Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Тормозимся



3rd Force - Ready Or Not

Download 3rd Force Ready Or Not for free from pleer.com

Во время пробега по полосе после касания самолёт массой порядка 70-80 т надо затормозить от скорости свыше двухсот километров в час до примерно 40-60. Делать это надо интенсивно, так как полоса не бесконечна, а имеет длину всего порядка двух-трёх километров.

Вот как всё происходит:

когда самолёт только касается полосы,

крыло всё ещё создаёт большую подъёмную силу (вот оно изогнуто вверх).

Практически сразу включается реверс.

Перекладываются створки очень быстро и за доли секунды оказываются открытыми полностью.

Но это ещё, строго говоря, не реверс :)
Дело в том, что на Ту-154 есть два положения рукояток управления реверсом (РУР): малый реверс и полный реверс.
Малый реверс - это только перекладка створок, без увеличения режима работы двигателя (оборотов). В этом случае просто гасится вся тяга двигателя.
Полный реверс - это увеличение режима работы двигателя (оборотов) при открытых створках. Тут уже двигатель и создаёт обратную тягу.
Реверс ценен тем, что позволяет замедлить самолёт, когда тормоза ещё не работают.
Не работают они потому что на большой скорости сразу после касания нагрузка на колёса ещё слишком мала - большая часть веса самолёта компенсируется подъёмной силой крыла.
Гасится эта подъёмная сила спойлерами - щитками на верхней поверхности крыла.
Как раз на фото видны начавшие выпускаться спойлеры (тёмненькое на крыле в районе 4-5 окна сзади аварийного выхода на крыло).
А вот они отчётливее сзади:

Спойлеры выпускаются автоматически, когда самолёт в посадочной конфигурации и стойки шасси обжаты.
Выпустившись, спойлеры гасят подъёмную силу крыла, самолёт оседает и сильнее прижимается колёсами к поверхности. Теперь можно задействовать тормоза. Тормоза и гасят бОльшую часть скорости и энергии самолёта.
На наших самолётах также есть система автоматической приуборки закрылков, чтобы ещё сильнее уменьшить подъёмную силу.
Согласно Руководству по Лётной Эксплуатации, реверс должен быть отключен на скорости не менее 100 км/час, чтобы не сосать с полосы что попало; дальше пользуются только тормозами. На практике его выключают с запасом в пару десятков км/ч, ибо запас карман не тянет и выговоров в данном случае не влечёт (а за провороненную скорость выключения могут и пожурить).


Небольшой комментарий к самому первому фото.
Реверс на 154 есть только на внешних двигателях. Поэтому второй двигатель в этом процессе не только не полезен, а даже и вреден - он создаёт прямую тягу.
Этот двигатель иногда выключают на рулении, так как тяга на малом газе у этих двигателей (Д-30КУ-154) довольно большая, и приходится часто тормозить самолёт (что приводит к нагреву и износу тормозов).

И самое главное:
роторы двигателей всегда вращаются в одну и ту же сторону, при любых режимах работы.
Просто направление движения реактивной струи на выходе двигателя изменяется с помощью различных устройств (решёток, заслонок, ковшей и т. д.).
Tags: 30d, 70-200, airplanes, Ту-154, ликбез, самолёты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 80 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →