Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Categories:

Еда земная

Ящик на колёсах со шлангом - это ведь очень интересно, правда?

Как все поняли, сегодня мы здесь про наземное питание самолётов.

Большинство современной техники внутре работают электротоком.
На самолётах когда-то давно ток этот был постоянным, напряжением 27 В, и всех всё устраивало.
Потом запросы самолётных потребителей стали расти, и мощности - увеличиваться.
Мощность производителя электричества - это сколько тока он может выдать и какое при этом поддерживать напряжение в сети. То есть, произведение силы тока на напряжение.
Увеличивать мощность, соответственно, можно по двум направлениям - увеличением силы тока или увеличением напряжения.
1. Сначала стали увеличивать силу тока. Потому что имеющиеся потребители уже были рассчитаны на постоянное напряжение 27 В, и менять всю малину было трудно.
Силу тока увеличивать хорошо, но не очень. Потому что при протекании тока по проводу, имеющему сопротивление, выделяется тепло, пропорциональное квадрату величины тока. И на участке с сопротивлением тратится часть исходного напряжения. То есть, к потребителю приходит меньше напряжения.
Для уменьшения потерь надо уменьшать сопротивление провода, а поскольку используемая в проводке медь - это и так уже второй по лучшести проводник (после серебра), то остаётся только увеличивать сечение провода.
Медь тяжёлая, а поднимать в воздух толстые провода - это значит уменьшать полезную нагрузку самолёта. При больших размерах это становится актуально.
Поэтому производители какие-то годы терпели безобразие, но в итоге перешли ко второму способу оптимизации.
2. Увеличение напряжения в бортовой сети совместили заодно с переходом на переменный ток.
Переменный ток местами даже лучше постоянного - от него, например, проще приводить электромоторы.
Частота тока - тоже штука интересная.
В бытовой сети частота невысокая - 50 Гц (а в странах, которые нам завидуют, добились даже 60 Гц).
Это устроили потому, что при низкой частоте меньше потери на излучение электромагнитной энергии в пространство. А для тысячекилометровых линий электропередач такой вопрос более чем актуален.
В авиации люди аккуратнее и ответственнее, чем на воле, и самолёты тоже не приучены излучать в пространство что попало.
Поэтому в авиации приняли частоту повыше, и сейчас большинство серьёзной авиатехники пользуется бортовой трёхфазной сетью напряжением 115/200 В частотой 400 Гц. Источники постоянного тока на самолётах тоже имеются, но выполняют обычно функцию резервного электропитания, когда всё плохо. Это всё те же аккумуляторы напряжением 27 В.

Вот мы наконец и подошли к главной теме сегодняшнего экстренного выпуска.
Пока самолётка лётает или готовится, оно питается электричеством от своего специально обученного генератора на ВСУ (вспомогательной силовой установке).
Это всё хорошо, но, как обычно, не очень :)
ВСУ потребляет керос в количестве порядка 100 кг в час. Некоторым компаниям такое не нравится, и они хотят поиметь на время стоянки хоть некоторую экономию. При том, что электричество всё же хотят поиметь в то же самое время.
Лучшие умы человечества нашли выход в подключении источника наземного электропитания.
Вот, например, когда мы глазеем из окна аэрационного вокзала на самолёт, мы можем заметить, что в носу у его торчит вниз шланга (как обычно называют пассажиры).

Все радуются, видя такую идиллию.
Но не все при этом понимают проследить взглядом, куда же оно проистекает.
А между тем утыкается оно в неприметный ящичек, висящий, например, под телетрапом.

Обычно в такой коробчонке размещён преобразователь из обычных гражданских трёхфазных 220/380 В 50 Гц в уже любимые нами 115/200 В 400 Гц.
Такие штуки можно, например, таскать и по ангарам.


Однако трудности подстерегают нас на каждом шагу.
Что, в общем, делать, когда нет у нас лишней розетки в поле чистом, посреди перрона бетоннаго?
Чип&Дейл и тут спешат к нам на помощь, предоставляя генератор на тележке, приводимый от дизельного двигателя:


Названия у этих всех устройств по всему миру различны.
Например, так сложилось, что в Пулково первопроходцами стали передвижные агрегаты фирмы Hobart, и теперь тут подобные штуки все называют Хобартами.
В Домодедово плацдарм захватили изделия фирмы Houchin, и там для того, чтобы вас быстрее поняли, надо просить привезти на самолёт Хоучин.
Среди стационарных преобразователей напряжения в Пулково приняты агрегаты фирмы Axa. Соответственно, на стоянках, оборудованных ими, лучше просить подключить Аксу :)
Ну, а если прилетел в незнакомый порт, осмотрелся, и не увидел названия фирмы на агрегате, приходится просить просто наземное питание (или Ground power).

Подключаются агрегатины через стандартный разъём, обычно расположенный в носовой части самолёта - ведь именно там сосредоточено большинство электроники и коммутационных реле.
Некоторые производители устают от однообразия и выдают блестящие оригинальностью решения. Например, на Ан-148 разъём находится в обтекателе левой основной опоры шасси, позади ноги.
Бериевцы, как я уже замечал в одном из прошлых постов, тоже отожгли.

Как видим, не только гондола шасси, но ещё и на стремянку лезть надо.
Впрочем, наверное, у них были к этому причины.



Вот так мы тут живём-питаемся...

P. S. Разъём выглядит ТАК.
Tags: 24-105, 30d, airplanes, ликбез, самолёты, электричество
Subscribe

Posts from This Journal “электричество” Tag

  • Смотри, куда суёшь

    Ничто не предвещало беды в тот прекрасный весенний день, когда хендрик увидел звёзды. Когда самолёт зарулил на стоянку, хендрик привычно вытянул…

  • Замена CSD

    Стыдно! Мне стыдно даже спрашивать у вас, что же делают под движком два перца? Ведь все вы знаете, что они меняют привод постоянных оборотов!…

  • Страх и ужас - теперь и в вашем генераторе!

    Вот такую нашли недавно: Прямо в CSD, коий мельком упоминался в недавнем посте: (вот он, чёрненький такой правее генератора) Согласно…

  • Ограничиваем батарею правильно

    Раздолбайство растёт, шнурки удлиняются. Скоро будут волочиться за самолётом. И всем пофигу. Значит, и нам пофигу. И посмотрим мы в этот раз на…

  • Как всё запущено...

    Инструкция по приготовлению. Снимаешь кресло третьего оккупанта. Открываешь панель... А там... Третья сверху - релюха, управляющая…

  • Ужасы передней кухни

    Панель автоматов защиты сети по электропитанию. Страшно, аж жуть! Кстати, в 06:01 МСК читайте новый постик про матчасть.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 62 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
очень интересно!!
рад, если
Прекрасный пост )
Так вообще не задумываешься, а ведь, скажем, Б-737 с полным салоном приличного кондишена требует. Или есть еще более мощные потребители ?

lx_photos

November 13 2012, 19:22:20 UTC 6 years ago Edited:  November 13 2012, 19:28:09 UTC

Спасибо.

Кондиционирование на самолётах работает на отобранном от ВСУ или двигателей сжатом горячем воздухе.
На стоянке могут подключать наземный кондиционер (он тоже может висеть под телетрапом), но это делают нечасто - видимо, дорогое устройство для большинства портов.
Если салон не кондиционировать минут 10-20, пассажирам расхочется лететь :)
Каждый человек выделяет тепла примерно как 100-ваттный кипятильник. 100 человек = 10 кВт, а объём салона гораздо меньше комнаты :)

Мощные потребители - насосные станции гидросистем, печки для разогрева еды. Сколько-то ещё электроника потребляет, освещение салона, наружные фары... Других как-то и не упомню.

xenized

6 years ago

lx_photos

6 years ago

xenized

6 years ago

sadmitry

6 years ago

Спасибо, интересный репортаж. У нас вот какие штуки: TLD http://img577.imageshack.us/img577/8153/img1277cu.jpg
Оренбург?
Похожие я, кажется, видел в Амстердаме. Понравился очень хороший глушитель - практически не шумело ничего, очень тихо работал аппарат. Хобарты шумные всё же.

mihael_uwoo

6 years ago

Если фото верное, тогда уж в правой а не в левой стойке ))
Это немного не Ан-148.
Спасибо за репортаж. А Бериевцы, видимо, делали с расчетом на внешнее питание на плаву.
Да, наверное.
Или чтобы воде труднее было попасть.

general_drozd

5 months ago

5
матчасть, хотя бы раз в квартал, — это то, что мы так любим
К сожалению, редко есть настроение разжевать, да ещё с фотками.
Вот не думал, что преобразователи удумали под телетрапами вешать. Спасибо за пост!
И над ними не каплет.
Отлично. Спасибо за пост.
Вот не думал, что преобразователь вешают на телетрап. Просто и изящно.
Спасибо, всегда было интересно их предназначение. Только я видел ещё один интересный агрегат. Выглядел как тот же генератор, только гораздо мощнее и массивнее, а вместо электрического кабеля из него выходил шланг гофрированный, мм так 300 в диаметре. Это что мог быть за компрессор такой? Или кондиционер чтоли Такой внешний- дело происходило в жаркой италии.
Кондиционер, он, родимый.
спасибо.
Спасибо, очень интересно!
> используемая в проводке медь - это и так уже второй по лучшести проводник (после серебра)

Хм. Раньше я был уверен, что самое электропроводное золото. После этого поста засомневался. Полез в педивикию. Ан-нет, внатуре серебро на первом месте. Задумался. Сижу, чешу репу. :)
Ваше прошлое мнение типично для большинства, не знакомого с электротехникой.
У золота другие преимущества - оно очень пластично и химически инертно. Можно очень тонкие проводки делать, что требуется для микроэлектроники.

sonrazuma2015

6 years ago

А зимой еще видел толстенные шланги. Видимо с теплым воздухом.
Да, подогреватели.
Очень облегчают жизнь и позволяют экономить на дефектах по водяной системе (зимой).
Жаль, но у нас в Пулково их очень мало и места под них ещё и сокращаются.
понравились метки для разных типов на стоянке. А 100 литров кероса - это вроде не так много, если только отдельно за ground power компании не доплачивают, а берут комплектом...
Кстати, как (хоть примерно) строятся отношения а/к с портом?
То есть: а/к платит за трап, за разгрузку, за кэйтеринг и т.п. отдельно? или пакетами?
Меня, помню, в индии удивило: во всех портах, где был, самолеты каждой а/к обслуживают трапы, автобусы, багажные машинки и прочая техника в раскраске данной компании. Вот до сих пор не знаю - это просто выделенные машины от а/п или и правда полностью компании принадлежат...
кстати, подумалось мне, что аэрационный вокзал - это что-то другое )
100 литров кероса - это не много ровно до тех пор, пока не нужно двадцать часов подряд искать дефект на самолёте.
Ну, или пока не подойдёт ограничение по времени непрерывной работы ВСУ.
А керосин стОит примерно так же, как бензин.

Про отношения с портом - возможно, спрошу у знакомых представителей компании.
По моим представлениям, пакетно платится за аэропортовое обслуживание в части: встреча самолёта, выпуск, обработка туалетов и заправку водой, загрузка/разгрузка багажа, уборка салона и пилотские штучки.
Доставка пассажиров (автобусом или через телетрап), заправка топливом, противообледенительная обработка, питание пассажиров оплачиваются отдельно.

Разные работы, кстати, обычно выполняются разными компаниями, так что тут тоже всё неочевидно.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →