Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

  • Music:

Реверс-ликбез



По умолчанию, речь пойдёт про двигатель CFM-56-5. Это от Airbus 320 family.
Если про другие, то специально упомянется.

Итак...

Когда двигателю хорошо и прямоточно, то и выглядит он соответственно.
Примерно так:


Всё чудесно, пока летает.
Но вот на полосе бывает такая необходимость пилоту замедлить своё кресло.
Основное для этого - тормоза колёс.
Но для экономии оных (и как на крайняк) есть в двигателе реверс.
Это устройство для направления части реактивной струи вперёд по полёту и создания таким образом обратной тяги.

Применяется в основном на пробеге после посадки.
Эффективность реверса - так себе. По слухам, из 100% торможения примерно 70% приходится на тормоза, и лишь порядка 30% - на реверс (числа среднепотолочные, так что гнилые помидоры приберегите для другого раза).

Вот ТО САМОЕ МЕСТО
в расслабленном состоянии:


и с переложенным реверсом:


Реверсирование достигается перекрытием проточной части ковшами или заслонками.
Тогда воздуху деваться некуда и он летит туда, куда его направляют, вперёд под углом к оси двигателя.

С заду:


Каждое ухо приводится своим гидроцилиндром:


Как видим, проточная часть наружного контура почти полностью перекрыта:


Но не только этим важен реверс.
Капоты реверса образуют проточную часть наружного контура двигателя (куда воздух дует после вентилятора), то есть самого тяговитого контура.
И эти капоты можно открыть для доступа к горячей части двигателя.
Сначала открываются капоты вентилятора, потом реверсные:


Сзади открытые все капоты выглядят так:


Горячая часть:

(кстати, выходные неподвижные лопатки вентилятора - пластмассовые :) )

И, в заключение, опять по реверсу.
На разных двигателях волнительное выглядит так:
A32x

Здесь открывающиеся створки перекрывают наружный контур двигателя и они же направляют поток под углом вперёд.

MD-8x

Это двигатель со смешением потоков внутреннего и наружного контуров (на выходе), так что и реверсится всё вместе и одновременно.
В таком способе есть плюс , умножение, деление, равно и минус.
Плюс в том, что вся тяга двигателя гасится. А в CFM-56, например, внутренний контур так и продолжает дуть назад и от этого тянуть вперёд (но его вклад в тягу гораздо меньше, чем у наружного).
Минус же в том, что реверс может влиять на работу внутреннего контура, чего нет при их разделении.

То же на Ту-154М

Особенность этого двигателя (Д-30КУ) в том, что для реверса используется собственная, отдельная гидросистема со своими баком, гидроаккумуляторами и прочими причиндалами (всё находится на сопле).
Соответственно:
фильтры меняем и на реверсе,
жидкость заливаем и в реверс (а это - сверху пилона лезть надо и неудобно очень - лючок маленький, а ещё и крышку законтрить надо :) ).
И главное - каждый прилёт Ту-154 надо на крайних двигателях травить давление гидроаккумуляторов реверса.
Потому что, если не стравить, то, когда полезешь смотреть турбину и какое-то в кабине дёрнет ручку, одним техником станет меньше.
И становилось.
Так что - стремянку в зубы, и травить давление краном в лючке на 1 и 3 двигателях (2-й не реверсится).
Оченно удобно, да. Безусловно, за 30 лет эксплуатации невозможно было придумать доработкой какой-нибудь клапан, стравливающий давление после остановки двигателя. Это - слишком простая задача для великой авиационной державы.
И тут не только брюзжание об удобстве (хотя это всё время).
Говорят, что было несколько случаев, когда давление забывали стравить (или было некогда), потом двигатель снимали и везли толпой на тележке, толкая его. Кто-то задевал рукой рычаг управления реверсом, и ещё одним дядей Васей становилось меньше. Створки перекладываются в доли секунды.
Несколько человек такая конструкция убила. Говорят.


А вот на 737 тоже перекрывается только наружный контур. При этом створки реверса сдвигаются назад, а воздух направляется вперёд решётками:


На CFM-56 для привода используется гидрожидкость из самолётной гидросистемы.
Есть реверсы с воздушным приводом (двигатель НК-8-2 на Ту-154 и двигатель 767-го CF6-80 тоже). Мне такие кажутся менее надёжными.

Примерно так.


p.s.
Винтовые самолёты реверсят поворотом лопастей винта при неизменном направлении вращения оного.

P. P. S.
Реверс на B-737 Original:

Tags: 30d, двигатель, ликбез, реверс, самолёты

Posts from This Journal “двигатель” Tag

  • VBV = КПВ

    Как обычно, покажу вам то, что мало кто вообще видел. Если поднять капоты реверса, то вы обязательно увидите: Толстые стойки между наружным…

  • Жуткие подробности про новый Эйрбас

    По заявкам телозрителей сообщаю важнейшие подробности про Airbus-320 NEO. Кок у него таки-пластиковый. На внутренней поверхности входника есть…

  • Обляденело

  • Прерванная аннигиляция

    Полезли мы как-то смотреть двигатель. А зачем его смотреть? А вот, к примеру, чтобы прервать аннигиляцию. Так вот - полезли мы смотреть…

  • 737 топит!

    По благожелательному молчанию вижу немой вопрос: "А когда же будет следующая загадка?" Удовлетворяя, пощу: Что это такое? Как работает?…

  • Дыра в трубе

    Раз она труба, то просто обязана иметь дырку. Но в этот раз их было на одну больше, чем надо... Вот такая херь. Линейка - 30 см длиной. Труба…

  • V2500

    IAE V2500 сзади внутри сопла наружного контура видны стоечки турбины НД и перфорированный конус сопла внутреннего контура стоечки - не наклонныя,…

  • Пилон Airbus-320

    Вид спереди: Вверху слева и справа - секции предкрылков. "27" в ВЛУ - это угол выпуска предкрылка. Наблюдается из окна салона.…

  • Классический реверс

    Boeing-737 Classic уже сходят со сцены, но немного их всё же летает, а про ейный реверс я пока так и не сподобился. Так что вот вам немного фоточег…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 197 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →