Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Аэроциклическая машина

Короткий вариант поста:

Это - турбина турбохолодильника пака кондиционирования Airbus-320.


А это - его же вентилятор.


Всем спасибо, до свидания.

Тем же, кто хочет узнать врага подробнее, придуман длинный вариант под катом, и они могут нажать на ссылочку:


Когда вы с головой уходите в работку,

то стрелочкой вам на рисунке показан как раз турбохолодильник пака кондиционирования.

Если же пак разобрать до исподнего, то в центре фотки как раз видна ACM (Air Cycle Machine = турбохолодильник).

На потолке пака заметно потемневшее от нагрева (видимо) теплоизоляционное покрытие.
Прямо над паком находится центральный (фюзеляжный) топливный бак.
Для того, чтобы уменьшить нагрев его от тепла пака и возможность воспламенения протекающего топлива, на потолке пака имеется ещё чёрное резиновое покрытие.
Пространство между этим покрытием и дном центрального бака вентилируется путём эжекции. Выходящий из пака охлаждающий воздух создаёт разрежение, которое и вентилирует то пространство.

Вот так выглядит собственно турбохолодильник.

Это - такая здоровая херь несколько меньше метра длиной. И тяжёлая.

А теперь, впечатлённые матчастью, слегка отеоримся.
Это - схема пака кондиционирования.

(по клику на ней откроется шедевральная картина побольше, плод многоминутных трудов)

Напомню принцип работы пака.

Зачем это вообще надо?
Затем, что самолёт надо не только греть, но и охлаждать. Например, в Ебипте на перроне температурка будет градусов за сорок.
Так вот именно пак и вырабатывает холодный воздух из горячего.
Горячий воздух, отобранный из тракта компрессора двигателя или от ВСУ, попадает в пак.
Охлаждается первичным ВВР (воздухо-воздушным радиатором).
Приводит турбину турбохолодильника, при этом теряя энергию и охлаждаясь до температуры чуть выше нуля.
Далее в конденсоре и водоотделителе отделяется сконденсировавшаяся вода. Вода направляется в поток охлаждающего ВВРы воздуха, чтобы своим испарением усилить отбор тепла от ВВР.
Турбина турбохолодильника приводит вентилятор, просасывающий воздух через ВВРы на земле. В воздухе это происходит за счёт набегающего потока. Поток регулируется входной (и иногда ещё и выходной) створкой.
Также имеется обходная магистраль с регулировочными клапанами - противообледенительным (не дающим чрезмерно охлаждать воздух, чтобы не замёрзла влага) и обходным.
Эти краны регулируют подводящийся напрямую со входа горячий воздух.
Вот что происходит с воздухом в разных частях пака:


После выхода холодного воздуха из пака он попадает в миксер системы распределения воздуха. В той системе в холодный воздух подмешивается такой же отобранный горячий. Степень подмешивания регулируется кранами, управляемыми системой по задатчикам в кабине пилотов.
И уже дальше воздух дует в салон и в кабину пилотов.
На случай отказа системы регулирования температуры предусмотрена возможность выдачи паками фиксированной температуры воздуха примерно 24 градуса за счёт собственных датчиков и регулировок.

Теперь плавно продвигаемся от теории к практике.

Рисунок пака (всего их на A320 два одинаковых):


Турбохолодильник с разными входами и выходами:


Схема нам показывает, что данный девайс имеет три лопаточные машины, установленные на едином валу:

турбина, компрессор, и вентилятор.
Всё это безобразие крутится на воздушных подшипниках, что есть безусловное хорошо. На 737 Классике все эти устройства работали на масле, кое приходилось периодически доливать и менять.

Турбинко:


А вот и выход вентилятора:


Агрегат снят по дефекту, так что и состояние соответствующее.


Аж шланчик треснул.


А это, видимо, часть колеса компрессора.


Такой вот он, северный олень.



как описание?

- -
0(0.0%)
-
1(1.3%)
0
2(2.6%)
+ -
2(2.6%)
+
4(5.2%)
+ +
68(88.3%)

и теперь...

я офигел!
47(32.9%)
только паком!
23(16.1%)
только поездом!
5(3.5%)
слишком сложно всё
23(16.1%)
где подписать?
28(19.6%)
фигня
0(0.0%)
эх, вы...
1(0.7%)
хе-хе :)
16(11.2%)



Фотографии большего размера доступны в альбоме «Air Cycle Machine», автор Lx-photos на Яндекс.Фотках

А про пак на Boeing-737 NG мы говорили тут - http://lx-photos.livejournal.com/145377.html



Tags: a320, детальки, кондиционирование, матчасть

Posts from This Journal “кондиционирование” Tag

  • Пипочка и загадочные следы

    Начиналось всё довольно странно - ни с того ни с сего, без определённого дефекта, нам было предложено заменить Bypass valve... Это, кстати, будет…

  • Циркулируя, фильтруй!

    Собственно, по одной этой фотке понимающему авиапассажиру уже ясно, почему только поездом, и об чём вообще будет и была речь. А непонимающим…

  • Have a fan!

    Да! Да! Да! Солнце смеётся. Потому что все узнали во прошлом посте нашего любимца - вентилятора рециркуляции салонного воздуха. Два таких…

  • В третий раз про байпас

    Давненько не брал я в руки систему кондиционирования! Все мы помним шедевральное порнофото обходного клапана (Bypass) пака кондиционирования.…

  • Уплотнение

    Нравится мне такой тип уплотнения. Используется он в некоторых соединениях системы кондиционирования - в паках. Прикол в том, что прокладка…

  • Готовим замороженного чемодана!

    Обычно багажники Airbus-320 не отапливаются. Однако иногда, в целях защиты исчезающих видов чемоданов от вымерзания, авиалинии заказывают…

  • Спасите Эйрбас!

    Когда прекрасная стюардесса вдруг с мольбой устремляет на вас взгляд бездонных глаз, взывая о помощи, и выходящий из кабины Капитан, сдерживая…

  • Минутка технопорно

    А это такой клапаночек воздушный из системы кондиционирования. Назачем он там нужен и когда работает - а пёс его знает... Вижу только…

  • Высокие технологии в мире кнопок

    Жил да был на самолёте дефект по отбору воздуха от двигателя... Ещё жива была в народе память о кейсе на стремянке, когда решил я ковать железо,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 34 comments
турбинко с крышечками прекрасно
Турбинко это вообще прекрасно, еще Кио-Акопян говорил, что обязательно нужно дунуть - если не дунуть, то чуда не случится!
Наличие в системе одновременно первичного и основного теплообменников слегка путает, особенно если учесть что primary часто называют основным (primary and auxiliary).

знали бы вы, как меня это всё пугает...
залезешь туда ночью...
ух, аж пот по спине!..

vadimus_ca

8 months ago

На схеме подписи к компрессору и турбине перепутаны, наверное.
всё взято строго из документации

didymuz

8 months ago

lx_photos

8 months ago

didymuz

8 months ago

Парни в гаражах как раз ищут турбину для установки на морковник. Надо посоветовать обратиться к вам. ;-)
Морковник дюже летать будет.
Восхитительно!

P.S.
А его нельзя использовать как пылесос? Для уборки салона например.
при известной смекалке - конечно
только переделка очень займёт

lazy_flyer

8 months ago

Я правильно понял, что основное охлаждение происходит за счет вращения турбины и потери энергии потоком воздуха?

я так думал
но из графика "состояния воздуха" следует, что основное охлаждение происходит в ВВРах
заслуга турбины в другом - она позволяет охладить воздух ниже температуры окружающего воздуха
плохо быть неинженером. мне все сложно))
Нихера не понял.
А можно чуть по подробней про воздушные подшипники? Туда подают воздух под давлением? А как они стабилизируются ровно по центру?
я про них ничего не знаю
могу предположить, что воздух подаётся из той части устройства, где есть повышенное давление
ну, а на больших оборотах он туда должен сам подсасываться

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B8_%D0%BF%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%88%D0%B8%D0%BF%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8

megavolt_ex

8 months ago

Anonymous

June 19 2016, 12:03:16 UTC 8 months ago

Извините,пожалуйста, на 3-й сверху фотографии между джентльменом в синих брюках и маленькой крышкой люка с буквочками, эммм, ну,короче, определяется свободновисящая панель неправильно-прямоугольной формы с зеленоватой внутренней поверхностью. А вот как её закрепляют на место после прекращения ремонтных работ? Заранее спасибо
винтами по периметру

Класмический турбохолодильник - просто турбина, которая крутит масляный тормоз. Здесть просто видимо в целях общей энергоэффективности решили прислюнявить к нему кучу свистоперделок.

воздух на земле всё равно чем-то просасывать надо
а тут бесплатная энергия
ни хера не понял, хотя и не читал...

Dmitry Vikharev

June 20 2016, 09:11:20 UTC 8 months ago Edited:  June 20 2016, 09:12:40 UTC

Какая красота!!

ps. Хоть я и не механик (но инженер), но когда прохожу ТО для машины - всегда стараюсь быть в цехе рядышком, наблюдать как всё происходит ).
такими рассказами очень хорошо дамам на уши приседать)) ;) по понятию матчасти мне 4-, Вам за объяснение пятерочка)
дамы от этого неудержимо зевают

xenara86

8 months ago

strangesavage

8 months ago

Спасибо ☺. Очень интересно ☺. А правильно ли я понимаю что ПАК это турбохолодильник, ВВР, компрессор с турбиной турбохолодильника и вентилятор все собранное вместе ? Аir conditioning pack переводится примерно как "пакет кондиционирования". А Вы пишете что воздух при стоянке самолета на земле просасывается через ВВРы за счет того что вращается турбина турбохолодильника которая находится на одном валу с компрессором и вентилятором и приводит их. А откуда берется воздух который дует на лопатки турбины турбохолодильника во время стоянки, ведь на земле нет набегающего потока. Предполоаю что от работающей ВСУ ?
да, горячий воздух от ВСУ приводит пак
Понятно, спасибо ☺. Еще одной тайной меньше ☺. Вот, я просил пост про ПАКи А-320 и Вы его написали ☺.