Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

деRATизация самолёта


Как известно, на самолёте не может быть всё хорошо.
И потому конструкторы этого Лега придумали для совсем аварийного электропитания использовать небольшой такой ветрячок.

Итак, как все уже поняли, сегодня мы смотрим на воздушную турбинку - RAT (Ram Air Turbine).

Нужна эта штука на Airbus семейства 320 на случай совсем уж полной потери электропитания переменного тока.
При скорости полёта более 100 узлов (это примерно 185 км/ч) RAT выпустится автоматически при выключении обоих двигателей, при потере одного двигателя и отказе электрического генератора другого двигателя, или при полной потере электропитания переменного тока.

Вылезет эта штучка примерно отсюда:

Из лючка перед нишей левой основной опоры шасси.

На рисунке заодно под очерчеными красным створками отсека RAT видно лючок доступа к агрегатам синей гидросистемы (B).
Овальное отверстие - это выход воздуха охлаждения насосной станции гидросистемы B.
А левее него, такое прямоугольное - это выход из пака кондиционирования воздуха, охладившего немало воздухо-воздушных радиаторов.
Вот примерно там и скорчилась наша турбинка.


RAT может также быть выпущена принудительно, с потолочной панели кабины пилотов.

Интересно, что там есть аж две кнопки одинакового действия :)
Обе - под красными колпачками.
Одна из них находится на панели аварийного электропитания, а вторая - на панели гидравлики.
Почему так?
Дело - в специфике организации аварийного питания на A320.
RAT, в сущности, являет собой гидронасос с воздушным приводом.
Этот насос качает гидрожидкость системы B и поддерживает в ней давление.
И эта же гидрожидкость используется для привода генератора переменного напряжения постоянной частоты.
Каковое напряжение и будет аварийным источником электроэнергии при отказе всего переменного.

Ну, и цифрой A на фотке обозначена панель управления RAT на земле.
Эта панель находится в лючке обслуживания синей гидросистемы (B) - в обтекателе сзади ниши левой основной ноги шасси.


Теперь посмотрим на собственно RAT.

Видно, что штучка сзади действительно напоминает гидронасос.

Сам ветряк имеет хитрую конструкцию с поворотными лопастями размахом 1 м.

Механическая система поворота лопастей поддерживает обороты турбины в диапазоне примерно 4800..6500 об/мин.

Хитёр также передний диск ротора турбины.
Он являет собой антиобледенительное устройство.
Причём работает оно на чистом энтузиазме.
Как видно из фотки:

сзади алюминиевого переднего диска торца турбины есть неподвижные магниты.
При быстром вращении в их магнитном поле этого переднего диска в нём наводятся вихревые токи, разогревающие этот диск.
В итоге температура его поддерживается на уровне не менее +3 градусов Цельсия.

Вываливается RAT из своего гнёздышка усилием такой вот небольшой пружинки:

Электрический сигнал подаётся на соленоид(ы), и он(и) освобождают RAT, толкаемый пружиной на выпуск, и дополнительно поджимаемый набегающим потоком.

А зато убирается гидравлически. Причём, убрать её назад можно только на земле.
Перед уборкой нужно совместить метки на роторе и статоре турбины, чтобы лопасти нормально вошли внутрь отсека.

(красные стрелки. правее - масломерное стекло)

Для уборки RAT открываем панель обслуживания синей гидросистемы.

Фиолетовые заглушки установлены на штуцеры нагнетания и всасывания для подключения наземной установки создания давления в системе B. С их помощью можно проверить работу гидросистемы без задействования её электрического насоса, а также протестировать работу RAT подачей в её гидронасос гидрожидкости под давлением. Тогда крыльчатка будет быстро крутиться. Шумит - как винтовой самолёт :)
Слева вверху - штуцер стравливания давления наддува гидробака синей системы. Просто повернуть.
Под ним - штуцер слива жидкости из бака синей системы. Нажать и повернуть. Или повернуть и нажать :)

Посредине же всего этого праздника есть панель управления RAT на земле.
Именно с этой панели RAT убирается взад.

Для уборки надо создать давление во всех гидросистемах - G, Y и B.
То есть, включить насосные станции систем Y и B
(система G не имеет насосной станции и давление там при неработающем её двигательном насосе создаётся агрегатом PTU. PTU накачивает давление в системе G, используя давление системы Y).

Включаем насосные станции.
Включаем питание системы тумблером под красным колпачком (вверх).
Выполняем тест ламп.
Если всё нормально, то должна гореть красная лампа, показывающее наличие давления в приводе уборки RAT.
Нажимаем тумблер в положение Stow, и RAT медленно убирается.
Процесс занимает примерно 15 секунд.
По уборке загорается зелёная лампа "RAT убрана".
Выключаем тумблер под колпачком, закрываем крышку модуля управления и лючок гидросистемы.

Вот и всё, собственно, что я имел вам сказать об RAT.
Пишите письма :)

это было...

- -
0(0.0%)
-
0(0.0%)
0
0(0.0%)
+ -
1(0.5%)
+
17(8.5%)
+ +
183(91.0%)

!

оуеть не встать!
71(16.5%)
а если туда лом подставить?
108(25.1%)
актуально-насущно
29(6.7%)
люблю я все вот эти шпульки и болтики
77(17.9%)
как я RAT, как я RAT!
73(16.9%)
да уж...
4(0.9%)
довели страну демократы
16(3.7%)
эх, вы...
1(0.2%)
теперь только винтовыми
29(6.7%)
только поездом!
7(1.6%)
хе-хе :)
16(3.7%)


Фотографии большего размера доступны в альбоме «RAT», автор Lx-photos на Яндекс.Фотках .

И да - благодарю компанию Эйрбас за непредоставленные материалы.
Tags: a320, rat, гидросистемы, матчасть
Subscribe

Posts from This Journal “гидросистемы” Tag

  • Гидропредохранитель

    Гидравлический предохранитель позволяет запереть линию подачи гидрожидкости, если прошедший через него объём жидкости превышает некоторое,…

  • Сколько жыжы

    Как известно, на самолёте типа Боинг-737 емелится целых две основных гидросистемы, и одна запасная. Баки основных систем висят под потолком…

  • Зарядка аккумуляторов азотом

    Когда вы видите под самолётом такое безобразие, знайте! Тут проверяют гидроаккумуляторы или заряжают их азотом! Во всех трёх гидросистемах…

  • Что скрывал обтекатель

    Попёрло тут на днях - дали задание заменить анкерную гайку. Ну, вы знаете - Эйрбасного типа Разумеется, обтекатель для этого выбрали самый…

  • История одной задержки

    Расскажу, как нам недавно не попёрло. Вот это и есть тот самый электропривод (актюатор), с которым нам недавно "свезло" наработать в…

  • Как я колhoseл трубочку

    Ну вот - прилетел к нам как-то один очень зарубежный самолёт, а там!.. Начали они багажник открывать. Открывается-то он гидрожидкостью от…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 221 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
стремно смотритцо))
Осталось только сделать два электродвигателя с винтами под крылья, и пусть работают от этого ветряка, если двигатели отказали!
отличная идея! :)
Не совсем понял только - если даже двигатели в отказе. разве турбина не крутится набегающим воздухом? Ясень пень, что нельза тогда генератор грузить как в рабочем режиме, но сколько-то брать можно, чем это хуже?
турбина двигателя крутится потоком газов из камеры сгорания
но в общем - да, роторы двигателя вращаются набегающим потоком
то есть, давление в системах G и Y создаваться от авторотации должно
давление в B может быть создано либо насосной станцией, либо вот этой RAT

насчёт генераторов - не уверен, что частоты вращения авторотации хватит для их нормальной работы
при запуске двигателя генератор автоматически подключается на сеть уже практически на оборотах малого газа
а это - примерно 60% N2 (внутреннего контура) и 20% N1
авторотация вряд ли выдаст такие обороты

not_belong_to

2 years ago

vspvsp

2 years ago

not_belong_to

2 years ago

vspvsp

2 years ago

not_belong_to

2 years ago

vspvsp

2 years ago

Это даже не о...ть а просто ошиздеть! Одних гидросистем - все буквы инстранного алфавита. Читая Ваши откровения, каждый раз думаю: как и кто все это придумал?!?!?! Вот столько всего и в одну кучку! Которая еще и летает. Спасибо офигенное за неустанный труд и рассказы об ём. Всег благ и теплой зимы.
спасибо
последнее пожелание особенно ценно :)

Сергей Павлов

2 years ago

lx_photos

2 years ago

Сергей Павлов

2 years ago

lx_photos

2 years ago

Ишь ты, чего бывает! А я уж думал - ничем меня не удивить, а тут он чо! И как оно распространено, много самолётов с таким пропеллером?

lx_photos

October 25 2015, 21:12:57 UTC 2 years ago Edited:  October 25 2015, 21:13:13 UTC

Все Airbus-319/320/321. А это - вторые после B737 по распространённости узкофюзеляжные магистральные самолёты.
И есть ещё на разных других вроде B767, Ту-204, и т. п.

dxb_ru

2 years ago

Bartholomew Simpson

2 years ago

lx_photos

2 years ago

Система деайсинга поразила своей простотой и гениальностью!
тогда уж поразила симплостью и джениослостью.

Deleted comment

daneech

2 years ago

Deleted comment

daneech

2 years ago

Deleted comment

daneech

2 years ago

Deleted comment

а вроде по причине потери управления ещё ничего и не падало
обычно контролируемо бодро летят в землю

Deleted comment

lx_photos

2 years ago

Deleted comment

lx_photos

2 years ago

Deleted comment

lx_photos

2 years ago

Deleted comment

lx_photos

2 years ago

svv_livejournal

2 years ago

Deleted comment

virginian

2 years ago

Deleted comment

virginian

2 years ago

Deleted comment

virginian

2 years ago

virginian

2 years ago

dvv

2 years ago

virginian

2 years ago

dvv

2 years ago

virginian

2 years ago

dvv

2 years ago

virginian

2 years ago

i_v_s

2 years ago

Deleted comment

Фантастика, просто фантастика. Хачу себе такое.
На дачку, или в кабинет - крутить в минуты уныния?

lazy_flyer

2 years ago

lazoukov

2 years ago

160 км/ч не маловато ли, самолет не падает при такой скорости еще?

это минимальная скорость работы
наверное, она выбрана с некоторым запасом относительно сваливания

Anonymous

2 years ago

lx_photos

2 years ago

Хм...

> Нужна эта штука на Airbus семейства 320 на случай совсем уж полной потери электропитания.

> Электрический сигнал подаётся на соленоид(ы), и он(и) освобождают RAT,

lx_photos

October 25 2015, 21:36:57 UTC 2 years ago Edited:  October 25 2015, 21:37:45 UTC

не поймаете
соленоиды питаются постоянкой от аварийной шины аккумуляторов
а исчезает переменка
кою может выработать генератор, приводимый давлением жидкости от RAT
но за внимательность я бесплатно подкорректирую текст

kulver_stukas

2 years ago

lx_photos

2 years ago

kulver_stukas

2 years ago

lx_photos

2 years ago

Вот действительно, как прикинешь какой это хитровывихнутый и навороченный комплекс - современный самолет, так сразу задумываешься : как его вообще нарисовали и как оно все вместе работает...
МАГИЯ

maor22

2 years ago

Bartholomew Simpson

2 years ago

lx_photos

2 years ago

Bartholomew Simpson

2 years ago

lx_photos

2 years ago

Bartholomew Simpson

2 years ago

lx_photos

2 years ago

Bartholomew Simpson

2 years ago

lx_photos

2 years ago

Bartholomew Simpson

2 years ago

lx_photos

2 years ago

daneech

2 years ago

А сколько самолетов и жизней спасла эта штучка, я раньше думал что турбина вращает эл.генератор а тот раздает уже на гидравлику и все остальное, ну видимо так более компактно через гидру
Обалдеть! Для меня это откровение! На яхтах в свое время применялись буксируемые гидрогенераторы, но то, что аналогичная по сути вещь является совершенно штатным оборудованием самолета - никогда бы не подумал! Какова мощность этого ветряка?
А представляете, как я обалдеваю, когда всё это вижу?!
Там охереть, сколько такой вот чепухни натыкано.
Мощность, как грицца, достаточна :)
Не знаю :)

freezek

2 years ago

lx_photos

2 years ago

Bartholomew Simpson

2 years ago

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Привет, северный карандаш.
Зови своих, отметим постег.

antonva78

October 25 2015, 21:32:40 UTC 2 years ago Edited:  October 25 2015, 21:33:23 UTC

Спасибо, очень интересно!
Я вот только одного не понял, если она выпущена, то убрать ее можно только на земле?
Вообще, запас живучести поражает! Все предусмотрели!
да, убирается только на земле

svv_livejournal

2 years ago

vadimus_ca

2 years ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →