Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Как снять автопилотку

Все вы помните шедевральную фотку переда автопилотки тёмной ночью.

Но сегодня я вам покажу её всю.

Как это всегда случается, чтобы рассказать об одной фотке, приходится вдаться в устройство пол-самолёты, и в итоге обнаруживаешь себя через пол-дня где-то в Ютубе на котиках; а в папке фоток по теме заканчивается свободное место.
В общем, сегодня вам попёрло узнать про замену панели управления автопилотом; а для этого я вам немножко введу в тему. В объёме собственной - механической - компетенции; и с такими же ошибками.

Если посмотреть на путь самолёта, то заметно, что летит он отнюдь не прямо.


Иногда это менее заметно, а иногда даже и более.


Вся фигня происходит потому, что самолёты летают не по прямой, а по установленным трассам.
А как происходит ориентация в процессе полёта?
А происходит ориентация по радиомаякам, частоты и координаты которых содержатся в памяти автопилота.

Базу данных, как вы помните, периодически обновляет техничный персонал.

А порядок пролёта этих самых точек перед каждым полётом вводит в автопилот настоящий кожаный пилот через MCDU.


Данные для полёта он берёт из плана полёта.

Вот эти странные "слова" в левом столбце - это и есть коды точек, которые самолёт будет пролетать.

В итоге автопилот строит траекторию полёта через заданные точки от аэродрома вылета до аэродрома назначения.


В крайне упрощённом виде система автопилота выглядит так:

Кроме горизонтальной навигации, автопилот также облегчает управление вертикальной навигацией, скоростью и тягой двигателей.
Как видно, в числе прочего в автопилот входят два FMGC (Flight Management and Guidance Computer = Компьютер Управления Полётом) и FCU (Flight Control Unit = Панель Управления Полётом).
Сами блоки автопилота FMGC находятся в основном авионическом отсеке.


А в кабине, на козырьке приборной доски, живёт панель управления автопилотом - FCU.




В отличие от первоначального впечатления, панель эта не есть банальная солянка из лампочек и тумблеров, а таки тоже вполне себе компьютер.


Принципиально она состоит из следующего:
- по бокам находятся две панели управления электронными полётными приборами (EFIS Control Panel) КВС и 2П.

С неё можно выбирать режимы отображения информации на навигационном дисплее - масштаб, круговой вид или секторный, и всякое другое.


- а в середине находится собственно панель управления автопилотом:

Здесь можно вручную задавать курс полёта, скорость, высоту, вертикальную скорость, включать и выключать автопилоты, автомат тяги и захват радиолучей курсо-глиссадной посадочной системы.
Внешне похожие ручки имеют разную форму, насечку и высоту для различения их наощупь.


Вот теперь, собственно, вводная часть к сегодняшней работе закончена :)
Приступаем к собственно замене панели.
Замена понадобилась потому, что какая-то из кнопок то ли не работала, то ли не светилась, то ли вот это вот всё.

Итак.
Для замены нужно обесточить систему АЗСами на потолочной и задней панелях кабины.
Затем поворачиваем защёлки

снизу центральной панели управления подсветом

и откидываем её вниз.


Исправная панель уже стучит копытом в своём уютном кейсе.


Готовим её к замене - снимаем заглушки, осматриваем.


Откручивать разъёмы панели сзади сверху неудобно,

поэтому откручиваем снизу неё четыре винта



и выдвигаем на себя.

Потом отцепляем разъёмы, и вынимаем панель.

Всё крепление - четыре винтика, да.



Старую панель относим на кухню для опытов.


А вместо неё вставляем исправную,

присоединяем разъёмы, крепим её винтами.

И закрываем панель подсветки снизу, попадая поворотными фиксаторами в замочки.


Панель установлена.
Можно спать?
Фига с два.
Начинается самое интересное - тесты.

Сначала просто втыкаем АЗСы по питанию.
Панель засветилась и показала осмысленную информацию.

Затем входим на MCDU в меню, относящееся к автопилоту.


Здесь нас будут интересовать два пункта:
AFS TEST (тест автопилота), и
LAND TEST (тест посадки по категории 3. Его надо выполнять после любой замены блока, влияющего на эту систему - даже просто дисплея).

Сначала выполняем тест систем автопилота:


Тест проходит.


Ну, и на закуску проводим тест возможности посадки по 3 категории.
Заходим в соответствующее меню.

Там на нескольких страницах нам сообщают начальную конфигурацию оборудования при выполнении теста.
Проверяем.
Включаем питание FADEC - электронных блоков управления двигателем.


Нажимаем кнопку следующей страницы и выполняем её указания.

Ставим ручки управления двигателями в положение FLX MCT.
Следующая страница.

На втором, свободном, MCDU выбираем страницу радионавигации.

И вводим значения частоты радиосистемы приборной посадки ILS (109.9) и курса (060) в нужные строки.
Смотрим страницу статуса систем, чтобы не было сообщений о неисправности по системе автопилота.


Выполняем следующие указания теста.

Включаем кнопки Flight Directorов, ILS и автопилотов, захода и автомата тяги.

Проверяем наличие статусов CAT3 DUAL, и автопилотов.

Потом выполняем требуемые в меню действия и проверяем изменившиеся надписи и сигналы.


Переходим на следующую страницу, и снова действуем по мурзилке.


Тест сам по себе вроде бы не сложный, но обилие вот этих всяких подробностей вынуждает.
Если хотя бы в одном пункте ошибёшься, и не посмотришь, что надо, или не нажмёшь, то тест не проходит, и надо снова начинать всё сначала.
А в некоторых моментах надо последовательно успеть увидеть сигналы в нескольких местах за несколько секунд.
Поэтому надо заранее знать, куда смотреть, и в какой последовательности.
Вот, к примеру, на странице 8 теста
- включаются оба автопилота,
- нажимается кнопка приоритета управления на сайдстике,
- после этого надо прослушать звуковой сигнал и три клика,
- и успеть увидеть проморгнувшие табло AUTO LAND и MASTER WARNING.

Если всё совпало, то нажимаем YES.

И наконец тест посадки для автопилота проходит успешно.


Теперь можно оформлять документацию и ехать в офис.

И в самом деле - разве это работа?
Вот колёсико махнуть - это да!
А тут - падумаешь, часа два с тестами трахаться! - ишь ты, фифа какая!
Сделал всё, да и спи себе, отдыхай.

как рассказик?

- -
0(0.0%)
-
0(0.0%)
0
0(0.0%)
+ -
0(0.0%)
+
7(8.0%)
+ +
81(92.0%)

и теперь...

только автопилоткой!
32(14.5%)
только Эйрбасом!
16(7.3%)
только Боингом!
18(8.2%)
только поездом!
9(4.1%)
дай потрогать!
35(15.9%)
я что-то нажала, и всё пропало...
39(17.7%)
и правда!
8(3.6%)
фифа какая!
9(4.1%)
ишь ты!
16(7.3%)
это какой-то позор
8(3.6%)
стадо
2(0.9%)
фрики
6(2.7%)
эх, вы...
5(2.3%)
хе-хе :)
17(7.7%)


Видео по теме:


Фотографии в альбоме «FCU», автор Lx-photos на Яндекс.Фотках

Tags: a320, ТО, автопилот, матчасть
Subscribe

Posts from This Journal “автопилот” Tag

  • Голая автопилотка

    Однажды чёрной-чёрной ночью... На тёмном-тёмном самолёте... У синего-синего пилота... ОТВАЛИЛАСЬ КНОПКА!!! На панели-панели автопилота. (ну, не…

  • Авиатехник и дискета возвращаются!

    В топе какая-то херня и муть. Придётся разбавить вам жизнь интересным. Как уже было показано, основным оружием техника в борьбе с автопилотом…

  • Загрузка самолёта с дискет

    Пришёл вот ты такой важный на самолёт. Как Масленица. Лететь ты собрался, ага. Полез вбивать свой маршрут в MCDU. Гля!.. - а там!.. Автопилот…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 76 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →