Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Сенсация! Самолётное электричество работает на масле!

Правительства скрывают!

Но я сейчас вам всё расскажу!




Тема нашей сегодняшней пьянки - IDG (Integrated Drive Generator) - или, проще, двигательный генератор переменного тока.
Если точнее, рассказать-то я хотел всего лишь про заправку его маслом :)
Но, как обычно, одно тянет за собой другое, там недалеко до третьего, и в итоге получается руководство по ТО самолёта.
Потому надо где-то остановиться. И сегодня я остановлюсь не далее общих представлений об электропитании самолёта и конструкции IDG.

В полёте основное питание самолётных систем A320 электричеством делается от двигательных генераторов.
Они имеют мощность каждый по 90 кВА трёхфазных 115/200В 400Гц. Оба генератора не синхронизируются, а просто работают на разные сети.
Генератор с такими же параметрами есть на ВСУ. Там он проще, так как обороты ротора ВСУ легко поддерживать постоянными.
Обороты же роторов двигателя постоянными не бывают, ибо водитель постоянно елозит ими для изменения тяги.
Посему возникает потребность получить постоянную частоту тока при переменных оборотах.
Эту задачу и решает IDG.
Он воспринимает вращение от ротора компрессора высокого давления через коробку приводов двигателя.
И, используя внутреннюю гидравлическую систему, выдаёт постоянные обороты 24.000 в одну минуту (это 60 европейских секунд) на генератор. Рабочей жидкостью является масло - обычно такое же, как в двигателе. Но маслосистемы их раздельные.
И привод постоянных оборотов, и генератор, и прочие вспомогательные устройства объединены в едином корпусе IDG. Наружу выходит лишь продукт - по проводам увозят напряжение с током. Общение с миром происходит по шине ARINC 429. Ну, и ещё два шланчика ведут масло в топливо-масляный радиатор на другой стороне двигателя.

Параметры работы IDG (напряжение, частота, процент нагрузки) можно узреть на нижнем системном дисплее в кабине:


В случае неисправности IDG имеется возможность механически выключить его из работы, действуя дистанционно, из кабины.

Для каждого двигателя на потолочной панели имеется специально обученная кнопка под красным колпачком.
При нажатии кнопки срабатывает соленоид внутри IDG, механически рассоединяющий вал коробки приводов от вала привода IDG. Внутри IDG после этого ничего не вращается, и электричества он не вырабатывает. Рассоединение это обратимо только техническим персоналом на земле.

Сам IDG на двигателе CFM56-5 находится внизу, спереди справа коробки приводов.


Весит 56 кг.
Общий вид инсталляции:

Слева - силовые провода.
Ниже их сереет коробка приводов.

Как раз между коробкой и воздухозаборником двигателя.


Крепится он там быстроразъёмным хомутом на одном винте.

В правом верхнем углу фотки притаилось кольцо подсоединения привода IDG в работу после рассоединения.
Находится в самом неудобном месте - прямо под двигателем, с боку IDG, ближнего к оси двигателя. Как раз в небольшом промежутке между IDG и гидронасосом.
При подсоединении IDG (после рассоединения из кабины) это колечко надо просто потянуть при остановленном двигателе, и приводы внутри IDG соединятся. Генератор будет снова работать.

Для замены IDG надо ослабить винт хомута, подбить концы друг к другу, ослабляя затяжку этого хомута; и тогда появляется возможность его повернуть.

Повернув, получаем возможность вынуть IDG через прорези хомута.

Соответственно, при установке IDG сначала вводим его в прорези и вставляем в коробку приводов, а потом поворачиваем хомут. Выступы хомута окажутся напротив выступов фланца IDG, и хомут прижмёт IDG к фланцу коробки приводов.
Останется лишь обстучать хомут, постепенно затягивая винт, распирающий упоры хомута.

Маслосистема.
Содержит, в зависимости от модели IDG, один или два фильтра.

На рисунке - справа.
Левее, посредине, видны штуцеры заправки масла и перелива.
Слева и вверху - отвод масла на охлаждение в топливо-масляный радиатор.

Имеем также масломерное стекло.

Уровень контролируется примерно раз в 7-8 дней.


Заодно с контролем уровня смотрится индикатор засорения фильтра:

Он выскакивает при превышении перепада давлений на фильтре.

Для дозаправки масла используется ручной насосик.
Либо конструкции, как на первой фотке, либо такой вот, с баком:

Сначала подсоединяем ёмкость для перелива масла. Заодно стравливая возможное избыточное давление внутри агрегатины.
Подсоединяемся к штуцерам, закрытым обычно колпачками с шариковым замком конструкции "потянул-снялось, воткнул-висит".

Штуцера - разного диаметра, так что перепутать их можно только с выдающейся мотивацией.
Видны также запорные клапаны внутри штуцеров, так что утечка масла при негерметичности резинок внутри колпачков будет в худшем случае небольшая.
Эти клапаны отжимаются шпеньком в подсоединяемом штуцере.

Справа от наблюдаем фильтр.

Его день ещё не настал.

Итак, - подсоединяемся приспособлением к штуцеру заправки масла.

Видно, что возле самого штуцера на шланге приспособления есть стекло контроля однородности потока масла и винт стравливания воздушных пробок.

Заправочное приспособление имеет заострённый полый штырь и захваты для банки.

В захваты защёлкивается банка масла (ок. 1 л), потом долбим головой об штырь, и пробиваем им верхнюю крышку банки.

После этого остаётся лишь качать поршнем насоса, на обратном ходе засасывая масло из банки и на прямом нагнетая его внутрь IDG.
Заправляем до появления масла через шланг перелива. Он прозрачный, так что момент обычно виден.
Дозаправляется обычно 1-2 банки, а полная ёмкость сухого IDG - примерно 6 л.
Как полилось, добавляем один-другой контрольный качок в голову.
И ждём минут 5-10 до устаканивания уровня, после чего можно всё отсоединять и закрывать капоты.


Небольшим бонусом покажу генератор для питания электронного блока двигателя.

Он небольшой, находится там же, рядом. Как раз посредине двигателя, снизу. На коробке приводов спереди.
Генератор с постоянными магнитами, два независимых канала. Может питать электронику двигателя, начиная с оборотов 15% КВД. До этого она питается от самолёта.

Вот, пожалуй, и весь сегодняшний ликбез.

я оцениваю этот материал...

- -
0(0.0%)
-
1(0.7%)
0
0(0.0%)
+ -
1(0.7%)
+
20(14.8%)
+ +
113(83.7%)

!

ну ни фига себе!
44(18.1%)
однако!
39(16.0%)
хочу такой себе на дачу
39(16.0%)
вот вы тут сидите, а кто-то работает!
39(16.0%)
только батарейки, только хардкор
23(9.5%)
как всё переменно...
37(15.2%)
эх, вы...
3(1.2%)
да уж...
3(1.2%)
хе-хе :)
16(6.6%)


Фотографии большего размера доступны в альбоме «IDG + Oil», автор Lx-photos на Яндекс.Фотках

Всем спасибо, и особенно Эйрбасу за непредоставленные материалы.
Tags: a320, инструмент, матчасть, электричество

Posts from This Journal “электричество” Tag

  • Ограничиваем батарею правильно

    Раздолбайство растёт, шнурки удлиняются. Скоро будут волочиться за самолётом. И всем пофигу. Значит, и нам пофигу. И посмотрим мы в этот раз на…

  • Как всё запущено...

    Инструкция по приготовлению. Снимаешь кресло третьего оккупанта. Открываешь панель... А там... Третья сверху - релюха, управляющая…

  • Ужасы передней кухни

    Панель автоматов защиты сети по электропитанию. Страшно, аж жуть! Кстати, в 06:01 МСК читайте новый постик про матчасть.

  • Что скрывали проводные джунгли

    Сегодня заглянем в самое сердце самолёта. Как все мы знаем из школьного курса кабины самолёта, сзади второго пилота Airbus-320 живут несколько…

  • Тёмный бизнес

    Как говорила одна известная поэтесса, "если бы вы знали, из какого говна и палок сделано вот это вот всё, то никогда не ели бы моей…

  • Hitzinger - тихий питальник с компом

    После обзора текущей ситуации в стране у нас рекламная пауза - смотрим самолётный питальник фирмы Hitzinger. Жаль, правда, что мне никто не…

  • Подключение наземного электропитания к Airbus-320

    Кароче - делается вот так, ага :) Вообще-то этот пост - про внутренности лючка подключения наземного питания. Но, как всегда бывает - сначала…

  • Батарейки электрического самолёта

    По заявкам телезрителей, Аккумуляторы нужны Airbus-320 для недолгого обеспечения некоторых самолётных потребителей на земле (например,…

  • Наказание неизбежно

    В части своего комментария к посту про наземное питание юзер mexatronic выказал невнимательность к прочтению основного текста, за что…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 185 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Deleted comment

да, неплохое
и вам тоже

Deleted comment

lx_photos

1 year ago

почему рассоединение невозвратное? можно ли таким образом, отсоединив все IDG, гробануть самолёт в полёте? :)
потому что рассоединение происходит при передвижении чего-то по резьбе, а ротор двигателя вращается только в одну сторону
гробануть можно гораздо проще
только я вам не скажу, как

Anonymous

1 year ago

lx_photos

1 year ago

morchich

1 year ago

lx_photos

1 year ago

morchich

1 year ago

lx_photos

1 year ago

morchich

1 year ago

whiteelk

1 year ago

Да, и зачем его вообще отключать в полете?
перегрев или масло вытекло

avanik

1 year ago

lx_photos

1 year ago

avanik

1 year ago

Я конечно от всего этого охреневаю, тут дома толком не знаешь как кондиционер подкрутить, или ту же посудомоечную машину наладить беэ ущерба для здоровья, а тут система на системе сидит и системой погоняет, и платят судя по всему отнюдь не златые горы. Для офисных товарищей замечу, что все это проистекает в основном на перроне, как в 40 градусов жары так и в сорок градуса мороза. Н-да, уважаю однако.
врачи круче

virginian

1 year ago

alga

1 year ago

man_blr

1 year ago

virginian

1 year ago

jjcooler

1 year ago

virginian

1 year ago

alga

1 year ago

mezel

1 year ago

alga

1 year ago

morchich

1 year ago

imluckyike

1 year ago

Deleted comment

lx_photos

November 13 2015, 04:13:58 UTC 1 year ago Edited:  November 13 2015, 04:15:06 UTC

это тема не сегодняшнего поста
в двигателе обычно два вала, вращающихся каждый с разной скоростью:
компрессор+турбина низкого давления, и компрессор+турбина высокого давления
коробка приводов - это редуктор со множеством шестерёнок
она нужна, чтобы разные приводимые от двигателя агрегаты получали нужную частоту вращения
она приводит топливный насос, гидравлический насос, генератор переменки для самолёта, генератор питания электронного блока двигателя, маслонасосы нагнетания и откачки
через неё стартер раскручивает ротор двигателя при запуске

Deleted comment

Anonymous

1 year ago

Хочу для себя уточнить. Правильно ли я понимаю. что силовая турбина приводит в движение гидронасос, через жесткую механическую свазь, а тот в свою очередь крутит привод генератора, регулируемым (постоянным) давлением масла?
турбина высокого давления ротора двигателя вращается от потока горячих газов из камеры сгорания
от вала, соединяющего эту турбину с компрессором высокого давления, приводится коробка приводов
от неё проходит валик внутрь IDG
там он приводит гидронасос, качающий масло
давление масла регулируется и приводит генератор

poruchik_sr

1 year ago

lx_photos

1 year ago

poruchik_sr

1 year ago

lx_photos

1 year ago

vspvsp

1 year ago

lx_photos

1 year ago

vspvsp

1 year ago

lx_photos

1 year ago

vspvsp

1 year ago

lx_photos

1 year ago

vspvsp

1 year ago

Anonymous

1 year ago

vspvsp

1 year ago

vspvsp

1 year ago

poruchik_sr

1 year ago

ha4ikyan

1 year ago

poruchik_sr

1 year ago

ha4ikyan

1 year ago

poruchik_sr

1 year ago

lx_photos

1 year ago

boristumentcev

November 13 2015, 04:24:46 UTC 1 year ago Edited:  November 13 2015, 04:27:08 UTC

Напоминает автомобильную КПП-автомат. Думаю, суть она самая и есть. Диски в масляной ванне замыкаются - размыкаются.
нет

boristumentcev

1 year ago

morchich

1 year ago

boristumentcev

1 year ago

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Привет, Расея!
От Удомли до Енисея!
Летают наши IDG.
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Привет, северный.
Тащи остальных, пусть лектричество изучают.

lx_photos

1 year ago

Слишком громкий заголовок)
наоборот - совершенно недостаточно!

ha4ikyan

1 year ago

lx_photos

1 year ago

ha4ikyan

1 year ago

lx_photos

1 year ago

Приятная музыка, спасибо.
на здоровье

Deleted comment

lx_photos

November 13 2015, 05:40:02 UTC 1 year ago Edited:  November 13 2015, 05:40:21 UTC

Генератор не распознаёт.
Распознаёт блок на самолёте - GCU = Generator Control Unit.
Он и отключит генератор, выдающий неприемлемые параметры.

В таком случае вторую сеть питает генератор ВСУ.

Каждый генератор подключается автоматически, при достижении двигателем оборотов примерно малого газа. Даже нажимать ничего не надо.
Свет - да, мигает.

Deleted comment

lx_photos

1 year ago

Deleted comment

lx_photos

1 year ago

А куда масло-то девается, что его раз в неделю контролировать приходится?
а пёс его знает
может, через штуцеры всё же выдавливает

900lm

1 year ago

900lm

1 year ago

lx_photos

1 year ago

900lm

1 year ago

Deleted comment

lx_photos

1 year ago

Deleted comment

lx_photos

1 year ago

оёёй! а про антенки могу напромнить?:)
можете :)
но перспективы рассказа о них - увы...

p00h

1 year ago

lx_photos

1 year ago

p00h

1 year ago

Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Здравствуйте, журнальный карандаш.
Как проводимость вашего грифелька?
Всё так же ли изолирует резинка?
>> И, используя внутреннюю гидравлическую систему, выдаёт постоянные обороты 24.000 в одну минуту

а можно поподробней про гидравлическую систему, которая удерживает обороты (точнее про принцип реализации работы гидросистемы на удержание оборотов)?
Э-э-э...

Википедия:
В основе ППО лежит, как правило, планетарный редуктор, водило которого приводится от вала двигателя, солнечная шестерня — от докручивающего устройства (гидромашины, гидравлической или воздушной турбины), а от кожуха приводится генератор. На малых оборотах двигателя докручивающее устройство вращается в прямом направлении и его обороты складываются с оборотами двигателя, обеспечивая стабильные обороты генератора. По мере роста оборотов двигателя система автоматического управления снижает обороты докручивающего устройства вплоть до его полной остановки, поддерживая обороты генератора, а в некоторых ППО докручивающее устройство при высоких оборотах двигателя может для расширения диапазона регулирования переходить на обратное вращение — его обороты при этом вычитаются из оборотов двигателя.

В первоисточнике так:
Drive
The speed conversion components consist of the gear differential and the hydraulic trim unit. The variable speed shaft power is provided by the engine gearbox to the IDG input shaft which is directly coupled to the carrier shaft of the differential.
The variable displacement hydraulic unit is driven by the carrier shaft at a direct ratio of input speed. The variable displacement hydraulic unit is hydraulically coupled to a fixed displacement hydraulic unit which is mechanically coupled to the trim ring gear of the differential.
The speed and direction of rotation of the fixed displacement hydraulic unit and hence the trim ring gear is regulated by an electronic controlled servo valve.
The servo valve ports oil to a control piston to position the variable wobbler and control the rate and direction of oil flow from the variable to fixed hydraulic units. Speed summing is accomplished in the differential by adding or subtracting the trim speed of the trim ring gear to the meshing planet gear which is orbited as a function of input
speed by the carrier shaft.
The second or output planet is in mesh with the first planet and the output ring gear. The output gear is thereby made to rotate at a constant speed. Since the output ring gear is meshed with the generator drive gear, constant shaft speed (24,000 rpm) is converted directly into 400 Hz constant frequency AC power which is available at the IDG power terminals.

Вот ещё обсуждение:
http://geektimes.ru/post/252414/

morchich

1 year ago

lx_photos

1 year ago

morchich

1 year ago

lx_photos

1 year ago

morchich

1 year ago

lx_photos

1 year ago

morchich

1 year ago

lx_photos

1 year ago

morchich

1 year ago

lx_photos

1 year ago

lx_photos

1 year ago

morchich

1 year ago

morchich

1 year ago

Доброе утро!
Как всегда очень познавательно, спасибо!
А бывает необходимость слить и залить новое масло? Как это происходит?
Температура на перроне влияет на время описанной процедуры?
Здравствуйте.
Да, работа по замене масла периодически случается. Тогда же меняется и фильтр.
Отворачивается сливная пробка внизу IDG и через неё всё сливается.
На масло практически не влияет. Зимой только неудобнее работать.
Спасибо, познавательно.
Фу, масло вручную качать! Нужно строго через запущенный двигатель!
это что за гаджет? похож на электровибратор!
бурбулятор с трюхвелькой
IDG на двигателе CFM56-5 и на CFM56-3 и 7 такие-же по ТТД и конструкции?
И ещё было-бы интересно про коробку приводов на А и Б, там Вы в конечном итоге выйдете тогда на интересную, думаю для народа тему - почему на В-737 двигатель такой интересной формы, а именно там и секрет (расположение коробки приводов).
На -7 вроде похожий.
На -3 по принципу работы такой же, но, кажется, конструктивно отдалённее.
А вроде по коробке приводов 737 и так все должны уже знать.
Роскошно. Просто феерично.
у нас тут вообще клуб извращенцев, да

lazy_flyer

1 year ago

Alexandr Chuprov

1 year ago

Alexandr Chuprov

1 year ago

[img]http://s003.radikal.ru/i202/1511/67/7211375401c6.jpg[/img]

А вот еще Аварийная турбинка самолёта Airbus-320 http://ljrate.ru/post/40298/387935

Anonymous

November 13 2015, 09:06:13 UTC 1 year ago

Я Вас умоляю!..
не морочьте мне голову!
прошу прощения, я далек от самолетов, у меня такой вопрос, а почему бы систему электропитания не сделать полностью на постоянке? реализуется гораздо проще, никаких тебе шлангов с маслом под давлением (да и для стабилизации частоты там по-любому используется нечто вроде сервоклапана).
мощности возросли
большие токи = толстые провода
переменка удобнее в преобразовании

gneizenau

1 year ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →