Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Categories:

Как снять автопилотку

Все вы помните шедевральную фотку переда автопилотки тёмной ночью.

Но сегодня я вам покажу её всю.

Как это всегда случается, чтобы рассказать об одной фотке, приходится вдаться в устройство пол-самолёты, и в итоге обнаруживаешь себя через пол-дня где-то в Ютубе на котиках; а в папке фоток по теме заканчивается свободное место.
В общем, сегодня вам попёрло узнать про замену панели управления автопилотом; а для этого я вам немножко введу в тему. В объёме собственной - механической - компетенции; и с такими же ошибками.

Если посмотреть на путь самолёта, то заметно, что летит он отнюдь не прямо.


Иногда это менее заметно, а иногда даже и более.


Вся фигня происходит потому, что самолёты летают не по прямой, а по установленным трассам.
А как происходит ориентация в процессе полёта?
А происходит ориентация по радиомаякам, частоты и координаты которых содержатся в памяти автопилота.

Базу данных, как вы помните, периодически обновляет техничный персонал.

А порядок пролёта этих самых точек перед каждым полётом вводит в автопилот настоящий кожаный пилот через MCDU.


Данные для полёта он берёт из плана полёта.

Вот эти странные "слова" в левом столбце - это и есть коды точек, которые самолёт будет пролетать.

В итоге автопилот строит траекторию полёта через заданные точки от аэродрома вылета до аэродрома назначения.


В крайне упрощённом виде система автопилота выглядит так:

Кроме горизонтальной навигации, автопилот также облегчает управление вертикальной навигацией, скоростью и тягой двигателей.
Как видно, в числе прочего в автопилот входят два FMGC (Flight Management and Guidance Computer = Компьютер Управления Полётом) и FCU (Flight Control Unit = Панель Управления Полётом).
Сами блоки автопилота FMGC находятся в основном авионическом отсеке.


А в кабине, на козырьке приборной доски, живёт панель управления автопилотом - FCU.




В отличие от первоначального впечатления, панель эта не есть банальная солянка из лампочек и тумблеров, а таки тоже вполне себе компьютер.


Принципиально она состоит из следующего:
- по бокам находятся две панели управления электронными полётными приборами (EFIS Control Panel) КВС и 2П.

С неё можно выбирать режимы отображения информации на навигационном дисплее - масштаб, круговой вид или секторный, и всякое другое.


- а в середине находится собственно панель управления автопилотом:

Здесь можно вручную задавать курс полёта, скорость, высоту, вертикальную скорость, включать и выключать автопилоты, автомат тяги и захват радиолучей курсо-глиссадной посадочной системы.
Внешне похожие ручки имеют разную форму, насечку и высоту для различения их наощупь.


Вот теперь, собственно, вводная часть к сегодняшней работе закончена :)
Приступаем к собственно замене панели.
Замена понадобилась потому, что какая-то из кнопок то ли не работала, то ли не светилась, то ли вот это вот всё.

Итак.
Для замены нужно обесточить систему АЗСами на потолочной и задней панелях кабины.
Затем поворачиваем защёлки

снизу центральной панели управления подсветом

и откидываем её вниз.


Исправная панель уже стучит копытом в своём уютном кейсе.


Готовим её к замене - снимаем заглушки, осматриваем.


Откручивать разъёмы панели сзади сверху неудобно,

поэтому откручиваем снизу неё четыре винта



и выдвигаем на себя.

Потом отцепляем разъёмы, и вынимаем панель.

Всё крепление - четыре винтика, да.



Старую панель относим на кухню для опытов.


А вместо неё вставляем исправную,

присоединяем разъёмы, крепим её винтами.

И закрываем панель подсветки снизу, попадая поворотными фиксаторами в замочки.


Панель установлена.
Можно спать?
Фига с два.
Начинается самое интересное - тесты.

Сначала просто втыкаем АЗСы по питанию.
Панель засветилась и показала осмысленную информацию.

Затем входим на MCDU в меню, относящееся к автопилоту.


Здесь нас будут интересовать два пункта:
AFS TEST (тест автопилота), и
LAND TEST (тест посадки по категории 3. Его надо выполнять после любой замены блока, влияющего на эту систему - даже просто дисплея).

Сначала выполняем тест систем автопилота:


Тест проходит.


Ну, и на закуску проводим тест возможности посадки по 3 категории.
Заходим в соответствующее меню.

Там на нескольких страницах нам сообщают начальную конфигурацию оборудования при выполнении теста.
Проверяем.
Включаем питание FADEC - электронных блоков управления двигателем.


Нажимаем кнопку следующей страницы и выполняем её указания.

Ставим ручки управления двигателями в положение FLX MCT.
Следующая страница.

На втором, свободном, MCDU выбираем страницу радионавигации.

И вводим значения частоты радиосистемы приборной посадки ILS (109.9) и курса (060) в нужные строки.
Смотрим страницу статуса систем, чтобы не было сообщений о неисправности по системе автопилота.


Выполняем следующие указания теста.

Включаем кнопки Flight Directorов, ILS и автопилотов, захода и автомата тяги.

Проверяем наличие статусов CAT3 DUAL, и автопилотов.

Потом выполняем требуемые в меню действия и проверяем изменившиеся надписи и сигналы.


Переходим на следующую страницу, и снова действуем по мурзилке.


Тест сам по себе вроде бы не сложный, но обилие вот этих всяких подробностей вынуждает.
Если хотя бы в одном пункте ошибёшься, и не посмотришь, что надо, или не нажмёшь, то тест не проходит, и надо снова начинать всё сначала.
А в некоторых моментах надо последовательно успеть увидеть сигналы в нескольких местах за несколько секунд.
Поэтому надо заранее знать, куда смотреть, и в какой последовательности.
Вот, к примеру, на странице 8 теста
- включаются оба автопилота,
- нажимается кнопка приоритета управления на сайдстике,
- после этого надо прослушать звуковой сигнал и три клика,
- и успеть увидеть проморгнувшие табло AUTO LAND и MASTER WARNING.

Если всё совпало, то нажимаем YES.

И наконец тест посадки для автопилота проходит успешно.


Теперь можно оформлять документацию и ехать в офис.

И в самом деле - разве это работа?
Вот колёсико махнуть - это да!
А тут - падумаешь, часа два с тестами трахаться! - ишь ты, фифа какая!
Сделал всё, да и спи себе, отдыхай.

как рассказик?

- -
0(0.0%)
-
0(0.0%)
0
0(0.0%)
+ -
0(0.0%)
+
8(8.5%)
+ +
86(91.5%)

и теперь...

только автопилоткой!
37(15.5%)
только Эйрбасом!
19(8.0%)
только Боингом!
19(8.0%)
только поездом!
9(3.8%)
дай потрогать!
38(16.0%)
я что-то нажала, и всё пропало...
41(17.2%)
и правда!
8(3.4%)
фифа какая!
10(4.2%)
ишь ты!
18(7.6%)
это какой-то позор
8(3.4%)
стадо
2(0.8%)
фрики
6(2.5%)
эх, вы...
5(2.1%)
хе-хе :)
18(7.6%)


Видео по теме:


Фотографии в альбоме «FCU», автор Lx-photos на Яндекс.Фотках

Tags: a320, ТО, автопилот, матчасть
Subscribe

Posts from This Journal “автопилот” Tag

  • Факаем по-новому!

    И по части секса, и по точности выдерживания эшелона кожаные ублюдки сильно уступают кремниево-железному автопилоту. Но и у него, бедняжки, бывают…

  • Голая автопилотка

    Однажды чёрной-чёрной ночью... На тёмном-тёмном самолёте... У синего-синего пилота... ОТВАЛИЛАСЬ КНОПКА!!! На панели-панели автопилота. (ну, не…

  • Авиатехник и дискета возвращаются!

    В топе какая-то херня и муть. Придётся разбавить вам жизнь интересным. Как уже было показано, основным оружием техника в борьбе с автопилотом…

  • Загрузка самолёта с дискет

    Пришёл вот ты такой важный на самолёт. Как Масленица. Лететь ты собрался, ага. Полез вбивать свой маршрут в MCDU. Гля!.. - а там!.. Автопилот…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 79 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “автопилот” Tag

  • Факаем по-новому!

    И по части секса, и по точности выдерживания эшелона кожаные ублюдки сильно уступают кремниево-железному автопилоту. Но и у него, бедняжки, бывают…

  • Голая автопилотка

    Однажды чёрной-чёрной ночью... На тёмном-тёмном самолёте... У синего-синего пилота... ОТВАЛИЛАСЬ КНОПКА!!! На панели-панели автопилота. (ну, не…

  • Авиатехник и дискета возвращаются!

    В топе какая-то херня и муть. Придётся разбавить вам жизнь интересным. Как уже было показано, основным оружием техника в борьбе с автопилотом…

  • Загрузка самолёта с дискет

    Пришёл вот ты такой важный на самолёт. Как Масленица. Лететь ты собрался, ага. Полез вбивать свой маршрут в MCDU. Гля!.. - а там!.. Автопилот…