Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Обрыв лопатки авиадвигателя - техническая информация для пассажира

17 апреля 2018 г. у самолёта Boeing-737 в США оторвало лопатку в полёте.
1

Из-за повреждения фюзеляжа один человек погиб.

Как обычно, отвечаю на незаданные вопросы:
1. Что случилось?
2. Что там со стёклами?
3. Что там с лопатками, и почему она оторвалась?
4. Что делают конструкторы, чтобы лопатки не отрывались?
5. Как следят за лопатками в эксплуатации?
6. Насколько часто такое происходит?
7. Что ж, мне теперь вообще не летать?


1. Что случилось?
По имеющимся сообщениям, в полёте на большой высоте оторвало лопатку вентилятора одного двигателя.
Судя по фото,
2
это вызвало поломку воздухозаборника двигателя.
Лопаткой или другими оторвавшимися частями был повреждён фюзеляж.
Повреждены стёкла.
4
Одно из стёкол разрушилось полностью, и в образовавшееся отверстие частично высосало женщину.
Хотя её втянули обратно, от травм она в итоге умерла.
Пилоты нормально посадили самолёт.

2. Что там со стёклами?
Стеклопакет окна пассажирского салона состоит из двух наружных пластиковых стёкол, и одного внутреннего.
Наружные два стекла силовые, и могут поодиночке выдерживать перепад давлений между салоном и природой на большой высоте.
Третье, внутреннее, стекло - декоративное.
Стёкла не предназначены для выдерживания ударов.

3. Что там с лопатками, и почему она оторвалась?
Лопатки вентилятора создают основную тягу двигателя.
Поэтому они большие и широкие. А также хитровыгнутые.
1
(сегодняшняя героиня - посредине)
Крепится лопатка своей корневой частью в паз диска ротора.
3
Лопатка имеет больше полуметра в длину, четверть метра в ширину, и миллиметров 8 толщину. И это всё металл.
Из-за высокой частоты вращения ротора на повышенных режимах (порядка 100 оборотов в секунду) на лопатку, кроме большой аэродинамической силы, действует очень большая центробежная сила. Стремящаяся разорвать её вдоль.
Как видим, иногда это удаётся.

3.1.
По официальной информации, лопатка оборвалась в наиболее нагруженном месте - возле замка заделки в диск.
См. постик о нюансах заделки лопаток.

4. Что делают конструкторы, чтобы лопатки не отрывались?
Видимо, рассчитывают и проверяют на стендах:


Обычно корпус двигателя рассчитан на предотвращение вылетания обломков за его пределы.

5. Как следят за лопатками в эксплуатации?
Помимо конструкторских расчётов и производственного контроля, в эксплуатации с лопатками поступают так:
После каждого прилёта и перед каждым вылетом пилот или техник осматривают двигатель. Обращается внимание в том числе на отсутствие повреждений лопаток.
Кроме того, в программе ТО каждого типа предусмотрены календарные работы по осмотру лопаток.
Вот, к примеру, наш сегодняшний двигатель CFM56-7 от Boeing-737 NG:
5
Первые пункты предусматривают общий осмотр лопаток обоих двигателей по Ramp check - это раз в двое суток или через 50 часов налёта.
Общий осмотр (GVI) - это
6
осмотр для выявления очевидных дефектов.

7
Он проводится типично на расстоянии вытянутой руки, невооружённым глазом.
Если найдены повреждения, то, в зависимости от их вида, лопатка осматривается более внимательно, может проводиться неразрушающий контроль повреждений (ультразвуковая дефектоскопия, например), их устранение или замена лопатки.
Раз в 1200 лётных часов или по 1A check (1000 лётных часов / 300 полётов / 90 дней - что наступит раньше) проводится детальный осмотр лопаток.
Он выполняется с помощью лупы.

8
В описании работы по осмотру даны очень подробные инструкции по возможным повреждениям, их лимитам, и срокам устранения.
9

10
Описываются, например, возможные искривления лопаток (от попадания птиц бывают).
11

Также описаны методы зачистки забоин.
12

13

14


6. Насколько часто такое происходит?
Подобные случаи чрезвычайно редки.
И даже когда происходит повреждение двигателя с отрывом частей, это в абсолютном большинстве случаев не повреждает салон и не приводит к катастрофическим последствиям.
По информации, к разрушению привело усталостное повреждение металла. Почему такое осталось незамеченным, будет разбираться комиссия американского бюро безопасности на транспорте с привлечением европейских специалистов, в том числе от изготовителя двигателя. Похоже, вскоре последует проверка большого числа самолётов на возможные повреждения лопаток.

6.1. Обновление
Федеральная Авиационная Администрация США выпустила бюллетень об ультразвуковой проверке корневой части лопаток, возле места заделки в диск, на самолётах с двигателями CFM56-7, налетавших более 30 тыс. полётов.
rgl.faa.gov/Regulatory_and_Guidance_Library/rgad.nsf/0/6de148fe35ddeddb8625827500759aa4/$FILE/2018-09-51_Emergency.pdf

7. Что ж, мне теперь вообще не летать?
Летать.

8. И бояться?
И получать удовольствие.

Материалы по теме:
Вентилятор - https://lx-photos.livejournal.com/70840.html
Про разгерметизацию и кислородную систему - http://lx-photos.livejournal.com/161476.html
Описание происшествия в Википедии - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B9%D1%81_1380_Southwest_Airlines

Источники фоток и информации:
https://leehamnews.com/2016/11/04/bjorns-corner-turbofan-engine-challenges-part-2/
https://www.cbsnews.com/live-news/southwest-airlines-flight-1380-jet-explosion-failure-ntsb-press-conference-2018-04-18-live-stream/
http://www.bbc.com/news/world-us-canada-43818752

как информашка?

- -
1(0.4%)
-
2(0.8%)
0
7(2.8%)
+ -
6(2.4%)
+
45(18.1%)
+ +
188(75.5%)

и теперь...

я спокоен
143(33.6%)
да вы что, все там офигели?!
30(7.1%)
только поездом!
42(9.9%)
только Боингом!
32(7.5%)
только Эйрбасом!
24(5.6%)
я вам говорил про Боинги!
36(8.5%)
это заговор!
21(4.9%)
это какой-то позор...
19(4.5%)
да уж...
33(7.8%)
эх, вы...
9(2.1%)
хе-хе :)
36(8.5%)


Фотки полного размера доступны по ссылке:
https://www.flickr.com/photos/lx-photos/albums/72157695123011064
Пост написан при помощи сервиса
http://www.photo2blog.ru/


Tags: cfm56, двигатель, повреждения
Subscribe

Posts from This Journal “двигатель” Tag

  • Капоты двигателя IAE V2500

    Попёрло мне недавнось менять одну трубочку на двигателе. Сама работка не то чтобы сложная. Но всё впечатление изгадили капоты двигателя. Об…

  • Ужасы Эмбраерного масла

    Как вы уже поняли из разговора авиатехника с олигархом, Эмбраер славно и жестоко насмехнулся над авиатехниками заправочным лючком маслобака.…

  • Не пытайтесь сделать это дома! ещё раз

    Сижу я, как обычно, на работе. Работу не трогаю. И тут приходит алярм. "Сделайте нам перед вылетом проверку закрытия клапана стартёра, или мы…

  • Деактивируем реверс V2500

    У нас же как бывает - всё самое интересное происходит именно под конец ночной смены, когда ты уже глаза разодрать не можешь, и думать не способен.…

  • Замена CSD

    Стыдно! Мне стыдно даже спрашивать у вас, что же делают под движком два перца? Ведь все вы знаете, что они меняют привод постоянных оборотов!…

  • LEAP изнутри

    И если в прошлый раз мы оттоптались по новому авиадвигателю LEAP-1A снаружи, то сегодня залезем ему в исподнее - под капоты. Точнее, рассмотрим…

  • В ЛИП с первого взгляда

    Итак, авиатехник всея ЖыЖэ подорвался-таки в Европку стажирнуться на сверхсовременный авиадвигатель LEAP-1A, и теперь готов выдать вам все секреты.…

  • Теория лопатки

    Сегодня продолжим интересное о лопатках, и их хвостах и полках. Распространёнными модификациями популярного двигателя CFM56 есть модификации: -…

  • Оно как будто становится больше...

    Как все мы знаем, для нормальной работы на двигателе есть много разных сенсоров - давления, температуры, и прочей ерунды. Также мы знаем,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 401 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →