Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

ойПадка и зарядка

Подобное безобразие всё чаще встречается в кабинах самолётов различных компаний:

В этом Airbus-321 на форточке пилота установлен кронштейн для iPad.
Однако авиация не была бы столь увлекательной, если бы каждое нововведение не порождало и новую проблему... :)



ОйПадко используется пилотами для хранения различной документации.
Плюс к тому, подозреваю я, есть там и какие-то программы. Например, они считают топливо с помощью.
Документация тамошняя, из виденных мной - это карты аэродромов и MEL (список минимально исправного оборудования).
Наверное, есть ещё что-то, но я в такие дебри не лез - мне своих документов хватает :)
Для навигации данный девайс использовать прямо запрещено:

Так что летают пилоты всё же не по пачке Беломора, и не по навигатору, а по самолётным системам :)
Как видно по фотке, это чудо и называется соотвествующе - Electronic Flight Bag, что в переводе с молдавского гласит: "Электронный Пилотский Портфель".
Обычный портфель, с бумажными документами, занимает в кабине место примерно 30*40*60 см и весит примерно килограммов до десяти. Так что экономия заметна.

В некоторых компаниях забота о зарядке iPad возлагается на пилотов, и они сами следят за батарейками, и заряжают эти дьявольские отродья во время стоянки в транзитном порту. Для этого они пользуются штатными зарядниками и розетками в кабине на 115 В 400 Гц.
Другие компании захотели облегчить жизнь пилотам и внедрили доработку по установке зарядника в облицовку пилотской форточки.
Питание при этом подаётся через АЗС на задней панели (за вторым пилотом):

и подводится к форточке внутри спирального провода её обогрева.

Это он вышел из щели в облицовке кабины...
и нырнул в форточку:

(обратите внимание на плафончик сверху - пространство под форточкой подсвечивается)

И всё было бы в нашей жизни хорошо, если бы не было так плохо.
Дело в том, что преобразователь питания, выдающий те самые 5В в разъём USB на форточке, установлен внутри неё.
Но и это ещё совсем не беда :)
А главная беда - как я уже писал - в том, что эти гении схемотехники догадались установить плавкие предохранители внутри той же форточки :)
И даже это не было бы проблемой, если бы эти предохранители не завели себе привычку сгорать с завидной регулярностью.
А когда оно сгорает, приходится форточку разбирать для замены.
Этим мы сегодня и займёмся.
Заодно удивитесь глубине конструкторской мысли главного разработчика предохранителя :)

Итак, мы снова с вами в передаче "Убей конструктора"!
Аплодисменты нашим участникам!

Для разборки форточки (сегодня это левая) удобнее всего сдвинуть её назад, практически до упора в нишу сзади:


Выкручиваем несколько винтов под внутренний шестигранник, крепящих облицовку:


Снимаем прищепку, на которую пилоты вешают гарнитуру:


Выкручиваем винт в переднем торце форточки, крепящий карман для пишущих ручек:

и вынимаем карман.


Это нужно для доступа к винту, держащему неподвижную рукоятку форточки.

Хватаемся за кронштейн крепления держателя ойПада и пытаемся его выдернуть.

Не идёт.
Правильно - там же два винта.

Выкручиваем их.

и снимаем кронштейн.


Выкручиваем винт, удерживающий неподвижную ручку форточки снизу,
и винт сверху:


Форточка почти разобрана.


Остаётся выкрутить самый хитрый винт снизу неё, и открутить хомуты крепления проводки фонаря подсветки бумажных карт
(ага: карты не используются, но проводка их подсветки всё ещё мешается - жестокая ирония, да?).
После этого удаётся отодвинуть облицовку на расстояние, допускающее работы под ней.


Полностью снять облицовку не даёт ручка открывания форточки в задней части.
Снимать ещё и её - лениво и трудоёмко.

Теперь мы можем увидеть во всей красе устройство зарядки.

На переднем плане красуются один предохранитель и пёс ещё знает что, скреплённые стяжкой.
За ними - блок преобразователя напряжения.
Провода, уходящие в левый верхний угол, вскоре придут в разъём USB.

Перекусываем стяжку и готовимся менять предохранитель.

Не глядя. В зеркало. Потому что он находится на тыльной стороне облицовки, между ней и рамой форточки.

Однако бывает и лучше.
Пару фоток назад, на раздвинутой форточке, видно было, что предохранитель закреплён на верхней поверхности рамы форточки.
Это стократно удобнее для работы.

Однако мы подходим к концу и самому интересному - предохранителю.
Это пластиковый цилиндрик миллиметров семи-восьми в диаметре, с резиновыми наконечниками.

Эти наконечники закрывают хитрые защёлки внутри и, видимо, уплотняют провод в целях пылебрызгозащиты.
Провода от зарядника и к USB обжимаются в латунные пины, и защёлкиваются в эти защёлки.
Для внедрения и извлечения пина с проводом используется специальный экстрактор:

Экстрактор - это тонкая пластиковая трубочка, разрезанная вдоль.
Для извлечения пина из защёлки предохранителя экстрактор надевается на провод, и вдвигается по нему в резиновый наконечник до пина.
Если размер подобран правильно (экстракторы бывают разных размеров), то через некоторое время шаманства внутри резинки слегка щёлкает.
Теперь можно вытянуть провод с пином и экстрактором:

Так же шаманим и второй провод.

И потом внедряем провода в новый предохранитель - сначала вдвигаем с экстрактором, потом упираем провод в направлении предохранителя, и вытягиваем экстрактор.
Защёлка удерживает пин на месте.

Зарядку проверяем телефоном, так как ойПадки у нас ещё не все себе закупили :)
Окончательную проверку сделаем по приходу пилотов.

После этого стягиваем весь пакет стяжкой

и собираем форточку взад.

Сборка оказывается не менее захватывающей.
Потому что выкручивать винты, не видя их, гораздо легче, чем пытаться попадать в отверстия, так же их не видя :)
Особенно доставляет винт примерно посредине форточки, снизу. Убили на него примерно по полчаса каждый.

Работать приходится полулёжа на пилотском кресле, с зеркалом и налобным фонариком.
Впрочем, и большинство остальной работы по замене предохранителя выполняется в той же позе :)

Но терпение и труд способны ворочать горы.
Особенно когда скоро вылет :)

Так что форточка всё же сдаётся, а мы финальным аккородом снимаем наклейку INOP с бывшей неработающей зарядки.

Да - ради этого момента мы и трахили вдвоём одну форточку два-три часа :)

Вот такой он - предохранитель зарядки для ойПадки.

Как история из жизни?

-
0(0.0%)
0
1(0.6%)
+ -
1(0.6%)
+
21(12.7%)
+ +
143(86.1%)

!

бойкот айПаду!
53(19.8%)
легче было молотком раздолбать
101(37.7%)
вот теперь точно только поездом!
20(7.5%)
Андроид рулит!
60(22.4%)
эх, вы...
9(3.4%)
хе-хе :)
25(9.3%)


Война окончена, всем спасибо.
Tags: a320, ТО, информация, матчасть
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 162 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
а теперь с это всей фигней мы попробуем взлететь (С) анекдот
это жизнь...

hrun_morjov

May 22 2015, 00:47:11 UTC 1 year ago Edited:  May 22 2015, 00:54:46 UTC

И даже это не было бы проблемой, если бы эти предохранители не завели себе привычку сгорать с завидной регулярностью.
------------
Судя по маркировки там предохранитель в 3 ампера, что в него надо такое включить, чтоб его выпалить? При этом среднестатистический порт на компьютере обеспечивает порядка 500ма?

ЗюЫю глянул на свой яблолкофон - 1.6а потребляет, самсунгофон - 1.2а, блекберифон -1.1а, но все равно практически двойной запас в предохранителе...
айпад довольно много потребляет при желании (если дают).

мощные зарядники (не тлоько для быдлояблок) дают до 2А при соблюдении условий :)

hrun_morjov

1 year ago

egh0st

1 year ago

vzanuda

1 year ago

hrun_morjov

1 year ago

barmacode1

1 year ago

hrun_morjov

1 year ago

barmacode1

1 year ago

kvas777

1 year ago

hrun_morjov

1 year ago

как-то реально слишком сложно для замены предохранителя зарядки на пять вольт :)


форточка кстати в полёте открываться может? :)

> форточка кстати в полёте открываться может? :)

В неё пилоты и курят, ага. :)

Не может - она же вовнутрь открывается, а пилот нынче слабый пошёл.

worldwideocean

1 year ago

violatordm

1 year ago

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Привет, карандаш.
iPad маешь?

livejourual

1 year ago

lx_photos

1 year ago

antoschka_smtrt

1 year ago

lx_photos

1 year ago

positivisme

1 year ago

lx_photos

1 year ago

positivisme

1 year ago

lx_photos

1 year ago

promo_vanka

1 year ago

а iPad`ы обычные стоят?
на них Яндекс навигатор поставить можно?
ps жаль что не двойной usb
Бывают необычные ойпады?

promo_vanka

1 year ago

lx_photos

1 year ago

Теперь, чтобы в форточку покурить, пилотам приходится постоянно планшет дергать?
Мешает же! ;)
А с предохранителем вообще жесть! Это ж надо было умудриться так глубоко и неудобно для замены его спрятать!
Форточка открывается полностью, с iPadом вместе. Сдвигается назад.
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Привет, карандаш.
Братик твой уже отметился. Вы не контачите, что ли?

freezek

1 year ago

Мобильный аккумулятор положить пилотам в кабину дешевле ))
а кто этот повербанк будет заряжать и в каких условиях? Что бы обеспечить работу ойпада в течении 10-12 часов полета каких размеров и веса должен быть этот мобильный аккумулятор?

vladcity

1 year ago

vzanuda

1 year ago

vladcity

1 year ago

vzanuda

1 year ago

vladcity

1 year ago

victor_anykey

1 year ago

lubezniy

1 year ago

vladcity

1 year ago

lubezniy

1 year ago

Ни хрена себе конструкция. Удивительно, что при таком подходе они вешают айпад на обычный RAM mount, а не придумали еще одну зверскую кустарную железяку. И я никак не могу понять в чем смысл 4(!) предохранителей в дополнение к 5му на панели? Что они предохраняют, если в системе есть только 2 провода- вход и выход. При этом выход должен быть с ограничением максимального тока.

Заодно хочу сказать спасибо за последние посты. У меня до конца месяца 6 полетов на А320 и В737, буду знать, как проверить выпуск шасси.

Из этих предохранителей 3 защищают "спирали" обогревателей стекла.
Айфоновый просто прикрутили "для единообразия" в общий пучок...

lx_photos

1 year ago

Хм... что мешало разместить этот предохранитель так, чтобы они были доступны после снятия накладки с самим USB- разъемом? Да и вообще сделать зарядку как пристежку к этой пластине....

extracomplex

May 22 2015, 05:10:49 UTC 1 year ago Edited:  May 22 2015, 05:15:50 UTC

Предохранитель защищает от замыкания 5V на фюзеляж из-за повреждения изоляции. Поэтому незащищенный предохранителем участок проводки от блока зарядки до предохранителя должен быть как можно короче.

Удивительно, почему ограничитель тока не предусмотрен непосредственно в блоке зарядки. Так же неясно почему используется стандартный USB-A коннектор, который 3A не выдерживает.

Все намекает на то, что зарядку проектировали те же двоечники из огрызочной конторы. Они уже внедрили силиконовый провод бытовой зарядки "мягкий и приятный на ощупь" (tm), гарантированно облезающий и трескающийся за первый год активной эксплуатации.

vzanuda

1 year ago

zootyboy

1 year ago

extracomplex

1 year ago

vzanuda

1 year ago

extracomplex

1 year ago

vzanuda

1 year ago

extracomplex

1 year ago

lx_photos

1 year ago

extracomplex

1 year ago

lx_photos

1 year ago

iime

1 year ago

dimorlus

1 year ago

iime

1 year ago

lx_photos

1 year ago

чё-то я в шоке, зачем так сложно
а в другое место предохранитель не реаьно перенести? мож письмецо попробовать отправить по этому поводу?
Нет. Техник должен страдать.

Deleted comment

lx_photos

1 year ago

yudaev

1 year ago

lx_photos

1 year ago

Да уж, и вправду конструктора убить мало...
"иные системы прекрасно выглядят на чертежах, а испытателей убивают"(с)

big_cheese

May 22 2015, 05:37:13 UTC 1 year ago Edited:  May 22 2015, 05:38:12 UTC

а если попробовать сообщить конструкторам об этой вакханалии?
понятно, чтобы внедрить изменение, потребуются годы (но это жизнь), однако следующие поколения техников будут благодарны.
это арбуз же?

Да, A321.
Разрабатывал зарядку, по слухам, Fokker.
Наверное, можно было бы. Но чё-то мне не хочется :) Надеюсь, и без меня по миру достаточно активных людей в других компаниях.

big_cheese

1 year ago

lx_photos

1 year ago

big_cheese

1 year ago

lx_photos

1 year ago

Зачем?

igor_piterskiy

1 year ago

И эти люди не дают нам пользоваться айпадами во время взлета и посадки...
А они у вас без специального крепления.

tort_kievskyi

1 year ago

qwrty40

1 year ago

ужос, легче родную зарядку на двусторонний скотч прилепить и так летать)
а вообще, либо предохранители паленые и не держат ток (что вряд ли), либо в схемотехнике самого преобразователя косячок закрался, не должно оно так часто гореть... понаберут дизайнеров по объявлению, мучайся потом с их изобретениями...
Предохранители могут быть не паленые, а просто "быстрые" и срабатывают на "пусковой" ток в момент соединения.
Так же настораживает наличие 4-х предохранителей на всех линиях USB. Разработчик похоже не вдавался в детали USB или не имел опыта установки потребителей сложнее лампочки подсветки.

iime

1 year ago

extracomplex

1 year ago

lx_photos

1 year ago

extracomplex

1 year ago

lx_photos

1 year ago

А на каком самолете данная операция производилась?

Интуиция подсказывает, что на бобике.
c каких это пор на боинге появились садистики?

virginian

1 year ago

lx_photos

1 year ago

virginian

1 year ago

lx_photos

1 year ago

А самовосстанавливающиеся предохранители не судьба поставить?
Во-первых они работают на токах не более 0.5-0.7A, что для зарядки мало.
Во-вторых срабатывание связано с нагревом предохранителя, который прекращается только после отключения нагрузки. Что как бы намекает что вокруг должно быть тугоплавкое, негорючее и полно места для отвода выделяемого тепла. И как это все запихать внутрь самолетной форточки?

extracomplex

1 year ago

Да вам молоко положено!..За хроническую вредность профессии!
Пьём :)
Правда, раньше выдавали, а сейчас сам покупаю :)

cruelasm

1 year ago

lx_photos

1 year ago

grom_73

1 year ago

lx_photos

1 year ago

grom_73

1 year ago

lx_photos

1 year ago

И у нас точно такие же "держалки" и зарядки, Fokker'ом установленные, да. :)
У меня, кстати, за два года эксплуатации зарядка ни разу не капризничала. Но может это успевали починять в мое отсутствие. =)

extracomplex

May 22 2015, 10:33:05 UTC 1 year ago Edited:  May 22 2015, 10:33:56 UTC

Коннектор USB так же вверх смотрит?
Судя по расположению в A320 в USB коннектор всегда будет оседать вся пыль и грязь. Потом еще влажной тряпочкой протрут и готово короткое замыкание.

tranceaddicted

1 year ago

extracomplex

1 year ago

tranceaddicted

1 year ago

extracomplex

1 year ago

tranceaddicted

1 year ago

Честно говоря меня немного удивляет вся эта история с Ipad'ами. Казалось бы, вся авиационная отрасль настолько стандартизирована и сертифицирована, что какому-то массовому айпаду и делать там нечего. Но его встроили, хоть и не как primary navigation.. но всё равно как-то странно. А ещё если судить по последним событиям в, кажется, American Airlines, где отказали в нескольких самолётах после апдейта, то я вообще не понимаю как это могло попасть в кабину.
В Lufthansa вообще MS Surface поставили. Вот сейчас, думаю, всё таки поездом..
безопасность всё-таки улучшается, как бы конструкторы ни старались

tranceaddicted

1 year ago

а зимой как же? 2-3 часа у открытой форточки винты втыкать? брррр

пс. надо было прикуриватели ставить, а там уже можно было и юсб хабов понатыкать))
Зимой надо закрывать двери и включать кондиционирование салона - тогда будет выдувать через форточку.
Ладно айпад, а если в кабину Х-Бокс внедрят?
Будем ресет делать по прилёту, чо уж...

voronin542

1 year ago

lx_photos

1 year ago

Это, конечно, полнейший трэш и угар. Я так понял, этими зарядниками дооснастили все самолёты до-айпадной эры. А вот интересно, наверняка уже есть какая-нибудь новейшая модификация, где всё сделано по-людски? На А380 - уж наверняка (хочется верить).
На A380, если не путаю, EFB в ероплан уже вделан.

svv_livejournal

1 year ago

lx_photos

1 year ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →