Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Механический компьютер Боинга-737 следующего поколения

В предыдущем посте мы слегка затронули тему "компьютера" загружателя руля высоты.
Сегодня я немного покажу, как оно вообще выглядит.
1




Чтобы не ссылаться каждый раз на тот пост, в котором приводилось объяснение необходимости и принципов работы этого устройства, и чтобы этот пост про него имел самостоятельную ценность, я вначале немного повторюсь про его работу. А потом покажу, как это выглядит в натуре.

Итак, самолёт типа Boeing-737 NG (Next Generation) управляется по тангажу (вверх-вниз) рулями высоты (РВ) на задней кромке горизонтального стабилизатора.
Эти рули перемещаются тросами, проходящими через весь фюзеляж в зазоре между полом салона и потолочными панелями багажника. Имеются две ветви тросов - ближе к левому борту и к правому.
Так как на больших быстролетающих самолётах усилия на рулевых поверхностях тоже большие, то в проводку управления включены гидроусилители. Для РВ они находятся в отсеке над отсеком ВСУ, сзади отсека стабилизатора.
2

Гидроусилители на B737 необратимого типа, то есть усилия от поверхности управления не передаются назад к пилотам на штурвал.
Это приводит к тому, что пилоты не чувствуют обратной связи. То есть - можно отклонить штурвал на полный ход, и он никак этому не будет препятствовать.
Это плохо. Потому что пилоту надо чувствовать реакцию от воздушного потока на свои действия. Иначе можно и самолёт случайно угробить.
Чтобы имитировать нагрузки от природы на органы управления, в цепи управления врезаны различные устройства.
Одно из них - Elevator Feel and Centering Unit - и создаёт усилия на проводке.
Также для безопасности полёта полезно, чтобы усилия на штурвале возрастали с увеличением скорости полёта. Это позволит пилоту чувствовать скорость руками, и не отклонять штурвал на большие углы на большой скорости. Потому что при большом отклонении рулевой поверхности на большой скорости возникает очень большая сила, которая слишком сильно повернёт самолёт, и может его повредить или разрушить.
И вот как раз тем устройством, которое корректирует усилие по скорости, и является упомянутый в прошлом посте и рассматриваемый тут Elevator Feel Computer.
Он находится в отсеке стабилизатора, размещённом между задним гермошпангоутом салона и передней стенкой отсека ВСУ.
3
Конфигурация его системы нарисована в центре рисунка.
Скорость самолёта он определяет по давлению воздуха, которое попадает к нему через два приёмника полного давления, размещённые по сторонам киля - слева и справа. Вот один из них (левый) виден вверху фотки:
4
Доступ в отсек есть через лючок справа внизу фюзеляжа.
В отсеке этот "компьютер" размещён на задней стенке, справа.
5

Как уже говорилось, компьютером его называть смешно, так как это - чисто механическое устройство.
Оно воспринимает давления воздуха природы - динамическое (набегающего потока) и статическое (не движущегося), а также положение стабилизатора.
6
И, с учётом этих воздействий, по определённому закону, который задан профилем кулачков внутри, этот Elevator Feel Computer (EFC) регулирует давления гидрожидкости.
7
Эти получившиеся давления от систем A и B далее подаются уже на исполнительный агрегат, который, собственно, и преобразует их в механическое усилие.
Но про тот агрегат я сегодня не готов, так что вернёмся к нашим сложным компьютерам.

Можно добавить, что внутри него есть фильтры для гидрожидкости,
8
и датчик разности давлений, которые получились на выходе агрегата. Если эти давления различаются более чем на четверть в течение более 30 с, у пилотов на потолочной панели загорается сигнальное табло "FEEL DIFF PRESS" (разница давлений загружателя).

В общем, по теории этого достаточно.
Пролеземте ж в отсек и посмотримте ж на героя.
Вот оно скромно висит себе.
9

Если посмотреть сбоку справа (по полёту), то всё устройство легко узнаётся.
10
Справа видна тяга к кронштейну перемещения стабилизатора. Справа внизу чернеется винт привода перемещения стабилизатора.
Видны большие крышки воздушных полостей.
11
Спереди к ним приходит полное давление от приёмников на киле.
А сзади мембраны подаётся статическое давление.

Также к агрегатине через рычаг подсоединена пружина.
12
Другим концом она закреплена тупо к конструкции самолёта.
А нужна она для того, чтобы переместить кулачки в случае отсоединения тяги агрегата (которая с другой стороны) от стабилизатора. В этом случае кулачки внутри агрегата установятся пружиной в положение максимального усилия на штурвале. И пилоту придётся наконец работать не только челюстями.

И сверху слева по полёту притаился единственный электрический элемент этого "компьютера".
Это разъём от датчика перепада давлений.
13

Трубка от каждого приёмника давления воздуха на киле проходит к EFC U-образной петлёй. 14

Внизу которой находится небольшой аппендикс для слива конденсата изнутри трубки.
15

Но самое интересное в этом всём бардаке - это откуда же берётся статическое давление, подводимое к EFC?
16
Как видим, трубки статики тупо открыты вниз, в пространство отсека.
Так как отсек стабилизатора не герметичен, то давление внутри него равно давлению неподвижного воздуха в природе снаружи самолёта.

Такие вот у нас на Боингах компьютеры.

как это было?

- -
1(1.4%)
-
0(0.0%)
0
0(0.0%)
+ -
0(0.0%)
+
6(8.1%)
+ +
67(90.5%)

и теперь...

только самолётом!
28(18.9%)
только Боингом!
22(14.9%)
только Эйрбасом!
19(12.8%)
это какой-то позор...
12(8.1%)
зачем я это прочитал?
11(7.4%)
билеты куда сдавать?
23(15.5%)
да уж...
12(8.1%)
хе-хе :)
21(14.2%)


Пост написан при помощи сервиса
http://www.photo2blog.ru/
Фотки разного размера доступны по ссылке:
https://www.flickr.com/photos/lx-photos/albums/72157697167570640


При публикации указывайте первоисточник.
Tags: b737ng, матчасть, управление
Subscribe

Posts from This Journal “управление” Tag

  • Катастрофа Boeing-737 MAX - что не так?

    Итак, упал первый Boeing-737 новейшей модификации -MAX. Погибло 189 человек. Всего через полтора года после первых поставок, что, с учётом…

  • Прокладка течёт под крылышком

    И сегодня мы наконец узнаем, как устранить такую нежелательную течь. Как все мы помним, прямо на заднем лонжероне крыла уютно устроились…

  • Писию

    Сегодня расскажу про замену гидропривода элеронов на Boeing-737 Classic. Элерон - это небольшая отклоняемая поверхность сзади крыла, ближе к…

  • Привод стабилизатора Boeing-737

    Вот, казалось бы - ты такой здатый пелот. Летишь себе. Борешь стихию, бессмысленно рога болтаешь туда-сюда, стюр щупаешь, спишь досыта, все дела.…

  • Износа псто

    "Щекочу нервы. Дорого". Пилот Боинга-737, писавший в бортжурнал замечание, что самолёт трясёт после взлёта, видимо, именно так представлял…

  • Трясучка у пилота

    Когда у пилота трясёт, то это - последний шанс понять, что что-то пошло не так, и двинуть рогами. Показанная штука являет собой электромоторчик…

  • Помогаем пилоту крутить хвостом!

    Пилоты же - как дети: всё им надо покрутить, понажимать и дёрнуть. А если что-то не горит, то уже и рулить не могут. Руль направления на…

  • Мех на палке - самолётом управлялке

    Сегодня будем видеть боковую палку со смехами. Как многие уже догадывались, на самолётах имени Эйрбас-320 пилот управляет процессом, дёргая за…

  • Довели страну демократы!

    Это вот значит, когда они уже все стальные тросы родины продали в свою америку. И тяги туда же на ляминий эшелонами пропили. То народные закрылки…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 71 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →