Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Categories:

Заправка гидрожидкости в Airbus-320

Собственно, сам бардак во время этого процесса прекрасно виден тут:

Открыты два лючка сзади ниши основных опор шасси - слева и справа.
Правый лючок виден хорошо, а левый проглядывает чуть выше колеса.


Для начала ликбезик проведу, ага.

Как всем нам известно, на литачке семейства A320 мирно сосуществуют три гидросистемы.
Называются они - Зелёная (Green), Жёлтая (Yellow) и Синяя (Blue).
Хочется ещё раз отметить, что эти названия - условные, и не имеют отношения к реальному цвету жидкости. Она на самом деле во всех системах одинаковая - прозрачная с фиолетовым оттенком.

У каждой гидросистемы наличествует свой бак.
Баки находятся:
G - в передней части ниши основных опор шасси под потолком,
Y - в лючке снизу центроплана спереди этой ниши справа по полёту,
B - в лючке слева сзади ниши, на высоте примерно 2,5 м от земли.
Баки наддуваются воздухом от системы отбора воздуха от ВСУ или двигателей.
Это сделано для предотвращения кавитации в гидронасосах при всасывании жидкости из баков.

В G нормально должно быть примерно 14 л жижки, в Y - 12, а в B - 6.

Гидронасосы:
G - на левом двигателе, привод от коробки приводов. Также давление в этой гидросистеме может создавать PTU (Power Transfer Unit), находящийся у задней стенки основной ниши шасси. Этот агрегат - это гидромотор и гидронасос на одном валу. При недостаточном давлении в системе G он автоматом включается и, используя давление в системе Y, накачивает давление в G. Обычно его прерывистое ворчание слышно в салоне при запуске двигателей (давление в Y от насоса правого двигателя уже есть, а левый двигатель с G ещё не запущен).
Y - на правом двигателе, привод от коробки приводов. Также в этой системе есть электрическая насосная станция, находящаяся рядом с баком в том же лючке. Можно включать её вручную, с потолочной панели в кабине пилотов.
B - электрическая насосная станция. Также как резервный источник давления может использоваться RAT (Ram Air Turbine) - ветряк, вываливаемый из ниши внизу центроплана. Этот ветряк ТОЛЬКО накачивает давление в систему B. Потом это давление может использоваться в том числе и для привода аварийного генератора переменного напряжения.

Ликбез окончил.


И вот попёрся ты, допустим, на свою беду в кабину.
Всё у тебя там хорошо, и ветер не дует, и солнце пригревает сквозь стекло - красота, да и только.
Но - ЧУ! - смотришь ты на дисплейчик в режиме гидросистем, а там...

Матка Босха! Уровень в зелёной-то маловат!

Треугольник указателя чутка не дотягивает до обозначенной зелёной скобкой зоны нормального уровня, то есть, не хватает немного жижки в системе G.

И это есть повод вам обучиться заправке гидросистем.

Можно, конечно, сразу вдуть туда пару банок.
Но, если есть время, можно и глянуть указатель уровня на баке.
Открываем правую створку основной ниши шасси, и вот он, бак:


Стрелочка механического указателя сообщает нам, что таки-да, немного не хватает ей для полного счастья:


Ну, фигли - тяжело вздохнув, лезем мы открывать лючки снизу фюзеляжа.

Справа сзади основной ниши шасси обнаруживается панель обслуживания жёлтой системы (Y).


Там находятся:

Сверху - слева и справа - штуцеры подсоединения наземной установки для создания давления только в этой системе.
Посредине - ручка привода ручных насосов.
Внизу:
- слева - ручной насос подачи жидкости в гидроцилиндры привода багажных дверей
(с ним мы уже встречались, когда изучали багажные двери)
- посредине - клапан стравливания давления наддува бака системы Y.
- справа - электрический клапан, переключающий подачу давления в гидроцилиндры багажных дверей от электрического насоса или от ручного. На старых самолётах этот клапан был ручной, но, видимо, из-за массового отупения наземного персонала ввели электрический, не требующий участия человека :)

В общем, из всего этого разнообразия нам требуется лишь ручка посредине, кою мы высвобождаем из плена хомутов и несём к такому же лючку на левом борту, где и устанавливаем ручку на шлицы вала насоса:


Рассмотрим внимательнее.
Это - лючок обслуживания гидросистемы G. По совместительству он ещё работает для заправки всех гидросистем.

Внутри мы имеем:

Вверху:
- слева торчит фильтр заправляемой гидрожидкости,
- справа - клапан стравливания давления наддува бака системы G,
Посредине панели - ручной насос для закачки гидрожидкости всасыванием из открытой ёмкости.
Внизу:
- слева и справа - штуцеры всасывания и нагнетания для подсоединения наземной установки и создания давления только в системе G.
- посредине - штуцер подачи гидрожидкости для заправки гидробака любой гидросистемы.

И самое для нас актуальное сегодня:

Вверху видна правая верхняя часть панели:
- слева - селектор выбора заправляемого бака,
- справа - индикатор уровня гидрожидкости в выбранном баке.

И под самым потолком нас поджидает свёрнутый шланг с металлической оплёткой:


Вытаскиваем его оттуда, расправляем и подсоединяем ко штуцеру всасывания ручного насоса:


И теперь наша
как бы система
как бы готова к
как бы работе.

Пробиваем банку с гидрожидкостью, расширяем отверстие и вставляем туда другой конец шланга:


Поворачиваем ручку селектора в положение нужной гидросистемы:


На индикаторе загорается светодиод такого же цвета, что и выбранная гидросистема.


Наблюдая по шкале соответствующего цвета, качаем ручкой до тех пор, пока в нужную систему не зальётся нужное количество жидкости.

А как закончили, не забываем собрать самолёт в обратном порядке в первоначальное, когда-то ещё исправное, состояние.

Собственно, вот и вся премудрость.
Спасибо за внимание.

Poll #1984990 Кто сколько может, дай вам бог здоровья

Как это было?

- -
0(0.0%)
-
0(0.0%)
0
0(0.0%)
+ -
2(1.3%)
+
21(13.5%)
+ +
132(85.2%)

А ты!

ничего не понял
6(3.8%)
что-то да, где-то нет
18(11.3%)
вроде всё понятно
68(42.8%)
абсолютли всё понял!
60(37.7%)
знаю даже больше
7(4.4%)

И теперь...

пойду вдую
33(21.4%)
сквозь простор
12(7.8%)
летать стало ещё приятнее
100(64.9%)
только поездом!
9(5.8%)


P. S.
Использование ручного насоса для открытия багажных дверей:
http://lx-photos.livejournal.com/182620.html

Tags: a320, ТО, гидросистемы, матчасть, самолёты
Subscribe

  • Епля русская, зимняя!

    Вот так выглядит внутренность двери Airbus-320, когда температура природы надолго опускается ниже -10 градусов. Дверь примерзает к полу и…

  • Жёрдочка возвращается!

    Ничто не ново под Луной, и всё суета суёт. Вот и в этот раз нам снова приходится иметь дело с перекрывным краном топлива от самолётных насосав в…

  • Секс в новогоднюю ночь

    И-праа! далжаем увлекательный с похмелья рассказ, как я провёл новогоднюю ночь. На ту смену нам в числе прочего выдали задание по замене…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 129 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Епля русская, зимняя!

    Вот так выглядит внутренность двери Airbus-320, когда температура природы надолго опускается ниже -10 градусов. Дверь примерзает к полу и…

  • Жёрдочка возвращается!

    Ничто не ново под Луной, и всё суета суёт. Вот и в этот раз нам снова приходится иметь дело с перекрывным краном топлива от самолётных насосав в…

  • Секс в новогоднюю ночь

    И-праа! далжаем увлекательный с похмелья рассказ, как я провёл новогоднюю ночь. На ту смену нам в числе прочего выдали задание по замене…