Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

деRATизация самолёта


Как известно, на самолёте не может быть всё хорошо.
И потому конструкторы этого Лега придумали для совсем аварийного электропитания использовать небольшой такой ветрячок.

Итак, как все уже поняли, сегодня мы смотрим на воздушную турбинку - RAT (Ram Air Turbine).

Нужна эта штука на Airbus семейства 320 на случай совсем уж полной потери электропитания переменного тока.
При скорости полёта более 100 узлов (это примерно 185 км/ч) RAT выпустится автоматически при выключении обоих двигателей, при потере одного двигателя и отказе электрического генератора другого двигателя, или при полной потере электропитания переменного тока.

Вылезет эта штучка примерно отсюда:

Из лючка перед нишей левой основной опоры шасси.

На рисунке заодно под очерчеными красным створками отсека RAT видно лючок доступа к агрегатам синей гидросистемы (B).
Овальное отверстие - это выход воздуха охлаждения насосной станции гидросистемы B.
А левее него, такое прямоугольное - это выход из пака кондиционирования воздуха, охладившего немало воздухо-воздушных радиаторов.
Вот примерно там и скорчилась наша турбинка.


RAT может также быть выпущена принудительно, с потолочной панели кабины пилотов.

Интересно, что там есть аж две кнопки одинакового действия :)
Обе - под красными колпачками.
Одна из них находится на панели аварийного электропитания, а вторая - на панели гидравлики.
Почему так?
Дело - в специфике организации аварийного питания на A320.
RAT, в сущности, являет собой гидронасос с воздушным приводом.
Этот насос качает гидрожидкость системы B и поддерживает в ней давление.
И эта же гидрожидкость используется для привода генератора переменного напряжения постоянной частоты.
Каковое напряжение и будет аварийным источником электроэнергии при отказе всего переменного.

Ну, и цифрой A на фотке обозначена панель управления RAT на земле.
Эта панель находится в лючке обслуживания синей гидросистемы (B) - в обтекателе сзади ниши левой основной ноги шасси.


Теперь посмотрим на собственно RAT.

Видно, что штучка сзади действительно напоминает гидронасос.

Сам ветряк имеет хитрую конструкцию с поворотными лопастями размахом 1 м.

Механическая система поворота лопастей поддерживает обороты турбины в диапазоне примерно 4800..6500 об/мин.

Хитёр также передний диск ротора турбины.
Он являет собой антиобледенительное устройство.
Причём работает оно на чистом энтузиазме.
Как видно из фотки:

сзади алюминиевого переднего диска торца турбины есть неподвижные магниты.
При быстром вращении в их магнитном поле этого переднего диска в нём наводятся вихревые токи, разогревающие этот диск.
В итоге температура его поддерживается на уровне не менее +3 градусов Цельсия.

Вываливается RAT из своего гнёздышка усилием такой вот небольшой пружинки:

Электрический сигнал подаётся на соленоид(ы), и он(и) освобождают RAT, толкаемый пружиной на выпуск, и дополнительно поджимаемый набегающим потоком.

А зато убирается гидравлически. Причём, убрать её назад можно только на земле.
Перед уборкой нужно совместить метки на роторе и статоре турбины, чтобы лопасти нормально вошли внутрь отсека.

(красные стрелки. правее - масломерное стекло)

Для уборки RAT открываем панель обслуживания синей гидросистемы.

Фиолетовые заглушки установлены на штуцеры нагнетания и всасывания для подключения наземной установки создания давления в системе B. С их помощью можно проверить работу гидросистемы без задействования её электрического насоса, а также протестировать работу RAT подачей в её гидронасос гидрожидкости под давлением. Тогда крыльчатка будет быстро крутиться. Шумит - как винтовой самолёт :)
Слева вверху - штуцер стравливания давления наддува гидробака синей системы. Просто повернуть.
Под ним - штуцер слива жидкости из бака синей системы. Нажать и повернуть. Или повернуть и нажать :)

Посредине же всего этого праздника есть панель управления RAT на земле.
Именно с этой панели RAT убирается взад.

Для уборки надо создать давление во всех гидросистемах - G, Y и B.
То есть, включить насосные станции систем Y и B
(система G не имеет насосной станции и давление там при неработающем её двигательном насосе создаётся агрегатом PTU. PTU накачивает давление в системе G, используя давление системы Y).

Включаем насосные станции.
Включаем питание системы тумблером под красным колпачком (вверх).
Выполняем тест ламп.
Если всё нормально, то должна гореть красная лампа, показывающее наличие давления в приводе уборки RAT.
Нажимаем тумблер в положение Stow, и RAT медленно убирается.
Процесс занимает примерно 15 секунд.
По уборке загорается зелёная лампа "RAT убрана".
Выключаем тумблер под колпачком, закрываем крышку модуля управления и лючок гидросистемы.

Вот и всё, собственно, что я имел вам сказать об RAT.
Пишите письма :)

это было...

- -
0(0.0%)
-
0(0.0%)
0
0(0.0%)
+ -
1(0.5%)
+
17(8.8%)
+ +
176(90.7%)

!

оуеть не встать!
70(16.7%)
а если туда лом подставить?
104(24.8%)
актуально-насущно
27(6.4%)
люблю я все вот эти шпульки и болтики
76(18.1%)
как я RAT, как я RAT!
71(16.9%)
да уж...
4(1.0%)
довели страну демократы
16(3.8%)
эх, вы...
1(0.2%)
теперь только винтовыми
28(6.7%)
только поездом!
7(1.7%)
хе-хе :)
16(3.8%)


Фотографии большего размера доступны в альбоме «RAT», автор Lx-photos на Яндекс.Фотках .

И да - благодарю компанию Эйрбас за непредоставленные материалы.
Tags: a320, rat, гидросистемы, матчасть

Posts from This Journal “гидросистемы” Tag

  • Что скрывал обтекатель

    Попёрло тут на днях - дали задание заменить анкерную гайку. Ну, вы знаете - Эйрбасного типа Разумеется, обтекатель для этого выбрали самый…

  • История одной задержки

    Расскажу, как нам недавно не попёрло. Вот это и есть тот самый электропривод (актюатор), с которым нам недавно "свезло" наработать в…

  • Как я колhoseл трубочку

    Ну вот - прилетел к нам как-то один очень зарубежный самолёт, а там!.. Начали они багажник открывать. Открывается-то он гидрожидкостью от…

  • Ножная течь

    Товарищ, бди! Если вдруг из твоей передней ноги попёрло смазку товарными объёмами вместе с гидрашкой, то тут определённо что-то не так... Как…

  • Заправка гидрожидкости в Airbus-320

    Собственно, сам бардак во время этого процесса прекрасно виден тут: Открыты два лючка сзади ниши основных опор шасси - слева и справа. Правый…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 238 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
стремно смотритцо))
Осталось только сделать два электродвигателя с винтами под крылья, и пусть работают от этого ветряка, если двигатели отказали!
отличная идея! :)
Не совсем понял только - если даже двигатели в отказе. разве турбина не крутится набегающим воздухом? Ясень пень, что нельза тогда генератор грузить как в рабочем режиме, но сколько-то брать можно, чем это хуже?
турбина двигателя крутится потоком газов из камеры сгорания
но в общем - да, роторы двигателя вращаются набегающим потоком
то есть, давление в системах G и Y создаваться от авторотации должно
давление в B может быть создано либо насосной станцией, либо вот этой RAT

насчёт генераторов - не уверен, что частоты вращения авторотации хватит для их нормальной работы
при запуске двигателя генератор автоматически подключается на сеть уже практически на оборотах малого газа
а это - примерно 60% N2 (внутреннего контура) и 20% N1
авторотация вряд ли выдаст такие обороты

not_belong_to

1 year ago

vspvsp

1 year ago

not_belong_to

1 year ago

vspvsp

1 year ago

not_belong_to

1 year ago

vspvsp

1 year ago

Это даже не о...ть а просто ошиздеть! Одних гидросистем - все буквы инстранного алфавита. Читая Ваши откровения, каждый раз думаю: как и кто все это придумал?!?!?! Вот столько всего и в одну кучку! Которая еще и летает. Спасибо офигенное за неустанный труд и рассказы об ём. Всег благ и теплой зимы.
спасибо
последнее пожелание особенно ценно :)

lx_photos

1 year ago

lx_photos

1 year ago

Ишь ты, чего бывает! А я уж думал - ничем меня не удивить, а тут он чо! И как оно распространено, много самолётов с таким пропеллером?

lx_photos

October 25 2015, 21:12:57 UTC 1 year ago Edited:  October 25 2015, 21:13:13 UTC

Все Airbus-319/320/321. А это - вторые после B737 по распространённости узкофюзеляжные магистральные самолёты.
И есть ещё на разных других вроде B767, Ту-204, и т. п.

dxb_ru

1 year ago

Bartholomew Simpson

1 year ago

lx_photos

1 year ago

Система деайсинга поразила своей простотой и гениальностью!
тогда уж поразила симплостью и джениослостью.

Deleted comment

daneech

1 year ago

Deleted comment

daneech

1 year ago

Deleted comment

daneech

1 year ago

Deleted comment

Deleted comment

Deleted comment

Deleted comment

Deleted comment

Deleted comment

Deleted comment

Deleted comment

Deleted comment

Deleted comment

Deleted comment

Deleted comment

Deleted comment

Deleted comment

Deleted comment

а вроде по причине потери управления ещё ничего и не падало
обычно контролируемо бодро летят в землю

Deleted comment

lx_photos

1 year ago

Deleted comment

lx_photos

1 year ago

Deleted comment

lx_photos

1 year ago

Deleted comment

lx_photos

1 year ago

svv_livejournal

1 year ago

Deleted comment

virginian

1 year ago

Deleted comment

virginian

1 year ago

Deleted comment

virginian

1 year ago

virginian

1 year ago

dvv

1 year ago

virginian

1 year ago

dvv

1 year ago

virginian

1 year ago

dvv

1 year ago

virginian

1 year ago

i_v_s

1 year ago

Deleted comment

Фантастика, просто фантастика. Хачу себе такое.
На дачку, или в кабинет - крутить в минуты уныния?

lazy_flyer

1 year ago

lazoukov

1 year ago

160 км/ч не маловато ли, самолет не падает при такой скорости еще?

это минимальная скорость работы
наверное, она выбрана с некоторым запасом относительно сваливания

Anonymous

1 year ago

lx_photos

1 year ago

Хм...

> Нужна эта штука на Airbus семейства 320 на случай совсем уж полной потери электропитания.

> Электрический сигнал подаётся на соленоид(ы), и он(и) освобождают RAT,

lx_photos

October 25 2015, 21:36:57 UTC 1 year ago Edited:  October 25 2015, 21:37:45 UTC

не поймаете
соленоиды питаются постоянкой от аварийной шины аккумуляторов
а исчезает переменка
кою может выработать генератор, приводимый давлением жидкости от RAT
но за внимательность я бесплатно подкорректирую текст

kulver_stukas

1 year ago

lx_photos

1 year ago

kulver_stukas

1 year ago

lx_photos

1 year ago

Вот действительно, как прикинешь какой это хитровывихнутый и навороченный комплекс - современный самолет, так сразу задумываешься : как его вообще нарисовали и как оно все вместе работает...
МАГИЯ

maor22

1 year ago

Bartholomew Simpson

1 year ago

lx_photos

1 year ago

Bartholomew Simpson

1 year ago

lx_photos

1 year ago

Bartholomew Simpson

1 year ago

lx_photos

1 year ago

Bartholomew Simpson

1 year ago

lx_photos

1 year ago

Bartholomew Simpson

1 year ago

lx_photos

1 year ago

daneech

1 year ago

А сколько самолетов и жизней спасла эта штучка, я раньше думал что турбина вращает эл.генератор а тот раздает уже на гидравлику и все остальное, ну видимо так более компактно через гидру
Обалдеть! Для меня это откровение! На яхтах в свое время применялись буксируемые гидрогенераторы, но то, что аналогичная по сути вещь является совершенно штатным оборудованием самолета - никогда бы не подумал! Какова мощность этого ветряка?
А представляете, как я обалдеваю, когда всё это вижу?!
Там охереть, сколько такой вот чепухни натыкано.
Мощность, как грицца, достаточна :)
Не знаю :)

freezek

1 year ago

lx_photos

1 year ago

Bartholomew Simpson

1 year ago

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Привет, северный карандаш.
Зови своих, отметим постег.

antonva78

October 25 2015, 21:32:40 UTC 1 year ago Edited:  October 25 2015, 21:33:23 UTC

Спасибо, очень интересно!
Я вот только одного не понял, если она выпущена, то убрать ее можно только на земле?
Вообще, запас живучести поражает! Все предусмотрели!
да, убирается только на земле

svv_livejournal

1 year ago

vadimus_ca

1 year ago

чорт побери
всегда хотел узнать про рат

жаль что вы не сняли видео как она убирается обратно
и вы сделали это!

Bartholomew Simpson

1 year ago

lx_photos

1 year ago

Bartholomew Simpson

1 year ago

lx_photos

1 year ago

Bartholomew Simpson

1 year ago

lx_photos

1 year ago

ytmwasd

1 year ago

lx_photos

1 year ago

robustov

October 25 2015, 21:38:59 UTC 1 year ago Edited:  October 25 2015, 21:48:54 UTC

Лагардьер все же гений.
Надо помнить, что все это было придумано еще до 1990 года.
вот это вообще потрясает- все эти компьютеры уже тогда туда всунули.
срабатывает это штука нечасто, надо сказать.
дама, отработавшая на данном типе самолета говорила, что ей РАССКАЗЫВАЛИ, что подобная штуковина там есть.
некий полумифический пропеллер)
>При быстром вращении в их магнитном поле этого переднего диска в нём наводятся вихревые токи, разогревающие этот диск

Грамотно!
Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Привет топовым карандашам!
Пока тебя дождёшься, уже RAT поменять можно.
На бабло.
В следующий раз - чтобы мухой!
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Привет, топовик-затейник.
Как там дела на Олимпе?
Наши есть?
Я видел такую на Б-757 - меня как-то вели мимо сборочного стапеля. Было несколько неожиданно, но я довольно быстро сообразил к чему бы это.

Какая мощность у этого генератора? Кина для пассажиров с ним явно не будет, а что будет?

Будет работать на передачу радио "MAYDAY!! MAYDAY!!"

Алексей, привет!
Не по теме - тут у френда читал про

"Еще история была, как стекло в кабине вылетело вместе с командиром воздушного судна, его ухватили за ноги и держали до самой посадки, и ничего, выжил, хоть условия на 10 км тоже не сахар, особенно когда несешься на 800 км/ч и тебя этим ветром прибивает к фюзеляжу."

как такое может быть?

Такое какое?

Техник менял ночью стекло, искал болты в тёмном конце ангара наощупь, нашёл похожие но не те, прикрутил не заметив, в полёте стекло выдавило. Далее по тексту.

lx_photos

1 year ago

daneech

1 year ago

lx_photos

1 year ago

daneech

1 year ago

daneech

1 year ago

vspvsp

1 year ago

А были случаи, чтобы эта штука спасала самолет?
или убивала техника

levg

October 25 2015, 23:16:52 UTC 1 year ago Edited:  October 25 2015, 23:19:19 UTC

Планер Гимли

egh0st

1 year ago

cadmi

1 year ago

luanda

1 year ago

egh0st

1 year ago

эта, дык в полёте можно же ВСУ включить при потере обоих двигателей, нет?


RAT на азорском самолёте включался, без него бы не сели, полезная в целом штука.
можно, да
минутку подождёте в свободном падении?
а RAT выдаст результат через 4 секунды

dvv

1 year ago

ольса, а реальные крысы на самолёте выживают? :)
нет, в конкуренции с техниками никто не выживает
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →