Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Category:

Мех на палке - самолётом управлялке

Сегодня будем видеть боковую палку со смехами.


Как многие уже догадывались, на самолётах имени Эйрбас-320 пилот управляет процессом, дёргая за боковую палку.

Так как она находится по отношению к оси самолёта с внешней стороны, то и называется соответственно: боковая палка = Sidestick.
Она управляет тангажом и креном самолёта. Нос влево-вправо делают педалями хвоста.

Принципиально палочная система управления выглядит так:


Наблюдаем, что главными частями являются демпферы, пружинки и датчики положения.
Также слово "Золеноид" говорит нам, что пилотам доверять нельзя.
И при автоматической посадке движение ручки блокируется, чтобы демократия со стороны пилотов не мешала безопасно сажать технику.

Если от схемы слегка приблизиться к физическому устройству, то получится примерно так:

Пины обеспечивают среднее положение для регулировок в системе или тестов.

Демпферы и пружинные загружатели дают пилотам обратную связь по углу отклонения ручки управления.

При отведении ручки от среднего положения и при её отпускании демпферы замедляют это движение.

Датчики положения есть по каналам крена и тангажа.


И, как видно:

, содержат они множество (скорее всего) резисторов, подключенных к разным компьютерам управления самолётом.
Резервирование получается 12-кратное :)

Теперь обратимся в туда, зачем мы сегодня в тут.
Ручка управления имеет мехА, предотвращающие попадание посторонних предметов в этот важный механизм.
И вот однаждысь какой-то гиперактивный пилот от нечего делать проковырял себе в мехах дырочку.

Видимо, чтобы лузгать туда семечки.

И именно нам придётся теперь поменять эту важную деталь самолёта.

В теории, для замены нам предлагается снимать панель под джойстиком.


Но, в общем, при известной ловкости рук можно обойтись и без этого.
Отгибаем резиновые меха вверх.

Видно, что крепятся они банальной верёвочкой, обвязанной вокруг.

Рэзать.

Залу Заворачиваем нижний край мехов наверх и обнажаем скрытую механику событий.


Видны то ли разъёмы, то ли терминальные блоки проводки от двух наличествующих на ручке кнопок - приоритета управления и клавиши радиосвязи.


При обычном управлении сигналы от обеих ручек управления алгебраически суммируются. Это может вызывать неприятные последствия, когда один пилот хочет исправить накосяченное другим. На такой случай предусмотрен приоритет управления.
Красная кнопка позволяет нажатием передать полное управление креном и тангажом только этой ручке. Также эта кнопка отключает автопилот.

В системе встроена логика, когда другая ручка отключается совсем и не реагирует на кнопку приоритета. Для этого надо держать свою кнопку нажатой какое-то время. После её отпускания восстанавливается обычная логика "кто первый, тот и папа".
О приоритете сообщается человеческим голосом и лампами на козырьке приборной доски.


В глубине механизма заметен ролик блокирования Sidestick.

Их два. Под воздействие соленоида они входят в пазы механизма и блокируют ручку в среднем положении.

Однако мы далеко ушли от матчасти в лётчицкие бредни, и пора возвратиться к железу.

Округ корпуса ручки наблюдаем бортик. Именно на него натягиваются меха.

Безжалостно обрываем упаковку и выносим новый мех на свет божий.


О, как он играет голубым!


Осторожно натягиваем меха на верхнюю часть ручки.

И завязываем там верёвочкой.

Потом натягиваем на нижний бортик и завязываем там.
Узлы надо зафиксировать силиконовым герметиком.

И в итоге имеем самолёт как новый.


А шаловливым ручкам мы покажем...

на дырку.

как история?

- -
0(0.0%)
-
0(0.0%)
0
0(0.0%)
+ -
0(0.0%)
+
14(11.0%)
+ +
113(89.0%)

и теперь...

только с мехом!
54(15.3%)
только Эйрбасом!
26(7.3%)
я ваш(а) навеки!
22(6.2%)
хочу такую палку
61(17.2%)
дай подёргать!
61(17.2%)
избаловали. потенциометров им дать, и пусть их крутят-летают
41(11.6%)
а у поезда резисторов больше!
37(10.5%)
да я таких тыщщу нарукожоплю!
13(3.7%)
да уж...
13(3.7%)
хе-хе :)
26(7.3%)


Фотографии большего размера доступны в альбоме «Sidestick bellows», автор Lx-photos на Яндекс.Фотках

Tags: a320, ТО, матчасть, управление
Subscribe

Posts from This Journal “управление” Tag

  • Загадка дырки в палке

    На Аэробасе-320 есть дыра возле палки-управлялки. Заглушенная. Чтобы пилоты не лазили. А вот нaxуa она там нужна? Делко в том, что при…

  • Опять двадцать семь

    Помните годишной давности писию? Так вот недавно ночью попёрло опять такой же менять. Самолёто прилетело, а оттуда тече. Кстати, самолёт…

  • Дана команда гадить в отсеки!

    Ну да, я опять немного соврал. Про увазёкался в зелёном гавне. Полностью в нём можно увазёкаться лишь при смазке шасси на Боинге-737 Классике. А…

  • Главный сенсор Боинга

    Знакомьтесь: это - главный сенсор Боинга-737. Делко в том, что именно таких сенсоров на этом самолёте - просто море. Вы можете их увидеть…

  • Потекло

    А помните, я вам про Крюгера рассказывал? Так вот - и оно потекло! Истинно говорю - только поездом!

  • Механический компьютер Боинга-737 следующего поколения

    В предыдущем посте мы слегка затронули тему "компьютера" загружателя руля высоты. Сегодня я немного покажу, как оно вообще выглядит.…

  • Катастрофа Boeing-737 MAX - что не так?

    Итак, упал первый Boeing-737 новейшей модификации -MAX. Погибло 189 человек. Всего через полтора года после первых поставок, что, с учётом…

  • Прокладка течёт под крылышком

    И сегодня мы наконец узнаем, как устранить такую нежелательную течь. Как все мы помним, прямо на заднем лонжероне крыла уютно устроились…

  • Писию

    Сегодня расскажу про замену гидропривода элеронов на Boeing-737 Classic. Элерон - это небольшая отклоняемая поверхность сзади крыла, ближе к…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 152 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “управление” Tag

  • Загадка дырки в палке

    На Аэробасе-320 есть дыра возле палки-управлялки. Заглушенная. Чтобы пилоты не лазили. А вот нaxуa она там нужна? Делко в том, что при…

  • Опять двадцать семь

    Помните годишной давности писию? Так вот недавно ночью попёрло опять такой же менять. Самолёто прилетело, а оттуда тече. Кстати, самолёт…

  • Дана команда гадить в отсеки!

    Ну да, я опять немного соврал. Про увазёкался в зелёном гавне. Полностью в нём можно увазёкаться лишь при смазке шасси на Боинге-737 Классике. А…

  • Главный сенсор Боинга

    Знакомьтесь: это - главный сенсор Боинга-737. Делко в том, что именно таких сенсоров на этом самолёте - просто море. Вы можете их увидеть…

  • Потекло

    А помните, я вам про Крюгера рассказывал? Так вот - и оно потекло! Истинно говорю - только поездом!

  • Механический компьютер Боинга-737 следующего поколения

    В предыдущем посте мы слегка затронули тему "компьютера" загружателя руля высоты. Сегодня я немного покажу, как оно вообще выглядит.…

  • Катастрофа Boeing-737 MAX - что не так?

    Итак, упал первый Boeing-737 новейшей модификации -MAX. Погибло 189 человек. Всего через полтора года после первых поставок, что, с учётом…

  • Прокладка течёт под крылышком

    И сегодня мы наконец узнаем, как устранить такую нежелательную течь. Как все мы помним, прямо на заднем лонжероне крыла уютно устроились…

  • Писию

    Сегодня расскажу про замену гидропривода элеронов на Boeing-737 Classic. Элерон - это небольшая отклоняемая поверхность сзади крыла, ближе к…