорошее дополнение к заметке про кабину А320.

Судя по первому фото, правый подлокотник (кресло КВС) на шарнире?

"Благодарствуйте, барин! Бьём челом, пиши ещё..." :)

Re: Спасибо

lx_photos

August 25 2014, 18:25:08 UTC 2 years ago Edited:  August 25 2014, 18:25:41 UTC

Да, внутренний подлокотник поднимается вверх и убирается в нишу спинки кресла.
Спасибо большое, как всегда подробно и безумно интересно.
Пожалуйста.
- и в этом кресле просидеть 12 часов полета и так каждый рабочий день? Да там гарантированное плоскожопие как профдеформация! Не, хорошо, что я не летчик... Я думал они какие-то волшебные, с поддувом и массажем...
А кому сейчас легко?
Спасибо!))) Теперь мы знаем, как можно двигать кресла)))
А если кресла у пилотов зеркальные, это выходит и джойстики зеркальные? Т.е. пилот двумя руками одинаково управлять должен уметь?
Да.
Интересно, как у них это получается.

lx_photos

2 years ago

aerohunter

2 years ago

lx_photos

2 years ago

aerohunter

2 years ago

lx_photos

2 years ago

> и один - в промежности

всю жизнь это "брасовый ремень" был.
Может быть, не знаю.
пост интересный.. но комфорт кресел не впечатлил... на грузовиках (хороших) в кресле больше настроек для комфортной поездки.. очень важны пневматические подушки в спинке...
не знаю, насколько уместно сравнение...
Так-то да, на машинах удобнее.

Anonymous

December 28 2015, 21:04:12 UTC 1 year ago

летчики вроде 80 часов в месяц налета имеют,так что много в креслах сидеть не надо