Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Тормоз Airbus-320

И снова в эфире матчасть.
Сегодня мы смотрим самолётный тормоз.

Тормоза разных самолётов очень похожи друг на друга и в части конструкции отличаются не сильно - в основном, способом присоединения к оси.
Мы изучим тормоз от Airbus-320.

Тормоз может поставляться в разной транспортировочной упаковке; например, вот в такой:

Весит такая штука порядка 100 кг, из которых примерно 70 кг - сам тормоз.

Вот он во всей своей красе:

Как видно, тормоз - дисковый.
Конкретно эта модель содержит четыре подвижных и пять неподвижных дисков.

Диски - карбоновые и имеют облицованные металлом прорези для соединения со шлицами колеса.

Перед установкой колесА диски выравниваются, и колесо своими шлицами надевается в эти пазы.

На колесе со внутренней стороны виден блестящий теплозащитный экран.
При торможении самолёта тормоза могут нагреваться до 300 градусов и более, и экран помогает снизить нагрев диска колеса и шины.

Охлаждаются тормоза через отверстия в колёсных дисках либо естественным путём:

, либо на колесо может устанавливаться крышка с вентилятором для принудительного охлаждения:


Осевой вентилятор с приводом от электромотора внутри оси засасывает воздух из пространства между "спиц" диска колеса

и прогоняет его в наружную сторону колеса через отверстия крышки.

На место этого воздуха подсасывается горячий от тормоза, а туда, к тормозным дискам, поступает холодный со стороны амортстойки.
Так и охлаждаются тормоза.

Гидравлическая часть тормоза представлена корпусом гидроцилиндров.

Гидроцилиндров тут 14 - по семь на основную и альтернативную системы торможения, расположенных через один.
Вот тут хорошо видно, что системы работают не одновременно:

(один поршень не задействован, другой прижимает диски)

Верхние гидроцилиндры имеют штуцеры для стравливания воздушных пробок после установки тормоза:


Гидрожидкость к коллекторам основной и альтернативной систем подводится через быстроразъёмные соединения:

Это, без преувеличения, великое, изобретение позволяет отсоединить гидравлические шланги за пару секунд.

Оно не контрится, а просто надо повернуть разъём шланга, вывести из зацепления с пином на тормозе, и отсоединить.

Тормоз имеет два индикатора износа дисков - спереди и сзади.

Эти штыри (пины) присоединены к дискам и торчат из прорези в корпусе.
Когда тормоз износится до необходимости замены, выступание штырей за плоскость корпуса будет нулевым:

Естественно, проверять износ надо со сжатыми дисками. Обычно это делается со включенным стояночным тормозом.
Пины тут разные, потому что сфотканы тормоза разных производителей.

После снятия тормоза по износу он направляется на переборку. Там его чистят, контролируют, и устанавливают новые диски.

Внизу тормоз имеет датчик температуры:


Крепятся тормоза на разных самолётах по-разному.
На 737 Classic тормоз прикручивался болтами. Кажется, 12-ю. Каждый болт нужно было затягивать в два приёма - сначала тянуть одним моментом за болты (не гайки) накрест, а потом - бОльшим моментом по кругу. То ещё удовольствие :)
На 737 NG тормоз вообще роскошный. Он не прикручивается ничем :) - держится только за счёт прижатия колесом, а момент воспринимает здоровенный прямоугольный брус, торчащий из амортстойки. Тормоз при замене просто надевается на него.
Тормоз на A320 находится на промежуточной стадии эволюции :) - он прикручивается всего тремя гайками.

А момент от торможения передаётся на стойку через эти три болта, плюс девять штырей, на которые тормоз просто надевается при установке.
Вот на фотке как раз видны две нижние гайки и между ними один из этих девяти штырей.

Верхняя крепёжная гайка (показана стрелкой)

расположена неудобно, как раз напротив штока амортстойки.
Поэтому для замены тормоза нужно иметь динамометрический ключ с головкой и удлинителем, попадающие ровно в этот небольшой зазор между стойкой и корпусом тормоза :)

И под конец, как обычно, напугаю вас страшненьким :)
Вот так выглядит нижняя часть амортстойки сзади:

Наблюдаем на переднем плане два гидравлических шланга по бокам - к левому и правому тормозам;
между ними - кабель с проводами от системы измерения температуры тормозов, питания вентиляторов и датчиков тахометров колёс (тоже находятся внутри оси стойки).


Хочется сразу ответить и предупредить вопросы.
Почему всё такое грязное.
Дамы.
Извините, мля.
Такова жизнь.
Шасси ВСЕГДА очень грязные.
Эта мелкодисперсная пыль от износа карбоновых дисков вся летит сюда.
Самолёт тормозит свои 80 тонн от 230 км/ч до нуля за минуту - что вы хотите?
Налипает и просто пыль.
Плюс сюда выдувает смазку. И иногда немного гидрожидкости.
Единственное прикосновение к этой хери сразу пачкает твои руки на несколько дней. Их фиг отмоешь.
Так - на всех самолётах. Любых компаний.
Я понимаю, что разбиваю ваши мечты о белоснежных лайнерах, но если вы хотите знать, как устроена матчасть на самом деле - то вот так она и устроена.
Есть гламурный салон, который пидорит банда уборщиц после каждого прилёта, и есть шасси.
И ещё есть фюзеляж, иногда с потёками гидрожидкости и ляпами смазки.
Мир таков.


Те, кто не умер от правды жизни, заканчивают обучение.
Амортстойка снизу:

Посредине картины видна полусфера - это место установки подъёмника при замене колёс и тормозов.
Выше - штуцер заправки амортстойки азотом (это нижний, есть ещё выше на стойке).

Буквой 1 обозначен BTMU (Brake Temperature Monitoring Unit = Блок Отслеживания Температуры тормозов).
Он связан через разъёмы с датчиками температуры в тормозах,

и передаёт сигнал куда-то дальше, в недра.

В итоге температурка выплывает на нижнем, системном, дисплее ECAM.


Про торможение передних колёс.
Основные тормозятся при уборке своими тормозами подачей гидрожидкости.
Передние не тормозятся никак.
Раньше на старых Airbus устанавливались в передней нише шасси на потолке натянутые ленты, о которые тормозились колёса после уборки:

На современных самолётах такого нет.
На Boeing-737 на потолке передней ниши есть текстолитовые накладки для торможения колёс.



Пожалуй, на этом про тормоза я закончу.
Не рассмотрена тормозная система, но хотелось показать именно тормоз как агрегат.


Poll #1982949 Не тормози, голоси

Ваше слово, товарищ маузер

Спасибо
182(98.4%)
Вот уж фиг!
3(1.6%)

Материалец

- -
1(0.5%)
-
0(0.0%)
0
1(0.5%)
+ -
1(0.5%)
+
28(14.7%)
+ +
160(83.8%)

А ты понял?

Ничего не понимаю
2(1.0%)
Немного уловил
7(3.5%)
Серединка на половинку
7(3.5%)
Больше понял, чем нет
46(22.9%)
Понял всё
89(44.3%)
Понял всё обо всём вообще
42(20.9%)
Знаю даже больше
8(4.0%)



И полезные ссылки:

Кабина Airbus-320:
http://lx-photos.livejournal.com/89619.html

Колёса Airbus-320:
http://lx-photos.livejournal.com/103839.html

Замена тормоза на A320 (13 мин.):



Всем спасибо.
Tags: a320, матчасть, самолёты, тормоза
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 160 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
не самолет, а гонка прям!
ОК.

А теперь про газ давай.
Ага, щаз дам.
Впечатляет, особенно по сравнению с лампочкой в туалете. А колеса в самолете балансируют? При таком высоком профиле резины это должно быть сложно.
Люди пишут,что нет. Вроде как балансируют диски при изготовлении.
Ну и, наверное, точность изготовления резины высокая.

dimas

2 years ago

varjat

2 years ago

alexeykos

2 years ago

robustov

1 year ago

Удачно я вчера набрёл на твой ЖЖ. Прямо с утра отличный пост!
Как часто меняется это дело?
Точно периодичность не скажу, но довольно редко.
Я за крайние 8 месяцев был близок к замене тормоза два раза, но повезло ни разу на замену не попасть :)
Их меняют на базе, видимо. Но всё равно редко.

p_polus

2 years ago

lx_photos

2 years ago

p_polus

2 years ago

lx_photos

2 years ago

p_polus

2 years ago

Все здорово, но мог бы, как профессионал, тему раскрутки колес перед посадкой и раскрыть :-)
В 70х, в "Техника- молодёжи", помню, была большая статья на эту тему, Но, как я понял, до сих пор это не применяется.

nordown

2 years ago

lazy_flyer

2 years ago

nordown

2 years ago

lazy_flyer

2 years ago

nordown

2 years ago

lazy_flyer

2 years ago

nordown

2 years ago

lazy_flyer

2 years ago

nordown

2 years ago

lazy_flyer

2 years ago

nordown

2 years ago

lazy_flyer

2 years ago

nordown

2 years ago

lazy_flyer

2 years ago

nordown

2 years ago

lazy_flyer

2 years ago

Ахуенно!

Как всегда спасибо за подробности и обстоятельность. ;)
Даунхиллеры со своими трехпоршневыми игрушками -отдыхают! А замечание про гламур не мимо ли кассы? Хоть одна девушка этот пост прочитает хотя бы до середины?

Очевидно, тот, кто задаст этот вопрос и считается девушкой.

strangesavage

2 years ago

все на проволочках!
кризисже , им теперь сверхпрочную синюю изоленту не выдают, вот и изголяются, как могут...
А у меня снова вопросы. Хочу всё знать. :)

Я знаю, что инженерам виднее, но всегда думал, что вентилятор на принудительно вентилируемых тормозах либо тупо мёртво сидит на колесе, либо на оси и крутящий момент забирает от колеса. А там, оказывается, неонка, то есть, свой электромотор. На это наверняка есть причина. :)

И второе, совсем ламерское. А зачем тормозить убранные шасси? Крутились бы себе несколько минут в пузе, или это кому-то мешает? Гироскоп бесплатный, опять же. :)

Спасибо.

И, да, любой, кто на своём блестящем Майбахе менял тормоза, не будет возбухать по поводу пыльных внутренностей.
Температура тормоза максимальна в конце торможения, и тогда производительность вентилятора на оси низкая.
Возможно, лишний гироскоп как раз и будет помехой, когда необходимо совершать энергичные маневры после взлета.

faultier_sp

2 years ago

lx_photos

2 years ago

shsch

2 years ago

Чота я нифига не понял, где именно пара трения?
Всё, что с цифрами на втором снимке (или практически вс на третьем) и есть пары трения.
Интересно, на ролике спецы Аэроспасьяля работают без перчаток... Есть ли для этого какое-то объяснение, или просто французы ранее просто экономили на руках техперсонала?
Не знаю даже.
Мы всю жизнь в перчатках работали. Кроме тонких работ.
На представленном видео люди работают без перчаток, это нормально? Работа не чистая и как сказано, что руки фиг отмоешь.
Вам тоже перчатки не выдают, а только моющие средства?
Люди работают так, как им хочется :)
У нас организация сейчас маленькая, и мы сами покупаем то, что нужно.
Начальник потом оплачивает, но я эти слёзки не всегда востребую - там копейки, в сущности.
Руки можно отмыть, но или долго и нудно средствами, или по-быстрому, но на пару дней следы остаются.

morchich

2 years ago

lx_photos

2 years ago

morchich

2 years ago

lx_photos

2 years ago

morchich

2 years ago

lx_photos

2 years ago

alexeykos

2 years ago

lx_photos

2 years ago

Спасибо.
А цилиндры тормозные имеют какой-то регламент обслуживания?
Насколько я знаю, нет.
Наверное, осматривают их при переборке, и всё.
Надо документы смотреть, а у меня их нету.

jupiter_p

2 years ago

lx_photos

2 years ago

jupiter_p

2 years ago

p_polus

2 years ago

Очень часто не видны фотоньки.
А причина - не указание дефолтного размера картинки. ЖЖ-шный скрипт жмёт их с оригинального размера в 1 ( ОДИН ) пиксель или же вообще в ноль.
Если указать, то всё работает замечательно.
Вот так:

img src="http://bi.gazeta.pl/im/1e/28/fe/z16656414Q,Gianluca-Buonanno-w-Parlamencie-Europejskim.jpg" width="800"

lx_photos

September 22 2014, 09:32:24 UTC 2 years ago Edited:  September 22 2014, 09:44:39 UTC

Спасибо, учту.

lazy_flyer

2 years ago

а я из таких колодок, в начале 90-х, ножовкой выпиливал "новые" колодки для японцев...шли на ура 100 рублей за 1 комплект...
в автопарке один слесарь из автобусных мерседесовских за "бутылку" выпиливал... было дело)

Deleted comment

Гидрожидкость - это термин.
Жидкость для гидравлических систем.

Deleted comment

alexeykos

2 years ago

А после взлёта эта фигня может искрить себе? Или это уже какая-то предпосылка к ЧП? (однажды имел честь лицезреть взлетевший в ночное небо МД-88, у которого из под носовой стойки искры летели, до сих пор не могу объяснить - что это было)

lx_photos

September 22 2014, 09:43:28 UTC 2 years ago Edited:  September 22 2014, 09:44:06 UTC

Ни разу не видел, чтобы тормоза искрили.
Наверное, потому, что металл там не трётся.
На более старых, с металлическими дисками, - да, наверное, могли искрить.

p_polus

2 years ago

lx_photos

2 years ago

p_polus

2 years ago

Основная и альтернативная система торможения, по 7 цилиндров на каждую. В каких случаях используют альтернативную систему, только ли в аварийных?
Когда нет давления в основной.
А это, скорее, только аварийные случаи.

svd1978

2 years ago

lx_photos

2 years ago

Anonymous

2 years ago

колодки АТЕ Ceramic ваще не пылят и автомобильный дицк всегда свеж и светел ))
Значит, скоро их будут ставить на самолёты, и станет мне счастье :)

freezek

2 years ago

lx_photos

2 years ago

freezek

2 years ago

lx_photos

2 years ago

freezek

2 years ago

lx_photos

2 years ago

freezek

2 years ago

а на сколько равномерен износ всех дисков? может случится такое что один сотрется быстрее по каким то причинам?
Вряд ли.
Я специально не присматривался, но обычно диски изношены примерно одинаково.

p_polus

2 years ago

Можно чуть подробнее насчет "гусеницы" в передней нише?

lx_photos

September 22 2014, 12:52:02 UTC 2 years ago Edited:  September 22 2014, 18:08:23 UTC

Ленты.
Две параллельные (по одной для каждого колеса) тянулись под потолком передней ниши шасси по полёту. Колёса после уборки об них тормозились.

Сейчас их нету.
Ну ваще. Очень красиво, очень интересно, очень доступно, просто замечательно. Спасибо!
Спасибо! Очень интересно! Особенно про быстросъёмный гидроразъём. Я совсем недавно обратил внимание на такой на экскаваторе. До этого и не знал, что есть такие, а тут, оказывается, они и в самолётах вовсю используются.
Не перестаю восхищаться авиационной инженерной мысли.
А существует такая операция, как прокачка тормозов? Ну, когда один механик в кабине на педаль давит, а второй на тормозе штуцер откручивает дя выпуска воздуха :)
> А существует такая операция, как прокачка тормозов? Ну, когда один механик в кабине на педаль давит, а второй на тормозе штуцер откручивает дя выпуска воздуха :)
Невнимательно Вы читали:

> Верхние гидроцилиндры имеют штуцеры для стравливания воздушных пробок после установки тормоза

av_kor

2 years ago

lx_photos

2 years ago

av_kor

2 years ago

lx_photos

2 years ago

av_kor

2 years ago

lx_photos

2 years ago

morchich

2 years ago

lx_photos

2 years ago

morchich

2 years ago

morchich

2 years ago

av_kor

2 years ago

morchich

2 years ago

av_kor

2 years ago

morchich

2 years ago

Уважаемый Авиатехник Lx, Спасибо за пост! Хотел бы Вам только напомнить, что карбоновая пыль с этих тормозов очень вредная. Она канцерогенна, то есть ее вдыхание приводит к раку. Не тому который к пиву, и не тому, который с девушкой...
Поэтому в моей знакомой Компании очень строгий порядок использования вентиляторов тормозов - пользоваться ими на стоянке, где работают люди, категорически запрещается. Да и сами стойки у нас такими грязными ни когда не были, не смотря на то, что мы держали несколько лет подряд сертификат от Эйрбаса на максимальный средний налет самолета в сутки.
Так что вы берегите себя, но самолеты та компания все-ж помоет.
Спасибо.
Я вижу шасси на самолётах разных компаний, и основные стойки в районе тормозов всегда грязные что у наших, что у европейских.
Бывают кое-где почище, но не принципиально.

av_kor

2 years ago

lx_photos

2 years ago

Suspended comment

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →