Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Category:

Спойлеры - общие сведения и замена гидропривода


Так как на полноценный пост о механизации духу у меня не хватает, то расскажу слегка про спойлеры.
И про замену гидропривода, ясно дело.

Для начала.
Если кто ещё не знает, то описание кабины Airbus-320 находится здесь:
http://lx-photos.livejournal.com/89619.html

Теперь по теме.

Спойлеры. Или воздушные тормоза.
Это такие щитки на верхней поверхности крыла.
Основная их задача - уничтожить подъёмную силу крыла.
Это бывает нужно для интенсивного снижения в полёте
или на полосе, сразу после касания - чтобы самолёт лучше сцеплялся колёсами с полосой и лучше тормозил.
Ну, и в нормальном полёте спойлеры слегка приподнимаются для управления по крену на одном из крыльев - на том, которое нужно опустить.



Таким образом, в зависимости от требуемого действия, часть или все из пяти спойлеров каждого крыла могут действовать как воздушные тормоза в воздухе (Speed brakes), на земле (Ground spoilers), или управлять креном (Roll spoilers).

Управляются они от сайдстика при крене самолёта или от специально обученной рукоятки на центральном пульте:

(ручка SPEED BRAKE слегка левее и выше середины кадра)
Перед посадкой сообразительные пилоты переводят ручку в положение ARMED, и после касания спойлеры сами полностью выпускаются, гася подъёмную силу и обеспечивая сцепление колёс самолёта с поверхностью для торможения колёсами.

Положение спойлеров отображается на нижнем (системном) дисплее на странице Flight Controls:

Жёлтым показывается неработающий спойлер (сейчас они все не работают из-за отсутствия давления в гидросистемах).
Работающий нормально спойлер в опущенном положении показывается зелёной чёрточкой, а поднятый - ещё и треугольником над ней.

Так, с нормальной работой слегка покончили. Теперь об интересном.
Как и с любой матчастью, со спойлером случается дефект.
В таком случае его деактивируют.
Деактивация убранного спойлера до изумления проста - достаточно отстегнуть электрический разъём, подающий сигнал на управление электрической частью гидропривода, и всё. Про выпущенный спойлер я объясню чуть позже.
Электроника самолёта сама распознаёт неработающий спойлер и для исключения неравномерного крена также отключает симметричный спойлер на втором крыле.

И вот нам как раз предложили поменять неработающий (как предполагалось) гидропривод спойлера.
Гидропривод по-английски называется Actuator; так буду называть его и я.
Для доступа к актюатору выпускаем закрылки и тащим стремянку.

, снимаем небольшую панель внизу крыла.

И вот мы видим актюатор, подготовленный к замене.

Рассмотрим подробнее, как у него и где.
Два красных флажка - это вымпелы, привязанные к временно устанавливаемым устройствам, которые должны быть сняты в нормальном состоянии самолёта.
Между ними виднеется белый пакет, в который завязан электрический разъём, подходящий к актюатору, для защиты от влаги.
Вот актюатор крупнее:

Прежде всего обратим внимание на неприметный коричневый штучка в левом нижнем углу, чуть выше серой трубки.


Это - устройство для деактивации актюатора :)
Применяется оно на земле в том случае, когда актюатор не срабатывает от электрического управления.
Это устройство, наподобие небольшого шестигранного ключа, вставляется в паз на корпусе актюатора и поворачивается.
При этом внутренние полости гидросистемы привода закольцовываются, и спойлер можно поднять или опустить вручную.
В таком положении данный девайс не вытащить. Для вынимания надо снова вернуть актюатор в положение, когда полости разобщены. Этим гарантируется то, что спойлер не отсосёт в полёте вверх под действием разрежения сверху крыла.

Так вот, нам как раз нужно было поднять спойлер для доступа к узлам крепления актюатора сверху.

Далее нам просто не обойтись без грамоты.

Буквой 1 обозначена пресс-маслёнка для шприцовки смазки в шаровый подшипник скольжения в ухе штока актюатора.
Как видим, со смазкой техники слегка переборщили :)
Справедливости ради - шприцевать смазку надо до выхода свежей в зазор, а удалить её из того узкого пространства затруднительно.
Буква 2 - это гайка болта крепления спойлера к штоку актюатора. Гайка контрится шайбой, а шайба - шплинтом.
Аналогия с Кащеевым яйцом более чем прозрачна :)
Буква 3 - это струбцина для фиксации штока актюатора в выдвинутом положении.

С верхним креплением разобрались.
Снизу актюатор крепится двумя кронштейнами к заднему лонжерону крыла:

Они обозначены знаком 1.
Знак 2 обозначает штуцер подвода гидрожидкости к актюатору. Такой же, но побольше, есть с левой стороны - туда подключается трубка слива гидрожидкости в систему ("обратка" по-сантехническому).

Каждый кронштейн крепится двумя винтами. И если к нижнему ещё доступ почти нормальный, то с верхним пришлось попотеть.
Никаким штатным инструментом подлезть в узкий зазор между актюатором и задним лонжероном не удавалось, а узкое пространство в конструкции актюатора не даёт подлезть тупо сзади.

Решение пришло неожиданно :)
Оказывается, если первым отсоединить верхний конец (шток) актюатора, и потом поднять спойлер,
то можно, опустив сам актюатор шарнирно вниз, добраться к его верхним гайкам :)
Правда, актюатор при этом упирается корпусом в гидравлическую трубку подвода давления, но, если осторожно... :)

В общем, актюатор мы поменяли...


А ОН НЕ РАБОТАЕТ !

Ну писец же полный.

Хорошо, самолёту ещё можно было летать с неисправным пару дней.
Через какое-то время прислал нам оператор ещё один актюатор на всякий случай, плюс задание по прозвонке провОдки.
И, хотя проводку уже звонили раньше, решили наши сначала с ней разобраться.

Я в этом деле участвовал в качестве твёрдого тупого предмета - отвёртки.
Открывал переднюю панель переднего багажника для доступа к проводке отсека авионики.

В итоге эти шаманы таки нашли где-то там плохой контакт и исправили его.

Самолёт летает нормально, а я теперь умею менять актюатор спойлера :)

Вот такая загогулина... :)

Poll #1965961 Как постец?

Это было...

- -
0(0.0%)
-
0(0.0%)
0
0(0.0%)
+ -
2(1.0%)
+
22(11.1%)
+ +
174(87.9%)



Вот так всегда - хочешь показать пару фоток,
потом понимаешь, что надо что-то о них сказать,
потом понимаешь, что надо объяснить поподробнее,
и всё это растягивается на целый пост.

Страшное это дело - описание матчасти...

Всем спасибо за внимание.
Также благодарю компанию Airbus за непредоставленные картинки.
Tags: a320, ликбез, матчасть, механизация крыла, управление
Subscribe

Posts from This Journal “механизация крыла” Tag

  • Часик в радость

    Дефект случается внезапно. Когда его совсем не ждёшь. Вот так обходишь ты самолёт типа Airbus-320. Никого не трогаешь. И вдруг!.. Ровно…

  • Но Боинг любит тебя!

    Во все дыры, ага... Как обычно, ничто не предвещало беды... Выдали нам работу по смазке механизации крыла Boeing-737 NG. Ну пздц! Сейчас…

  • Спойлерим по-быстрому

    А всё началось с этого! Как видим, на агрегатике наличествует уже знакомый нам шланг для временного ремонта дырявых трубок. А ведь так и есть…

  • И закрылков командир

    Когда технику делать нечего, он себе закрылки пишет. Именно поэтому мы сегодня снова про них, про ручных! Как вы все прекрасно помните, про…

  • Снова уголки

    Иногда они возвращаются... Если во время обхода самолёта типа Boeing-737 NG всё же посмотреть на его крыло, то можно увидеть три небольших…

  • Филёр

    Работник авиации от обычного пользователя отличается стадиями. Простоюзер проходит их две - от " мне бы в небо" до " только…

  • Летим частями!

    В авиации каждый развлекается по-своему. Пилоты показывают друг другу "а я смотри как могу!" А наземный персонал шутит пилоту, что у него…

  • Меняли предкрылок

    Крайняя, пятая, секция весит килограмм тридцать. Вдвоём снимается и тащится легко. Два узла крепления. На рельсах. Два болта -…

  • Holey Flap!

    В эфире снова Кошмар пассажира, или Дырявое крыло возвращается! Проходя под крылом Airbus-320, капитан радуется уже хотя бы тому, что этот самолёт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 95 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “механизация крыла” Tag

  • Часик в радость

    Дефект случается внезапно. Когда его совсем не ждёшь. Вот так обходишь ты самолёт типа Airbus-320. Никого не трогаешь. И вдруг!.. Ровно…

  • Но Боинг любит тебя!

    Во все дыры, ага... Как обычно, ничто не предвещало беды... Выдали нам работу по смазке механизации крыла Boeing-737 NG. Ну пздц! Сейчас…

  • Спойлерим по-быстрому

    А всё началось с этого! Как видим, на агрегатике наличествует уже знакомый нам шланг для временного ремонта дырявых трубок. А ведь так и есть…

  • И закрылков командир

    Когда технику делать нечего, он себе закрылки пишет. Именно поэтому мы сегодня снова про них, про ручных! Как вы все прекрасно помните, про…

  • Снова уголки

    Иногда они возвращаются... Если во время обхода самолёта типа Boeing-737 NG всё же посмотреть на его крыло, то можно увидеть три небольших…

  • Филёр

    Работник авиации от обычного пользователя отличается стадиями. Простоюзер проходит их две - от " мне бы в небо" до " только…

  • Летим частями!

    В авиации каждый развлекается по-своему. Пилоты показывают друг другу "а я смотри как могу!" А наземный персонал шутит пилоту, что у него…

  • Меняли предкрылок

    Крайняя, пятая, секция весит килограмм тридцать. Вдвоём снимается и тащится легко. Два узла крепления. На рельсах. Два болта -…

  • Holey Flap!

    В эфире снова Кошмар пассажира, или Дырявое крыло возвращается! Проходя под крылом Airbus-320, капитан радуется уже хотя бы тому, что этот самолёт…