Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Categories:

Механический компьютер Боинга-737 следующего поколения

В предыдущем посте мы слегка затронули тему "компьютера" загружателя руля высоты.
Сегодня я немного покажу, как оно вообще выглядит.
1




Чтобы не ссылаться каждый раз на тот пост, в котором приводилось объяснение необходимости и принципов работы этого устройства, и чтобы этот пост про него имел самостоятельную ценность, я вначале немного повторюсь про его работу. А потом покажу, как это выглядит в натуре.

Итак, самолёт типа Boeing-737 NG (Next Generation) управляется по тангажу (вверх-вниз) рулями высоты (РВ) на задней кромке горизонтального стабилизатора.
Эти рули перемещаются тросами, проходящими через весь фюзеляж в зазоре между полом салона и потолочными панелями багажника. Имеются две ветви тросов - ближе к левому борту и к правому.
Так как на больших быстролетающих самолётах усилия на рулевых поверхностях тоже большие, то в проводку управления включены гидроусилители. Для РВ они находятся в отсеке над отсеком ВСУ, сзади отсека стабилизатора.
2

Гидроусилители на B737 необратимого типа, то есть усилия от поверхности управления не передаются назад к пилотам на штурвал.
Это приводит к тому, что пилоты не чувствуют обратной связи. То есть - можно отклонить штурвал на полный ход, и он никак этому не будет препятствовать.
Это плохо. Потому что пилоту надо чувствовать реакцию от воздушного потока на свои действия. Иначе можно и самолёт случайно угробить.
Чтобы имитировать нагрузки от природы на органы управления, в цепи управления врезаны различные устройства.
Одно из них - Elevator Feel and Centering Unit - и создаёт усилия на проводке.
Также для безопасности полёта полезно, чтобы усилия на штурвале возрастали с увеличением скорости полёта. Это позволит пилоту чувствовать скорость руками, и не отклонять штурвал на большие углы на большой скорости. Потому что при большом отклонении рулевой поверхности на большой скорости возникает очень большая сила, которая слишком сильно повернёт самолёт, и может его повредить или разрушить.
И вот как раз тем устройством, которое корректирует усилие по скорости, и является упомянутый в прошлом посте и рассматриваемый тут Elevator Feel Computer.
Он находится в отсеке стабилизатора, размещённом между задним гермошпангоутом салона и передней стенкой отсека ВСУ.
3
Конфигурация его системы нарисована в центре рисунка.
Скорость самолёта он определяет по давлению воздуха, которое попадает к нему через два приёмника полного давления, размещённые по сторонам киля - слева и справа. Вот один из них (левый) виден вверху фотки:
4
Доступ в отсек есть через лючок справа внизу фюзеляжа.
В отсеке этот "компьютер" размещён на задней стенке, справа.
5

Как уже говорилось, компьютером его называть смешно, так как это - чисто механическое устройство.
Оно воспринимает давления воздуха природы - динамическое (набегающего потока) и статическое (не движущегося), а также положение стабилизатора.
6
И, с учётом этих воздействий, по определённому закону, который задан профилем кулачков внутри, этот Elevator Feel Computer (EFC) регулирует давления гидрожидкости.
7
Эти получившиеся давления от систем A и B далее подаются уже на исполнительный агрегат, который, собственно, и преобразует их в механическое усилие.
Но про тот агрегат я сегодня не готов, так что вернёмся к нашим сложным компьютерам.

Можно добавить, что внутри него есть фильтры для гидрожидкости,
8
и датчик разности давлений, которые получились на выходе агрегата. Если эти давления различаются более чем на четверть в течение более 30 с, у пилотов на потолочной панели загорается сигнальное табло "FEEL DIFF PRESS" (разница давлений загружателя).

В общем, по теории этого достаточно.
Пролеземте ж в отсек и посмотримте ж на героя.
Вот оно скромно висит себе.
9

Если посмотреть сбоку справа (по полёту), то всё устройство легко узнаётся.
10
Справа видна тяга к кронштейну перемещения стабилизатора. Справа внизу чернеется винт привода перемещения стабилизатора.
Видны большие крышки воздушных полостей.
11
Спереди к ним приходит полное давление от приёмников на киле.
А сзади мембраны подаётся статическое давление.

Также к агрегатине через рычаг подсоединена пружина.
12
Другим концом она закреплена тупо к конструкции самолёта.
А нужна она для того, чтобы переместить кулачки в случае отсоединения тяги агрегата (которая с другой стороны) от стабилизатора. В этом случае кулачки внутри агрегата установятся пружиной в положение максимального усилия на штурвале. И пилоту придётся наконец работать не только челюстями.

И сверху слева по полёту притаился единственный электрический элемент этого "компьютера".
Это разъём от датчика перепада давлений.
13

Трубка от каждого приёмника давления воздуха на киле проходит к EFC U-образной петлёй. 14

Внизу которой находится небольшой аппендикс для слива конденсата изнутри трубки.
15

Но самое интересное в этом всём бардаке - это откуда же берётся статическое давление, подводимое к EFC?
16
Как видим, трубки статики тупо открыты вниз, в пространство отсека.
Так как отсек стабилизатора не герметичен, то давление внутри него равно давлению неподвижного воздуха в природе снаружи самолёта.

Такие вот у нас на Боингах компьютеры.

как это было?

- -
1(1.2%)
-
0(0.0%)
0
0(0.0%)
+ -
0(0.0%)
+
7(8.3%)
+ +
76(90.5%)

и теперь...

только самолётом!
31(19.0%)
только Боингом!
25(15.3%)
только Эйрбасом!
21(12.9%)
это какой-то позор...
14(8.6%)
зачем я это прочитал?
12(7.4%)
билеты куда сдавать?
27(16.6%)
да уж...
12(7.4%)
хе-хе :)
21(12.9%)


Пост написан при помощи сервиса
http://www.photo2blog.ru/
Фотки разного размера доступны по ссылке:
https://www.flickr.com/photos/lx-photos/albums/72157697167570640


При публикации указывайте первоисточник.
Tags: b737ng, матчасть, управление
Subscribe

Posts from This Journal “управление” Tag

  • Опять двадцать семь

    Помните годишной давности писию? Так вот недавно ночью попёрло опять такой же менять. Самолёто прилетело, а оттуда тече. Кстати, самолёт…

  • Дана команда гадить в отсеки!

    Ну да, я опять немного соврал. Про увазёкался в зелёном гавне. Полностью в нём можно увазёкаться лишь при смазке шасси на Боинге-737 Классике. А…

  • Главный сенсор Боинга

    Знакомьтесь: это - главный сенсор Боинга-737. Делко в том, что именно таких сенсоров на этом самолёте - просто море. Вы можете их увидеть…

  • Потекло

    А помните, я вам про Крюгера рассказывал? Так вот - и оно потекло! Истинно говорю - только поездом!

  • Катастрофа Boeing-737 MAX - что не так?

    Итак, упал первый Boeing-737 новейшей модификации -MAX. Погибло 189 человек. Всего через полтора года после первых поставок, что, с учётом…

  • Прокладка течёт под крылышком

    И сегодня мы наконец узнаем, как устранить такую нежелательную течь. Как все мы помним, прямо на заднем лонжероне крыла уютно устроились…

  • Писию

    Сегодня расскажу про замену гидропривода элеронов на Boeing-737 Classic. Элерон - это небольшая отклоняемая поверхность сзади крыла, ближе к…

  • Привод стабилизатора Boeing-737

    Вот, казалось бы - ты такой здатый пелот. Летишь себе. Борешь стихию, бессмысленно рога болтаешь туда-сюда, стюр щупаешь, спишь досыта, все дела.…

  • Износа псто

    "Щекочу нервы. Дорого". Пилот Боинга-737, писавший в бортжурнал замечание, что самолёт трясёт после взлёта, видимо, именно так представлял…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 80 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “управление” Tag

  • Опять двадцать семь

    Помните годишной давности писию? Так вот недавно ночью попёрло опять такой же менять. Самолёто прилетело, а оттуда тече. Кстати, самолёт…

  • Дана команда гадить в отсеки!

    Ну да, я опять немного соврал. Про увазёкался в зелёном гавне. Полностью в нём можно увазёкаться лишь при смазке шасси на Боинге-737 Классике. А…

  • Главный сенсор Боинга

    Знакомьтесь: это - главный сенсор Боинга-737. Делко в том, что именно таких сенсоров на этом самолёте - просто море. Вы можете их увидеть…

  • Потекло

    А помните, я вам про Крюгера рассказывал? Так вот - и оно потекло! Истинно говорю - только поездом!

  • Катастрофа Boeing-737 MAX - что не так?

    Итак, упал первый Boeing-737 новейшей модификации -MAX. Погибло 189 человек. Всего через полтора года после первых поставок, что, с учётом…

  • Прокладка течёт под крылышком

    И сегодня мы наконец узнаем, как устранить такую нежелательную течь. Как все мы помним, прямо на заднем лонжероне крыла уютно устроились…

  • Писию

    Сегодня расскажу про замену гидропривода элеронов на Boeing-737 Classic. Элерон - это небольшая отклоняемая поверхность сзади крыла, ближе к…

  • Привод стабилизатора Boeing-737

    Вот, казалось бы - ты такой здатый пелот. Летишь себе. Борешь стихию, бессмысленно рога болтаешь туда-сюда, стюр щупаешь, спишь досыта, все дела.…

  • Износа псто

    "Щекочу нервы. Дорого". Пилот Боинга-737, писавший в бортжурнал замечание, что самолёт трясёт после взлёта, видимо, именно так представлял…