Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Category:

Почему самолёты не танцуют

Всю свою историю авиация борется с разными бедами.
Самая большая - это пассажиры.
И вторая по значимости - это вибрации.
20190727_210222

И если с первой неплохо справляется асфальтоукладчик, то вот про вторую я вам сегодня расскажу.



Зрелище садящихся самолётов прекрасно.


Однако стоит обратить внимание, как у них колбасятся колёса.
Конечно, ни к чему хорошему это не приводит.
Однако проблема вибраций стоек шасси на больших скоростях бывала и посерьёзней.
Вот, к примеру, как вибрирует стойка маленькой Цессны:


Такие вибрации - типа "Шимми" - возникают в упругой системе крепления стойки при совпадении собственной частоты колебаний с частотой внешних воздействий.

На это могут влиять некоторые конструктивные особенности стойки.
Это - ненормальное положение.
А чтобы эти вибрации погасить, и используется демпфер на стойке шасси.
Сегодня расскажу и покажу демпферы на основных ногах.

Действовать будем, как это принято в авиации, через жопу - от сложного к простому :)
Начну с самого сложного по конструкции, и самого старого - Shimmy damper от Boeing-737 Classic.
20190728_052435
Демпфер устанавливается обычно в соединении верхнего и нижнего звеньев шлиц-шарнира ноги.
Его задача - гасить быстрые повороты колёс относительно оси амортстойки (влево-вправо).
Гасит он эти перемещения с помощью поршня в цилиндре с гидрожидкостью. Этот поршень при приложении усилий поворота колёс пропускает жидкость через небольшие отверстия в себе. И на преодоление гидравлического сопротивления затрачивается механическая энергия.
Схема агрегата:
Damper CL
Внизу видим поршень с отверстием.
Один его конец соединён с одним плечом шлиц-шарнира, а второе плечо шлиц-шарнира закреплено к корпусу агрегата.
Когда колёса поворачиваются в сторону от направления движения самолёта, то амортстойка с одним концом шлиц-шарнира и корпусом агрегата остаётся неподвижной, а второй конец двигает поршень внутри цилиндра. Преодолевая сопротивление продавливаемой в отверстие жидкости.

Вообще, шлиц-шарнир на ноге как раз и нужен, чтобы колёса не поворачивались сами по себе вокруг оси амортстойки. А были установлены параллельно направлению движения самолёта. Но вот Shimmy damper позволяет колёсам немного поворачиваться влево-вправо. С трудом.

Разбираем схему дальше.
Сверху по схеме видим подвод гидрожидкости из гидросистемы A. Видно, что подводится давление из сливной линии (System RETURN). Это означает, что в принципе, в этот демпфер надо просто залить жидкость, а давление внутри него не принципиально. Поэтому использовано минимальное имеющееся давление в гидросистеме. Это - давление внутри бака, созданное наддувом воздуха сверху жидкости (номинально 3, но до 5 атм).
Далее жидкость через обратный клапан попадает внутрь агрегата. Встречно-параллельно этому обратному клапану установлен другой, на давление 5-6 атм. Он стравливает жидкость назад в гидросистему при повышении давления внутри демпфера из-за температурного расширения жидкости.
Через два обратных клапана жидкость попадает в противоположные полости поршня внутри цилиндра. Для стравливания воздушных пробок после установки агрегата есть два винта.
В составе демфера есть компенсатор. Это подпружиненный поршень, поддавливающий жидкость внутри давлением 2-6 атм. Ещё за каким-то чёртом ввернули стравливающий клапан на 150 атм. Пишут, что тоже от термического расширения.
CL Description

Взрыв-схема системы:
CL details

Следующим в нашем выпуске вы увидите Shimmy damper от Boeing-737 NG.
20190728_014433

Он заметно меньше и аккуратнее, чем на Классике.
20190728_014409

Похоже, на этом агрегате конструкторы стали подозревать, что не все грибы одинаково полезли, и выкинули к херам половину клапанчуков.
Damper Sys NG

Схема стала значительно проще. Как и описание.
Damper NG

Колебания всё так же гасятся протискиванием гидрашки через отверстия в поршне.
Подвод гидрашки сделан от активной в данный момент системы на выпуск-уборку (штатно это A). Компенсатор тоже остался, но поддерживает уже полторы-две с копейками атмосферы.
NG description

В разборке демпфер выглядит примерно так:
NG details

NG other side

Вся система:
NG apex pin

И, наконец, последним по порядку - но не по значению! - у нас выступает демпфер от Airbus-320.
MLG CEO

20190724_105614

Он тоже находится спереди основной ноги, в соединении звеньев шлиц-шарнира.
Damper CEO on MLG

Эйрбасные конструкторы не заморачивались с объяснениями.
Damper CEO Description
Уменьшает вибрации, и есть гидрашка. Чего вы ещё хотите?
Однако я был бы полным пидарасом, если бы просто тупо показал в третий раз такой же демпфер, как и раньше.
Поэтому этот демпфер всё же отличается от боинговских :)
20190727_210222

Как видно, сверху него есть резервуар.
Damper CEO Full

Для гидрашки.
Damper CEO Levels
А на резервуаре - клапан стравливания воздушных пробок и...
и всё!

А как же подвод гидрашки?
Воот.
А подвода гидрашки тут, собственно, и нету. Источником гидрожидкости служит тот самый небольшой резервуар сверху демпфера.
Damper CEO Lower
Он подпружинен на выдавливание жидкости в корпус демпфера.
А гидрожидкость закачивается в него под давлением через штуцер с обратным клапаном снизу демпфера.
20180328_112057
(синенький торчит снизу)

Уровень гидрожидкости отслеживается по рискам на корпусе.
Damper CEO Levels Only

Когда нижний обрез резервуара находится в зоне FULL, это нормально.
А при утечке жидкости пружина будет поддавливать резервуар вниз, и он по мере расходования жидкости будет опускаться. И когда дойдёт до уровня REFILL, то это значит, что пора дозаправлять систему.
20190724_105643

И с этим демпфером у меня была связана одна неинтересная история.
Прилетел как-то чей-то самолёт, и меня вызвали, потому что этот резервуар опустился ниже надписи FULL.
Я приехал, и обнаружил, что жижка слегка подтекает.
И когда стал искать причину, то увидел, что контровка к корпусу демпфера оборвана. И он слегка выкрутился.
Оказалось, что резервуар банально вкручивается в корпус демпфера по резьбе :)
Ну, я его затянул. И законтрил заново. А жидкости там ещё было выше REFILL.

Такой вот простой демпфер ставят на Эйрбасах.
Эйрбас рулит, однозначно :)

как это было?

+
73(97.3%)
0
2(2.7%)
-
0(0.0%)

и теперь...

только Эйрбасом!
32(21.9%)
только Боингом!
21(14.4%)
и желательно Классикой
15(10.3%)
только поездом!
9(6.2%)
не смешите мои паровозы
14(9.6%)
своими демпферАми
16(11.0%)
это какой-то позор
5(3.4%)
да уж...
14(9.6%)
хе-хе :)
20(13.7%)



При публикации указывайте первоисточник.
Tags: ликбез, шасси
Subscribe

Posts from This Journal “шасси” Tag

  • А на Боинге низзя!

    Произошло это во время обычного утреннего транзита. Как обычно, ничто не предвещало бёды. Предстояло не спеша обойти самолёт Boeing-737 типа NG,…

  • Диска нет бокс!

    И вот нам выдали задание найти причину и по возможности устранить негорящую лампочку. Как вы уже должны знать из поста про буксировку Airbus,…

  • Стойкая чёрная жуть!

    Чёрные дыры Классического Боинга-737, как понимаете, не дадут нам пocyкaчть. Если посмотреть на обычную большую ногу Boeing-737 CLassic, то…

  • Летел, ногою скрежещща

    Вот чисто поржать недавно было. Прилетел самолёт. Пилот записал, что передняя нога ему скрежещет на рулении. Ну, мы, естественно, сразу лезем…

  • Тормоз следующего поколения

    Кто не любит заборы? Правильно - тот, кто купил билет на самолёт. А что нам поможет избежать забора? Как все уже поняли, сегодня мы немножко…

  • Airbus рулит!

    Кроваво-красно нависла нелёгкими грязными небритыми руктями над рулевым воздушнобуса. А между тем... Как известно, пилот на земле рулит чаще…

  • Потекла по ноге с ошибкой

    Так как в субботу - не работа, то мы сегодня поговорим про течь клапана и ошибки в самолётной документации. Кака бычна, ничто не предвещало…

  • NG NLG

    Вот такая херь рулит передней ногой Boeing-737 NG. Рассказывать об её мне сейчас спать пора, так что вот вам просто фотка, и не спите неё…

  • Почему не получается секс с классическим тормозом

    А вот почему! Всё из-за его маленькой штучки. И при этом самое главное - не спешить. Дело в том, что... Замена классического тормоза - это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 74 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “шасси” Tag

  • А на Боинге низзя!

    Произошло это во время обычного утреннего транзита. Как обычно, ничто не предвещало бёды. Предстояло не спеша обойти самолёт Boeing-737 типа NG,…

  • Диска нет бокс!

    И вот нам выдали задание найти причину и по возможности устранить негорящую лампочку. Как вы уже должны знать из поста про буксировку Airbus,…

  • Стойкая чёрная жуть!

    Чёрные дыры Классического Боинга-737, как понимаете, не дадут нам пocyкaчть. Если посмотреть на обычную большую ногу Boeing-737 CLassic, то…

  • Летел, ногою скрежещща

    Вот чисто поржать недавно было. Прилетел самолёт. Пилот записал, что передняя нога ему скрежещет на рулении. Ну, мы, естественно, сразу лезем…

  • Тормоз следующего поколения

    Кто не любит заборы? Правильно - тот, кто купил билет на самолёт. А что нам поможет избежать забора? Как все уже поняли, сегодня мы немножко…

  • Airbus рулит!

    Кроваво-красно нависла нелёгкими грязными небритыми руктями над рулевым воздушнобуса. А между тем... Как известно, пилот на земле рулит чаще…

  • Потекла по ноге с ошибкой

    Так как в субботу - не работа, то мы сегодня поговорим про течь клапана и ошибки в самолётной документации. Кака бычна, ничто не предвещало…

  • NG NLG

    Вот такая херь рулит передней ногой Boeing-737 NG. Рассказывать об её мне сейчас спать пора, так что вот вам просто фотка, и не спите неё…

  • Почему не получается секс с классическим тормозом

    А вот почему! Всё из-за его маленькой штучки. И при этом самое главное - не спешить. Дело в том, что... Замена классического тормоза - это…