Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Высокие технологии в мире кнопок


Жил да был на самолёте дефект по отбору воздуха от двигателя...

Ещё жива была в народе память о кейсе на стремянке, когда решил я ковать железо, пока кобыле легче, и выудить из той фоточге максимум полезного про матчасть.
Итак, на самолёте дефектило по отбору воздуха от двигателя.
Воздух штатно отбирается от 9 ступени компрессора высокого давления на малых режимах работы двигателя, и от 5 ступени - на повышенных (потому что на больших оборотах компрессора за 5 ступенью уже достаточно давления для работы системы).
Далее он проходит через разные клапаны и радиаторы, и поступает в паки кондиционирования для подготовки перед подачей в салон.
И всё было хорошо, но вот случился дефект где-то там в глубинах системы отбора.
Вообще, я такие дефекты (по отбору) не люблю.
Там для поиска надо поднимать капоты реверса, лезть во всякие агрегаты и трубки, совершать странные действия по проверке воздушных линий на герметичность... - да ну нафиг.
Но, на наше счастье, бОльшая часть работы по поиску дефекта уже была выполнена другими. Какие-то там трубки подтянули, что-то ещё делали...
А нам доверили сделать контрольный в голову - заменить компьютер контроля отбора (Bleed Monitoring Computer), и кнопку включения отбора на потолочной панели в кабине пилотов.
И этот постик очень удачно будет иллюстрировать, как в типовом случае заменяется блок из отсека авионики, и кнопка панели.

Начнём с блока.
Первым делом надо разместить маленькую стремянку строго под люком переднего авионического отсека:


Там же приготовить кейс с исправным блоком:


Как известно, бегущий по перрону техник вызывает у пассажиров панику.
Поэтому не спеша подымаемся в кабину и выдёргиваем всё стадо требуемые АЗСы по питанию системы.


Так как убегающий по трапу техник вызывает панику уже у экипажа, то не спеша спускаемся к стремянке, и готовим к замене всё стадо блок.

Как видим, заглушки разъёмов сзади блока фиксированы специально обученным скотчем.

Открываем лючок тех. отсека и лезем туда передним концом тела (это куда есть).
Там наблюдаем этажерку с блоками, среди которых есть и наша сегодняшняя жертва

(посредине)

Как видно, в типовом случае блоки вдвигаются на своё место по полозьям, и удерживаются там винтами с барашковыми гайками.


Откручиваем гайку, пока она не высвободит выступ кронштейна блока, и опускаем её с винтом вниз.


Теперь остаётся лишь потянуть блок, и он выходит из разъёмов на раме задней стороной, и вытаскивается.

На посадочном месте блока видны разъёмы на раме, и резиновое уплотнение снизу с отверстиями.
Через эти отверстия в нижней стороне блока просасывается воздух системой вентиляции авионики, и таким образом блок охлаждается.

Снимаем плёнку и заглушки разъёмов исправного блока.


Осматриваем разъёмы.


Вставляем блок на место, вдвигаем по полозьям,

накидываем гайку на кронштейн блока, и закручиваем от руки до упора.
Блок установлен.

Теперь займёмся интересной и интеллектуальной работой в кабине - заменой кнопки.
Дело в том, что кнопки на Airbus - это не боинговская банальщина два прихлопа, три притопа о паре замыкающихся контактов, а почти что микрокомпьютер - то есть, сложное высокотехнологическое электромеханическое сооружение.

И при том меняются такие кнопки достаточно просто.

Для начала отжимаем кнопку, чтобы она полностью вылезла.
И, поддевая её края, вытаскиваем головку кнопки наружу.

Это можно, при известной неряшливости, сделать, уцепившись ногтями по бокам кнопки.
Или зажав её пальцами.
Или тупо воспользоваться специальным пинцетом :)

(вроде такого)

Если теперь отогнуть головку кнопки наружу, то мы увидим:

шпенёк и два винта.
Головка кнопки соединяется тонким плоским шлейфиком с её корпусом для передачи тока подсветки надписи.

Забежим слегка поперед паровоза и обратимся к кнопке.

Отметим схему на боковой стороне корпуса, намекающую нам на то, как всё сложно.
(тут надо употребить, потому что и кнопочка эта - всего-то примерно сантиметра два в ширину)
А также не забудем про отверстия сверху.

С заднего торца кнопки имеем простые контакты,

говорящие нам о том, что кнопка просто вдвигается на место.

Как же она удерживается на своём месте?

Снимем панель системы кондиционирования сверху пилотов и поглядим.
Благо, снимается она легко - надо повернуть лишь несколько фиксирующих винтов по сторонам панели.


Регуляторы и кнопки.


А вот и искомая:


Как видим, ближе к нижней стороне имеется вырез в держателе кнопки.
И в этом вырезе заметно нечто серенькое. То же есть и с обратной стороны.

Если мы посмотрим на это же место кнопки, то увидим там резьбовой упор:


Вращая винт переднего торца кнопки, можно повернуть упор так, что он выйдет наружу отверстия.

И в этом положении он как раз удерживает кнопку внутри её держателя.
Такой же упор есть и с другой стороны, и второй винт в лицевом торце кнопки - для него.

Теперь становится понятно, что надо сделать для вытаскивания кнопки.
Приоткручиваем оба винта на пару оборотов, пока они не выведут упоры из зацепления с держателем кнопки и не уберут их заподлицо с поверхностью кнопки.
Потом слегка нажимаем с тыльной стороны кнопки, и она просто выдвигается из панели вперёд. Контакты выходят из своего разъёма, и кнопка вытаскивается.
Если есть пинцет, то можно даже не снимать всю панель, а вытащить кнопку, зацепившись за край её корпуса.

Новую кнопку устанавливаем, как говорится, в обратном порядке - вдвигаем её на место и слегка поджимаем, чтобы контакты вошли в разъём.
А потом маленькой отвёрткой поворачиваем оба упора по часовой стрелке для зацепления с окнами держателя, и ещё немного поджимаем для крепкого усаживания кнопки на место.

Потом устанавливаем панель на своё место.
Втыкаем всему стаду выдернутые АЗСы.


Проводим тест системы через MCDU.
Тест проходит, дефект закрываем.
Оформляем документы на замену.

Такие вот хитрые кнопки :)

А вы что думали - пришёл на работку, да и херачь себе молотком налево-направо? :)

как рассказик?

- -
0(0.0%)
-
0(0.0%)
0
0(0.0%)
+ -
1(0.6%)
+
17(10.1%)
+ +
151(89.3%)

и теперь...

да я вообще фигею с ваших кнопок!
101(40.4%)
ну и авияция пошла...
55(22.0%)
пойду накачу
39(15.6%)
только поездом!
8(3.2%)
только выползом!
17(6.8%)
эх, вы...
3(1.2%)
хе-хе :)
27(10.8%)


Записи по близким темам:
Кондиционирование воздуха - http://lx-photos.livejournal.com/145377.html
Кабина Airbus-320 - http://lx-photos.livejournal.com/89619.html
Работа с документацией по ТО - http://lx-photos.livejournal.com/200037.html
Немного о тестировании систем - http://lx-photos.livejournal.com/66689.html

Всем спасибо, ага.
Tags: a320, ТО, кондиционирование, матчасть, отбор воздуха

Featured Posts from This Journal

  • Кто вы, мистер Пак?..

    Когда вы совершаете свой вечерний моцион вокруг самолёта, то невольно оглядываетесь в поисках интересного для поржать. И конечно же, у вас при этом…

  • Кабина Airbus-320 (A320)

    Первые самолёты Airbus семейства 320 (часто пишут A32x или A320f) начали летать в конце 1980-х годов (1987-1988 годы) и для того времени это…

  • Работа с самолётной документацией и программа AirN@v

    Ша. Сегодня главный айтишник - это я. Покажу вам, как найти нужную технологию работы. Как найти номер нужной детали для заказа. Итак... программа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 97 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Очень хорошо. Кнопка технологична, отсек авионики загадочен.
А что там загадочного? Стандартный конструктив ARINC. Его и в СССР копировали. Так же, как и другие американские авиационные стандарты.

stalker707

1 year ago

lx_photos

1 year ago

нафига так усложнять? самотестирование? дублирование внутри?
а что сложного?
4 группы контактов, и подсветка
всё

egh0st

1 year ago

lx_photos

1 year ago

sanila_san

1 year ago

lx_photos

1 year ago

not_belong_to

1 year ago

tvguide_khv

1 year ago

lx_photos

1 year ago

А панель приборов кто-нибудь протирает? ну спиртом там, как не глянешь на панель любого самолета, все кнопки и сама панель грязная.
иногда бывает
грязные - потому что их тыкают постоянно все

saidpod

1 year ago

lx_photos

1 year ago

wolq

1 year ago

lx_photos

1 year ago

Интересно, сколько стоит такая кнопочка.
До фига, штучно - больше $100. Ну, большие производители оптом подешевле покупают, а нашей конторе для мелкосерийного производства примерно так обходились. Причем изюминка там не в контактах, а в подсветке. При любой допустимой внешней засветке пилот должен четко видеть, горит надпись или нет. Сделать это совсем непросто, кнопки общепромышленного назначения с подсветкой и близко не подходят. Плюс еще во многих случаях требуется совместимость с очками ночного видения (с ними и гражданские вертолетчики летают, к примеру). Для этого подсветка не должна излучать на определенных длиннах волн, на которые эти очки плохо реагируют.

alex_avr2

1 year ago

igor_piterskiy

1 year ago

А вот три, не то четыре, свободных слота в этом отсеке (под одним из них ещё и виден болтающийся затягивающий болт) -- это так и надо или? ;-)
Резерв на модернизацию/дополнительное оборудование. Кто ж будет делать впритык? Самолеты десятки лет летают, за это время много чего происходит. Например, становятся обязательными подсистемы, которых раньше вообще не было. Я вот занимался разработкой аппаратуры TAWS (предупреждение об опасном сближении с землей) для самолетов советских типов. Когда их проектировали, никто о таком не слышал, а в середине 2000-х без такой подсистемы перестали пускать в приличные страны.

rumin25

1 year ago

krajn

1 year ago

sanila_san

1 year ago

igor_piterskiy

1 year ago

sanila_san

1 year ago

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Привет, карандаш.
Любишь, поди, кнопочку поджать-то, а? ;)

Suspended comment

Deleted comment

Suspended comment

leh_a

1 year ago

Suspended comment

а зачем столько свободных слотов? Туда какое-то оборудование доставляется в других конфигурациях самолета или просто на всякий случай на будущее?
Хорошо пишешь, слющай! Вах!))
а как читаю!
обзавидуешься!
глазом, да!
Зачем скотч? Жевачка жеж есть! :))
Вы что? - продукт переводить!
кейсы, в которых приезжает новая железка, сдавать надо?
В них отправляется назад оператору снятый агрегат.
да я вообще фигею с ваших кнопок...пойду накачу!
да я вообще фигею с ваших кнопок...пойду накачу!
А почему барашковые гайки на блоках не контрятся? Вроде все в самолете на проволку прикручено, а тут забыли.

lx_photos

August 23 2015, 07:14:33 UTC 1 year ago Edited:  August 23 2015, 07:15:21 UTC

Они самоконтрящиеся - там внутри что-то трещит при вращении.
И на импорте контровка проволокой значительно менее распространена. Очень часто используются другие методы.
Ведь был дефект по отбору воздуха от двигателя. Зачем кнопку-то менять??!! Она в чем виновата?? Я себе представляю так, безотносительно данного случая. Есть дефект. Затянули-подтянули, проверили, нет дефекта, дело закрыли. Или дефект сохранился и тогда меняется какой-то компьютер. Если и тогда дефект сохранился, то вот тогда торжественно меняется кнопка))) а так получается, что никто и не понял в чем была причина дефекта, просто поменяли все скопом и готово))))
И еще если позволите вопрос чуть пошире. Бывает такое, что прилетел самолет, пилот схватил техника и говорит, что чёто самолет не так себя ведет, типа двигатель троит, надо бы разобраться? Или пока какая-нить кнопка не загорится, то и дефекта нет?
Система отбора - это не только трубочки. Это ещё сенсоры, провода, компьютеры вот, и кнопки в том числе.
Я не знаю, что там конкретно накрылось, что меняли, и почему выдан заказ именно на эти работы.
Мы не ведём дефект от начала до конца.
Этим занимаются подразделения эксплуатанта.
У нас маленькая линейная станция.
Нам выдали заказ на конкретные работы.
Работа сделана, дефекта нет.

Бывает и такое.
По устным замечаниям экипажа тоже работаем. И разные наблюдения ненормальностей также есть в руководстве по поиску неисправностей.
Но, конечно, если системы самолёта сами зафиксировали дефект, это упрощает жизнь - обычно там выдаются возможные причины.
Забавная схема подсветки у кнопки. Переменного тока, вместо когда-то лампочек.

Deleted comment

кому как
Интересно, сколько стоит такая кнопка?
выше пишут про сотню баксиков

Deleted comment

ага

sanila_san

1 year ago

leha_nsk

August 23 2015, 12:53:34 UTC 1 year ago Edited:  August 23 2015, 12:54:14 UTC

Хм, интересно, какой msn у самолета. Хотя бы порядок до сотни.
Первый раз вижу, что вместо галетника pack flow кнопку Econ flow
Так сделано на абсолютном большинстве того, что я видел.
Более того, я вообще не видел других вариантов :)

leha_nsk

1 year ago

lx_photos

1 year ago

tigercar

1 year ago

lx_photos

1 year ago

А что там на второй фото за следы на лючке от красного "опечатывающего" скотча. По каким "праздникам" его опечатывают и зачем ?

АЗС бывает, что в полете от перегрузок выстреливают, или чаще ими только цепи обесточивать на время ремонта ? А если в полете выстреливает, его пытаются взад вдавить или до земли не трогают? Абы чёнить не задымилось ?
Это решает компания. Она разрабатывает правила и предусматривает случаи опечатывания.
Обычно это делается на время стоянки в чужом порту. Некоторые компании опечатывают на время любой стоянки без экипажа, некоторые - на время длительных стоянок. Некоторые вообще всегда.

АЗС на то и нужен, чтобы предохранять цепь от перегрузки. Бывает, в полёте они срабатывают. Дальнейшие действия регламентированы пилотскими документами. Я так думаю, что после однократного срабатывания обычно пытаются воткнуть на место, и если срабатывает повторно, то больше не трогают. Но вполне возможно, что вообще не лезут.

amounted_fin

1 year ago

lx_photos

1 year ago

Спасибо за очередной интересный пост и сразу несколько вопросов:

1. Сзади на блоке под разъёмами какие-то элементы, пронумерованные по-порядку (1, 2, 3, 4, 5) и похожие на светодиоды. Что это?
2. А как устроена подсветка самих панелей в кабине (зелёных схем) и бывает ли необходимость их ремонта? Или целиком панель меняется?
3. Внутри потолочной панели есть чёрные контактные площадки, к которым белые провода подходят (видимо, для их соединения). А какое назначение зелёной площадки рядом с чёрными?
4. На фото потолочной панели винт одного из крепежей панели, отвечающей за обогрев и прочее багажного отсека похож на опломбированный. Так ли это и если так, то какие требования к этому пломбированию?
1. не знаю.
2. панель сделана из оргстекла, и покрашена непрозрачной краской. Там, где надписи, этой краски нету, а вместо неё нанесена белая полупрозрачная. Панель подсвечивается несколькими лампочками. Так что белая краска видна как в отражённом внешнем свете, так и на просвет изнутри.
Панель не ремонтируется (насколько я знаю), а меняется целиком.
3. похоже, это такая же колодка. Присмотритесь - туда подходят такие же провода.
4. нет, пломбирования там нету. Пломбируются только блоки наклейками. Чтобы видно было, если внутрь лазили. Почему там такая штука, - не знаю.

iboz_corvin

1 year ago

lx_photos

1 year ago

iboz_corvin

1 year ago

lx_photos

1 year ago

Хех, забавно выглядит, для меня это описание процесса "с той стороны", а занимаюсь я техническим сопровождением судов. Самый распространённый мэйл который я получаю это "Андрей, помогите найти/подтвердите эту деталь" и фотка кнопки со свех сторон.
а что, народ там вообще не имеет каталога запчастей?
и не может считать партийник?

bayer_a

1 year ago

starcat13

1 year ago

bayer_a

1 year ago

bayer_a

1 year ago

ну и грюзнючее же все, или пилотам руки взападло помыть лишний раз до отлета или в пору уже их в белые лакейские перчатки обувать)
и носки!
а то ходют тут и ходют...

morchich

1 year ago

lx_photos

1 year ago

А можно консультацию по системе вентиляции в самолетах? Собственные измерения с датчиком СО2 на 737 и 320 показали, что в пассажирском салоне концентрация СО2 составляет 1800-2200 РРМ, что объективно находится за гранью разумного даже для двухчасового полета. Как я понял их старого материала про вентиляцию, у экипажа есть возможность включить рециркуляцию воздуха в пассажирском салоне.

Меня волнует вопрос - зачем вообще нужна рециркуляция? Что там экономить, если избыточного тепла для нагрева приточного забортного воздуха чуть более, чем дофига.
Рециркуляция включена практически постоянно.
Насчёт CO2 не знаю.
Дело не в тепле, а в расходе воздуха. Отбор от компрессора - это дополнительные потери.
Видимо, так экономят.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →