И конечно же, мы сегодня поговорим об вентиляции авионики.
Так как Airbus-320 - самолёт очень электрический, то эту всю радость надо как-то охлаждать.
Охлаждается оно ожидаемо воздухом. Протягиванием его через блоки.
Вот, например, на раме видны отверстия прососа воздуха через блок:

Или вот два отверстия продува монитора приборной доски пилотов:

Вентиляция аккумуляторов, как уже известно, происходит проходом воздуха через них и в дырочку на правом борту

Вся эта дующая радость прибориста явно должна быть как-то организована.
Организована же она так:
По всему отсеку авионики проложены стеклопластиковые трубы подвода и отвода воздуха:

Проходят они также от заднего отсека в передние.

И дальше, к кабине пилотов.
Гоняют охлаждающий воздух два одинаковых вентилятора об одиннадцати тысячах обормотов в одну минуту.
Вентилятор имени Blower (дутель) находится ровно над чемоданом с заглушками.

Что позволяет очень удобно долбать нависающий над чемоданом разъём.
Слева запоминаем здоровый воздушный фильтр.
Вентилятор имени Extract (вытяжной) находится правее по борту.

Вентиляторы пристёгнуты хомутами банальными, а ещё более смешными крепятся к ним гибкие муфты подсоединения воздуховодов.
Работа вентиляторов не пущена на самотёк, а контролируется датчиками давления воздуха.

Об замену одного из которых я вам уже жаловался.
В воздуховод также впущен датчик дыма, чтобы на ранней стадии обнаружить покурил не в форточку.

Воздуховоды проходят вперёд, огибая переднюю нишу шасси.

Имеется также пара кранов для изменения пути прохода воздуха.

Этот, к примеру, направляет воздух вдоль обшивки снизу справа через верх налево.
В полёте нагретый воздух охлаждается за счёт холодной обшивки самолёта.
На земле же (и при полёте в горячем воздухе) всё несколько иначе.

Наблюдаем некий воздуховод, упёршийся в обшивку.
Внутри него есть.
Слева самолёта, как раз чуть спереди от приёмников статического давления, разевает свой ляминивый роток входной клапанок.

Это есть входной клапан, через который в систему вентиляции авионики засасывается наружный воздух при его температуре выше +9..12 градусов (там гистерезис на открытие-закрытие).

Как видим, от заброшенных авиаторов система защищена решёточкой.
Клапан имеет лишь два положения - открыто и закрыто.

В нижней его части есть ручка.

При нажатии кнопки правее неё она подпружинено выстреливает 20-миллиметровый разрывной снаряд в лоб вопрошавшему.
Следующий авиатехник может вращением этой ручки открыть/закрыть клапан.
Перед ручным оперированием электропривод отключается тумблером под ручкой.
Справа самолёта есть выпускной клапан.

Он работает синфазно и синхронно со впускным.
С одним отличием.
Ён имеет ещё и небольшую дверцу в составе основной.

Эта дверца открывается первой, а закрывается последней, до работы основной дверцы.
Клапан также может быть принудительно открыт/закрыт вращением ручки.

Маленькая дверца бывает нужна открытой при некоторых неисправностях в системе вентиляции авионики.
В таком случае она остаётся постоянно открытой, и весь полёт из неё сифонят наружу пассажирские деньги.
При других неисправностях оба клапана принудительно закрываются полностью, а система охлаждения кольцуется только на обшивку. Тогда при тёплой погоде на земле техники должны вручную открывать эти два клапана, а перед полётом снова закрывать.
Также оба клапана принудительно закрываются при нажатии кнопки Ditching (приводнение) на потолочной панели кабины пилотов.
Всем этим хозяйством управляет один контроллер - AEVC (Avionics Equipment Ventilation Computer).
Впускной (входной) клапан присоединён непосредственно к большому воздушному фильтру.

Об ём предполагается отдельный постег, а сейчас я просто обращу ваше внимание на одну интересную подробность.

Как видно, снизу корпуса фильтра выходит дренаж засосанной жидкости.
Проходит он через такой вот миленький воздушный клапан-отстойник.

Внутри него есть пустотелый пластиковый шарик.

При работе вентиляции этот шарик присасывается к трубе и отсекает отстойник.

Видимо, когда разрежения нету, вода изнутри корпуса фильтра стекает внутрь пластикового стакана, и потом через вторую трубу дальше по шлангу.
Очистить отстойник от пыли - задача очень нетривиальная.
А куда же девается водичкас?
По шлангам она стекает банально на дно самолёта, прямо на обшивку :)

Радует то, что в этом районе как раз находятся клапаны дренажа фюзеляжа

Такие вот у нас охлаждения и вентиляции.
как матчасть?
- -
0(0.0%)
-
0(0.0%)
0
1(0.9%)
+ -
2(1.8%)
+
5(4.5%)
+ +
102(92.7%)
и теперь...
только Эйрбасом!
21(6.6%)
сначала надо провентилировать это...
70(22.0%)
только авионикой!
14(4.4%)
только с фильтром!
29(9.1%)
только с ручкой!
17(5.3%)
только тумблером!
18(5.7%)
два Боинга этому джентльмену
62(19.5%)
отстой
4(1.3%)
воздуходуй
22(6.9%)
эхвы
7(2.2%)
хаха
11(3.5%)
:)
18(5.7%)
ЫЫыыыыыы...
25(7.9%)
Фотографии в альбоме «Avionics Ventilation», автор Lx-photos на Яндекс.Фотках