Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Categories:

Оформление повреждений

Как известно, самолётов без дефектов не бывает.
IMG_6662_D_NI 2


Поэтому сегодня обозначу в общих чертах, как оформляются повреждения матчасти в судовой документации.



Самое главное при повреждении что?
Правильно - определиться!
Определить сям надо:
1. Где,
2. Размеры,
3. Допустимо или нет.
А потом -
4. Оформить ся.

Поэтому самое первое дело - это подробно зафоткать повреждение, и его замерить.
IMG_6662_D_NI 1

Далее действия немного различаются, но в итоге приводят к одному.
Различаются они в том, что повреждения лопаток двигателя описываются в AMM. А повреждения конструкции самолёта - наоборот, в SRM.

20190320_104948

Понятно, что в случае двигателя речь идёт обычно про лопатки вентилятора, первыми встречающие беду.
20190320_105037

Вот, к примеру, загнутый конец.
20190320_105106

Как понятно, в данном случае надо замерить размеры отогнувшейся части, отклонение от контура. И, бывает, надо прикинуть ещё и угол отклонения. Это зависит от типа двигателя.
Также важно понять, на какой лопатке случилась конфузия.
Это далеко не так просто, как кажется :)
Дело в том, что далеко не на всех двигателях лопатки подписаны.
20190320_104955
Более того - обычно они вообще не подписаны! :)
Подписанными они остаются после какой-то работы, когда добрый техник их посчитал и надписал.
И хорошо если есть хотя бы малозаметные метки на кольце в корневой части лопаток.
20190320_105029

А обычно просто возле переднего торца первой лопатки нанесена небольшая лунка, и всё.
И надо её найти, и потом считать от этой первой лопатки все следующие.
Так что умение считать до 36 на Эйрбасах строго обязательно.

Да.
Это был первый этап работы - определение повреждения. Где и сколько.
Дальнейшая работа происходит уже не на технике, а в охвисе.
Там запускается либо специально обученная программа работы с документацией, либо онлайн версия этой работы.
Shm 1

В этой документации по имеющимся размерам и определяются допуски на повреждения, технология зачистки забоин (при необходимости); а также время и условия, при которых дефект может быть отложен. Например, замена лопатки может быть отложена на указанное количество полётов.
Подробнее о примерах допусков я уже рассказывал в специально обученном посте про улётные лопатки.

Теперь поговорю про остальную самолётку.
Первые этапы, как понятно, такие же - сфоткать с привязкой к ориентирам, и с размерами.
Ориентирами будут хорошо узнаваемые части.
Для фюзеляжа это двери, листы обшивки и различные вырезы в ней. Также надо чётко представлять, где находятся заклёпочные швы. Потому что по ним определяются стрингеры и шпангоуты, что потом будет нужно для определения допусков и поиска нужной схемы.
Для крыла - балки закрылков, секции предкрылка. И также заклёпочные швы. Для оперения - примерно так же.
С этими данными также работаем в документе - SRM.

SRM 1
Как видно, под каждую часть самолёта выделена своя глава.
Этих глав там много, и в каждой содержится просто уйма всякой информации.
Вот, к примеру, часть содержания, касающегося одной секции - носовой:
SRM 7
А есть ещё парочка центральных частей, хвостовая, оперение, крыло...
PS Structure

Среди этих частей находим нужную - касающуюся того участка обшивки, который повреждён.
SRM 2
Видно, что для разных частей этого листа обшивки действуют разные допуски.
И что границы применимости определяются как раз относительно силовых элементов.

Также бывает нужно отыскать схему толщин обшивки. Так как лист обшивки обычно выполняется переменной толщины. И от места повреждения будет зависеть соотношение глубины вмятины и толщины обшивки. По которому соотношению определяется допустимость повреждения к эксплуатации и срок выполнения ремонта.
Далее - пример таблицы для определения дальнейших действий.
SRM 3
Здесь описывается, на какой срок можно отложить ремонт царапины в зависимости от соотношения глубины выведенного повреждения и толщины обшивки, а также соотношения длины повреждения и шага шпангоутов.
Бывают таблички попроще, где используются абсолютные величины длины.

Вот табличка для близлежащих вмятин:
SRM 4
Опять надо знать толщину обшивки.

Существует раздел, посвящённый повреждениям от попадания молнии.
SRM 5
Опять описываются условия.
И даны схемы.
SRM 6

Разделы, касающиеся ремонта обшивки, для линейного обслуживания обычно не нужны. Такими ремонтами, с заплатками,
IMG_8048
занимаются специально обученные люди. Обученные на работу с металлом. И для этого обычно требуется много времени и ангар.
На "линейке" пользуются только разделами про допуски, и выведение небольших повреждений.

Кстати, замечу, что покрытие повреждения High Speed Tape, или алюминиевым скотчем - это как раз часть предписанного в некоторых случаях ремонта:
HST Repair

Итак, с размерами и местом повреждения мы определились.
Если оно не в допуске - то ставим самолёт в железный ряд, огорчаем компанию и представителей, и ложимся спать.
Если же в допуске, то теперь надо правильно оформить допустимость его к эксплуатации и внести в список повреждений.

На каждом самолёте есть список повреждений.
20190320_105701
Обычно он называется Damage Chart.
Туда заносятся, как понятно, повреждения. И тут же, или отдельно - ремонты конструкции. Чтобы понятно было, что заплатка на боку светится не просто так.
20190320_105712

Социализм - это учёт, да.

Есть несколько схем разных участков самолёта.
DC
На них обозначаются места повреждений с указанием порядкового номера.
Также отдельные листы предусмотрены для лопаток вентилятора.

Повреждение записывается в бортжурнал. Там же описываются действия по его выведению, устранению или отсрочке ремонта. Со ссылкой на документацию.
20190320_110912
Также новое повреждение записывается в Damage Chart. Его номер указывается на схеме.
Все данные отсылаются оператору самолёта.
Когда-то потом эти сведения будут обновлены в журнале компьютерным образом. А пока какое-то время полетает рукописным.

Так этот процесс выглядит, если в него особо не углубляться.
В больших компаниях техники этим не заморачиваются, так как там есть подразделение структуристов. Которые знают этот SRM вдоль и поперёк, и быстро определяют и отписывают все эти повреждения.
В небольших компаниях такой роскоши нету, и инженерам и техникам приходится всё делать самим. Разносторонность таких работников есть их неплохой плюс.

Нудное это дело, в общем.

как это было?

+ +
65(98.5%)
+
1(1.5%)
0
0(0.0%)
-
0(0.0%)

и теперь...

вот я офигел...
30(13.5%)
вот вы там офигели...
21(9.5%)
дайте тюкнуть
20(9.0%)
а вы потом пишите, хи-хи
15(6.8%)
я сам тебя щас тюкну
7(3.2%)
а попробовал бы ты так в мичети!
11(5.0%)
да уж...
11(5.0%)
как-то всё сложно
20(9.0%)
давай лучше снова про туалеты
9(4.1%)
любит наш народ
7(3.2%)
только поездом!
7(3.2%)
там-то повреждения не пишут
10(4.5%)
кувалдой выколотил, да и всё
30(13.5%)
это какой-то позор...
8(3.6%)
хе-хе :)
16(7.2%)


Кстати, да.
Перед тем, как орать Алярм, надо поискать найденное повреждение в этом документе.
Часто оно там уже записано :) - просто или стикер с номером улетел, или время сточило маркерную метку.


При публикации указывайте первоисточник.
Tags: a320, двигатель, документация, повреждения, фюзеляж
Subscribe

Posts from This Journal “документация” Tag

  • Ми-8 unlimited

    Всё, что вам надо знать по вертолёту Ми-8, - тут: https://vk.com/topic-99744830_33355548 https://vk.com/topic-99744830_35278967 А на фоточке -…

  • Капитан Очевидность снова в деле!

    Сижу тут такой, в свой выходной читаю очередную учёбу. И - опа! - Кэп снова с нами: Пишут про порядок отсрачивания устранения дефектов в…

  • Транзитом, ёма!

    До сих пор живуче мнение, что самолёт тщательно проверяется перед вылетом. Конечно же, это не так. Проверяется он тщетно. На…

  • Хотели, как лучше

    Некоторые люди хотят, как лучше. Но у них непременно получается через эєопу. Особенно интересно это в авияции, когда тебе на таком самолёте лететь.…

  • Есть такая партия!

    Внезапно оказалось, что на запасные спасательные жилеты тоже есть MEL. Cat."D" = 120 дней. Современность хороша тем, что можно заранее…

  • Если капает с конца

    Во недавнем во посте про ужасы облаков гидрожидкости был задан вопрос насчёт полётов со всем этим брызжащим счастьем. А сегодня же пятница! Есть…

  • История б/у детали

    Ща поведаю вам жуткую историю про запчасти со списанных самолётов из пустыни. Как они попадают к нам, на исправные пока ещё (гы-гы :) ) литачки.…

  • Руководящее указание

    Как страшно жить, ага...

  • Работа с самолётной документацией и программа AirN@v

    Ша. Сегодня главный айтишник - это я. Покажу вам, как найти нужную технологию работы. Как найти номер нужной детали для заказа. Итак... программа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 68 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “документация” Tag

  • Ми-8 unlimited

    Всё, что вам надо знать по вертолёту Ми-8, - тут: https://vk.com/topic-99744830_33355548 https://vk.com/topic-99744830_35278967 А на фоточке -…

  • Капитан Очевидность снова в деле!

    Сижу тут такой, в свой выходной читаю очередную учёбу. И - опа! - Кэп снова с нами: Пишут про порядок отсрачивания устранения дефектов в…

  • Транзитом, ёма!

    До сих пор живуче мнение, что самолёт тщательно проверяется перед вылетом. Конечно же, это не так. Проверяется он тщетно. На…

  • Хотели, как лучше

    Некоторые люди хотят, как лучше. Но у них непременно получается через эєопу. Особенно интересно это в авияции, когда тебе на таком самолёте лететь.…

  • Есть такая партия!

    Внезапно оказалось, что на запасные спасательные жилеты тоже есть MEL. Cat."D" = 120 дней. Современность хороша тем, что можно заранее…

  • Если капает с конца

    Во недавнем во посте про ужасы облаков гидрожидкости был задан вопрос насчёт полётов со всем этим брызжащим счастьем. А сегодня же пятница! Есть…

  • История б/у детали

    Ща поведаю вам жуткую историю про запчасти со списанных самолётов из пустыни. Как они попадают к нам, на исправные пока ещё (гы-гы :) ) литачки.…

  • Руководящее указание

    Как страшно жить, ага...

  • Работа с самолётной документацией и программа AirN@v

    Ша. Сегодня главный айтишник - это я. Покажу вам, как найти нужную технологию работы. Как найти номер нужной детали для заказа. Итак... программа…