Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Батарейки электрического самолёта


По заявкам телезрителей,

Аккумуляторы нужны Airbus-320 для недолгого обеспечения некоторых самолётных потребителей на земле (например, поставить/снять тормоза при буксировке с неработающей ВСУ), для собственно запуска ВСУ, и в качестве аварийного источника электропитания 24В при отказе всех генераторов переменного напряжения в полёте.

Как уже догадались самые наблюдательные, самых главных батареек на A320 и ейной фамилии всего две.
Обе они скрывают свою искреннюю и постоянно напряжённую жизнь в лючке передней части фюзеляжа.

Прошу обратить внимание на такое вот тёмное пятно в нижней правой части снимка.
Это есть отверстие вентиляции корпусов батарей.

Видимо, для того, чтобы выделяемые при работе газы не скапливались внутри отсека, а удалялись наружу.
Никакой принудительности нету - элементарно перепадом давления внутри и снаружи самолёта воздух из отсека авионики просасывается через корпус батареи и высасывается наружу.

Сами батареи никель-кадмиевые и потому подлежат тренировке.
Как раз для этой процедуры нам и выдали задание снять их по очереди и отправить на базу.
Обе батареи одинаковы и меняются тоже практически одинаково, так что я не буду уточнять, о какой именно идёт речь.

Тем временем готовим рабочее место.
Открываем упаковку.

Батарея уже принята на склад, сертификат проверен и соответствует, входной контроль проведён, и агрегатина может быть установлена.

Открываем лючок.

Сразу же возле него видна одна батарейка.

Вторая будет симметрично с другой стороны лючка.
Но прежде нам нужно отключить питаемые цепи с помощью АЗСов.

Для этого, в зависимости от батареи, нужно снять или только эту вот коричневую крышку, или ещё залезть с другого борта в похожую панель там.

Крышки снимаются просто - там привычные замки "нажал? поверни и тащи".

Снимаем крышку панели АЗС и вытягиваем нужные - те, что указаны в технологии работы.

Дело в том, что батареи подключены на самолёте постоянно.
Не ко всем питаемым сетям, а только к нескольким важнейшим - например, пожарным системам и часам.

А вот и батарейка:

Такая же сзади:


Подробнее можно рассмотреть на примере тренированной (её как раз можно вытащить из упаковки для замены):

Виден металлический жестяной корпус.
Сверху - две ручки для переноски.
На нас смотрит разъём подключения к самолётной сети.
Справа выше торчит вбок трубка вентиляции.
И внизу наблюдаем наклейку с номерами и параметрами батареи:

Как видно, батарея напряжением под нагрузкой 24В (заряжается до 28В).
Масса 25 кг, ёмкость 23 А*ч.
Кратковременно отдаваемый ток - что-то порядка 200А при старте ВСУ.

Никакого особого инструмента для замены не требуется - контровочные пассатижи (твистер) и отвёртка под шлиц.

Твистером снимаем контровку с барашка разъёма.

и отсоединяем разъём.

Снимаем контровку с двух барашков крепления батареи

, ослабляем их, выводим крепление из прорези в ухе батареи.

Ослабляем хомутик крепления шланга вентиляции

и снимаем его.

Батарея свободна.
Вытаскиваем её вверх с места.
Устанавливаем новую и крепим обратным порядком.
Барашек крепления разъёма контрится медью.


Втыкаем взад вытащенные АЗСы и идём в кабину включать самолёт.

После подачи электропитания прежде всего смотрим ток потребления заменённой батареи.

Через 10 с после включения питания он не должен превышать 60А.
Это говорит о нормальной работе системы зарядки и нормальном состоянии батареи.

Затем через MCDU выполняем тест BCL (Battery Charger Limiter = ограничитель зарядки аккумулятора).
Их два - по одному на каждую батарею.
Выполняем тест соответствующего заменённой батарее.


Тест проходит успешно.


И последняя работа по матчасти - установка часов.

Часы питаются от первой батарейки и могут сбиться при её замене.
В нашем случае, пока мы мудили с тестами, часики сами подхватили время от GPS, и никакой ручной подводки не понадобилось.

Вот и всё.
Осталось оформить бортжурнал, наряд на работу, и прочие документы.

На снятую батарейку выпишем Unserviceable tag

, и она поедет в уютном ящичке на базу для тренировок :)

Такие дела.
Как видите, опять ничего сложного :)

Материал

- -
0(0.0%)
-
0(0.0%)
0
0(0.0%)
+ -
1(0.6%)
+
15(9.0%)
+ +
151(90.4%)

И вообще:

искристо
22(12.5%)
феерично
14(8.0%)
электрично
52(29.5%)
только поездом!
4(2.3%)
заменю батарейку
60(34.1%)
надо же...
14(8.0%)
эх вы...
4(2.3%)
хе-хе :)
6(3.4%)


Благодарю всех почесавших моё ЧСВ о прошлом посте.
На 737 процесс очень похож, только батарейки немного другие и нет теста через MCDU.
Tags: a320, ТО, матчасть, электричество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 119 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →