Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

История одной задержки

Расскажу, как нам недавно не попёрло.


Вот это и есть тот самый электропривод (актюатор), с которым нам недавно "свезло" наработать в общей сложности примерно сто человеко-часиков.

Ничто не предвещало беды.
Выдали нам задание заменить актюатор гидравлического отсечного клапана зелёной гидросистемы. Как обычно, часика за два предполагали :)

Клапан находится в линии всасывания от гидробака до двигательного гидронасоса.


Нормально он открыт.
В случае срабатывания сигнализации пожара двигателя пилот поднимает предохранительную скобу кнопки пожарных кранов на потолочной панели:

и отжимает большую красную кнопку.
Она высовывается наружу.
[схемка для маньяков]



При этом перекрывается подача топлива в двигатель, отсекается что-то электрическое, и в том числе перекрывается этот вот клапан подачи гидрожидкости из бака к двигательному гидронасосу.
Ну, чтобы ничто не поддерживало горение.
Далее пилот может нажатием кнопок AGENT включить первый или второй баллоны, выбрасывающие огнегасящий состав под капоты двигателя.
Но про пожары мы не сегодня, так что пройдёмся по клапану.

Клапан являет собой шаровой кран с электроприводом.

Физически находится в крыле, между пилоном двигателя и основной амортстойкой.

Привод его невелик.


28В постоянки, от какой-то очень аварийной шины.


Внутри находится моторчик с редуктором, выдающий свои небольшие Ньютон-метры на валик, приводящий непосредственно шаровой клапан.


Теоретически должен меняться легко:

Два винтика под шестигранник ослабляют затяжку двух половин хомута, они снимаются, и стягиваемые фланцы освобождаются.
Ну, и металлизацию переставить.

Фигнам, как говорится.
Залезая в лючок, обнаруживаем, что всё не так уж и просто :)

Привод находится сверху, а доступ к нему загораживают самые разнообразные трубки.
И не получается подлезть шестигранником к этим двум миниатюрным винтикам.

В центре фотки вы наблюдаете тот самый клапан.
В общем, решаем снимать клапан целиком, чтобы перемонтировать актюатор на снятом.
И это решение приводит к целой цепи последствий.

Теоретически, опять же, снимать клапан легко! :)

Надо всего лишь отвернуть разъём, открутить две гайки по концам, потом сдвинуть по стрелке раздвижную компенсационную втулку, и в образовавшуюся щель спокойно вытащить клапан.

Фигнам!
Вот эта самая втулка, которая якобы раздвижная. И которая должна быть установлена раздвинутой, и сжиматься для вынимания клапана.

Оказывается, её уже сжимать некуда!
Оказывается, она уже сжата трубами так, что задвинуть её дальше просто некуда.
Вот как раз картина первая, оптимистическая:


Это когда мы работаем ещё только с колеса, без стремянок.

И только обнаружили, что клапан не вытаскивается.
Ну, вытащить - дело нехитрое.
Приложили усилие, и выдернули.

Актюатор переставили.

А назад клапан не лезет :)
И уже скоро вылет - все ведь думали, что быстро поменяем.
В итоге вылет отменили, задержка, компания перегоняет сюда пустой самолёт для вывоза пассажиров, а мы продолжаем борьбу.

Ещё день мы пытались его туда впендюрить.
Нет, между труб его даже удавалось воткнуть.
Но вот потом было не наживить даже гайки. Несоосно потому что.
Пытались разными способами его установить поровнее - и руками, и рычагами.
Но гайки не наживлялись.
Поключили тяжёлую артиллерию - притащили стремянок побольше.

А и всё равно не лезет.

Вроде гайку закрутили, включаем наддув гидробака, и весёлой струей брызжет на нас сверху гидрашка :)

В итоге этих попыток снова сняли клапан и обнаружили, что резьба на гайке раздвижной втулки замята неоднократными попытками её наживить.


На следующий день компания снова совершает подвиг и присылает нам исправную втулку:

Кстати, на фотке видно, как она выглядит полностью раздвинутой.
Обратите внимание на зазор слева между гайкой и корпусом. Внутренняя труба там относительно свободно двигается по оси.

Снова пытаемся воткнуть.
Трубы сидят очень жёстко.
Пытаемся ослабить ближние хомуты, чтобы дать какую-то свободу установки клапана.
Хомуты все очень неудобны - кто далеко, кто глубоко. До некоторых надо руку по локоть засунуть в лючок, и там вслепую нащупывать винты.
Это левая часть трубы.
А с правой ещё интереснее.
Она проходит через какое-то отверстие силовой нервюры крыла в сторону амортстойки.
И пучок труб в этом отверстии держится снаружи кольцом из жёсткой резины, а внутри - фигурной проставкой такой же резины.
Вот где-то тут, да :) - прямо над амортстойкой.


Кое-как вытетериваем эти прокладки из отверстия.


Трубашатать уже немного проще, но по оси она так же зажимает клапан.
Прилетает ещё один комплект накидных разрезных головок под эти большие гайки, плюс пару ключей.
Зазоры очень маленькие, лючок тесный, фигтамчтосделаешь.
В итоге слегка заминаем гайку уже и на второй втулке.
Становится понятно, что так жить нельзя.

Решаем накрутить гайку на клапан на земле, а устанавливать и выравнивать клапан и втулку с правой трубой.
Рассоединяем компенсационную втулку и правый конец трубы.
Надфилем подправляем замятый участок резьбы гайки - где-то от четверти до половины нитки получилось.


На земле удаётся наконец накрутить гайку нормально, по резьбе.
Вставляем клапан левым концом (он проще лезет), наживляем.
Втулку с клапаном в сборе выравниваем с правым концом трубы и тоже наживляем гайку ниппельного соединения трубы.

И вот только после этого удаётся всё накрутить так, как должно быть.

Финал-овации?
Хера с два.
Ещё часов пять-шесть ставим эти долбаные резиновые проставки.

И вот только после всего этого...
работа вроде как закончена.

Три дня ушло.
Каждый день вдвоём-втроём на этих стремянках жили.
В промежутках между другими самолётами.
Все сезоны прочувствовали - солнце, хмарь, ночь, холод, ветер, снег, дождь, - всё было про нас.
Нет, у меня хорошая профессия.
Но как вот такая работа, так хоть увольняйся.

?

- -
1(0.6%)
-
1(0.6%)
0
1(0.6%)
+ -
3(1.7%)
+
17(9.8%)
+ +
150(86.7%)

!

я такой работа трубашатал
93(21.0%)
врёшь ты всё
3(0.7%)
а чего сразу-то так не сделали?
62(14.0%)
фигня какая-то
7(1.6%)
м-дя...
18(4.1%)
только поездом!
16(3.6%)
только рашпилем!
37(8.4%)
доработка - это по-нашему
41(9.3%)
это потому что у вас кувалды не было
126(28.5%)
эх, вы...
11(2.5%)
хе-хе :)
28(6.3%)


Фотографии большего размера доступны в альбоме «Eng Fire Valve», автор Lx-photos на Яндекс.Фотках
Tags: a320, ТО, гидросистемы, маленькие истории, матчасть

Posts from This Journal “маленькие истории” Tag

  • Ночь, полная фана

    Казалось бы, ночь - для сна. Ляг на диван и отдайся ему. Но нет! Нет покоя ефанутым! Поэтому ночью два авиатехника вместе с тупыми шуточками идут…

  • Страх и ужас на пилоне

    Сейчас я покажу вам страшную деформацию на пилоне. Вот она! Чо, чо, не видно? Плохой из вас КВС. А вот так? Ага! Вот и я офигел. Самое…

  • Запаска самолётная

    Вопрос телезрителя: "Бывает ли на самолёте запаска?" Отвечаем: "Бывает". Подробный ответ - под катом: Что вы делаете,…

  • Ключ к спокойствию пассажира

    Когда пассажир видит такое из окна самолёта, ему становится как-то сцыкотно. Не подумайте ничего такого - просто он боится за нерасчётный…

  • Не люблю сосок на кухне

    А вот, собственно! На каждой кухне они есть. В тот раз нам выдали задание на устранение дефекта "индивдувальная вентиляция на передней…

  • Два дефекта одним махом

    Ничего не замечаете? Нет? Ну это ничего, сейчас я научу вас родину любить. И вот однажды проводники записали замечание, что задняя багажная…

  • Лень начинает и выигрывает

    Сегодня расскажу, как смачно мы потрахались всю недавнюю ночь. Оператор выдал нам задание провести поиск и, по возможности, устранение дефекта по…

  • Инспекта промахнулся!

    Животинко записала замечание компании, что сломана панель пола в салоне. Это могло быть забавно последствиями (отстой, заказ, снять ковры и кресла,…

  • Прерванная аннигиляция

    Полезли мы как-то смотреть двигатель. А зачем его смотреть? А вот, к примеру, чтобы прервать аннигиляцию. Так вот - полезли мы смотреть…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 137 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Deleted comment

:) идеала нет

tort_kievskyi

1 year ago

lx_photos

1 year ago

ukiwa

1 year ago

Deleted comment

ukiwa

1 year ago

надо было с верхней части крыла подлезть...
Там нет лючков - сплошная панель крыла.

dxb_ru

1 year ago

lx_photos

1 year ago

Bartholomew Simpson

1 year ago

lx_photos

1 year ago

Bartholomew Simpson

1 year ago

tort_kievskyi

1 year ago

Deleted comment

Это боЫнг али Ырбас? У кого такие кострукторы нехорошие?
Airbus-320

lee_si_tsin

1 year ago

klink0v

1 year ago

lee_si_tsin

1 year ago

klink0v

1 year ago

lee_si_tsin

1 year ago

Выкусить и заварить!

если дефект не устраняется за одну смену, то что делают? передают следующей бригаде эстафету?

да
Да, бывают случаи. И, как правило, всё это начинается, когда кто-нить звонит и спрашивает - скоро освободишься? А ты ему - да через полчасика, одну штуку поменяю и всё.
И всё.

ukiwa

December 27 2015, 21:19:08 UTC 1 year ago Edited:  December 27 2015, 21:19:27 UTC

А еще можно в трусах и с шашлыком в одной руке другой рукой устранить какую-нибудь мелочь в машине. Нуачо, делов-то, щас только вот это подтя... посоны, кто еще трезвый? Нам до ближайших автозапчастей срочно! Ну и что, что сто километров, быренька обернемся!

lx_photos

1 year ago

777lord

1 year ago

lx_photos

1 year ago

morchich

1 year ago

а снять клапан с фланцев, меж которых он прикручен? хотя наверно нельзя такое.

lx_photos

December 27 2015, 21:27:20 UTC 1 year ago Edited:  December 27 2015, 21:27:47 UTC

о, про это забыл написать
идея была, но там прокладки под фланцами очень тоненькие, миллиметра по два диаметром колечки
при таком натяге мы бы их точно срезали

morchich

1 year ago

lx_photos

1 year ago

morchich

1 year ago

Maxim Galyavetdinov

1 year ago

Вот это реально восход солнца вручную!
И млечный путь пинком...
И метеоры из рогатки...
Так а почему никого не отчитали за зажатый клапан и полностью выбранный ход "компенсационной втулки"?
а кого там?
там, судя по всему, никто не лазил с рождения лайнера

vspvsp

1 year ago

lx_photos

1 year ago

whiteelk

1 year ago

lx_photos

1 year ago

А почему трубы не соосно встали, они в натяг до этого были?
И неужели так легко резьбу нарушить, на вид вроде металл твердый.
это клапан несоосно встал между трубами
зажат сильно, трудно поймать положение

если долго стараться, ещё не то сломать можно :)
Силой ничего не добъещься, только лаской
Думал, в финале крыло открутите)
к тому шло
Вспомнился анекдот про "доработать напильником" :)
какой же это анекдот?
это жизнь
Офигеть просто. Интересно, за чей счёт гоняли запасной самолёт, кто выплачивал компенсацию застрявшим пассажирам? Какие слова звучали в офисе авиакомпании, когда им сообщили, что их самолёт к полёту непригоден? Нет, интуитивно я, конечно, догадываюсь, какие, но хотелось бы знать точно…

Такая ситуация вообще чем считается? Форс-мажором?
за счёт компании
пока что, во всяком случае :)

наверное

ahitech

1 year ago

kvas777

1 year ago

scarab

1 year ago

ahitech

1 year ago

замена полукрыла
в сборе

lx_photos

1 year ago

freezek

1 year ago

lx_photos

1 year ago

freezek

1 year ago

Ещё часов пять-шесть ставим эти долбаные резиновые проставки. - на последнем фото примерно такими же резинками зажаты жгуты/магистрали в "змеиной шкуре" чуть правей? И через вот тот лючок и нишу стойки? Сочувствую.

А вообще - читаю ваши отчеты с большим удовольствием. Спасибо.
да, только жгуты вроде другой резинкой зажаты, помягше
через вот эту Жэ всё и делалось
как вспомню, так вздрогну

пожалуйста
Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Здравствуйте, карандаш всея ЖЖ.
Давненько вас не было.
Отпуск, болезнь, неприятие политической позиции авиатехника?
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Здравствуйте, всероссийский карандаш.
Вам надфилем ничего не надо подкорректировать?
Молча восхищаюсь.
и очень зря
восхищайтесь громко!

dmarck

1 year ago

Anonymous

December 27 2015, 23:07:40 UTC 1 year ago

Первым делом, первым делом самолеты!
Ну а девушки?...
в свободное время

Bartholomew Simpson

1 year ago

Водка пить, земля валяться, труба шатать и не сдаваться )
И ведь ничто не мешает инженерам сделать узел, который нельзя починить вообще (не разрезая самолет автогеном).
У них же нет в KPI "проектировать, чтобы техники не увольнялись".
вообще говоря самолёт долго эксплуатируется, ремонт и всякие С и Д чеки предусмотреть должны.

genrih

1 year ago

Бывает.

А в Спортлото Airbus написали? В общем-то выглядит, как дефект сборки, надо смотреть другие самолёты, собранные примерно тогда же.
нет, не написал
я не Шива сторукий - и так работы хватает
ну, и не по Сеньке шапка :)
опрос неправилен.
в это потому что у вас кувалды не было , необходимо добавить "и такой-то матери"
надо добавить в следующий

virginian

December 28 2015, 04:42:52 UTC 1 year ago Edited:  December 28 2015, 04:43:05 UTC

Не, ну что взять с французов, красиво, изящно и хрен подберешься.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →