Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Category:

Почему самолёты не танцуют

Всю свою историю авиация борется с разными бедами.
Самая большая - это пассажиры.
И вторая по значимости - это вибрации.
20190727_210222

И если с первой неплохо справляется асфальтоукладчик, то вот про вторую я вам сегодня расскажу.



Зрелище садящихся самолётов прекрасно.


Однако стоит обратить внимание, как у них колбасятся колёса.
Конечно, ни к чему хорошему это не приводит.
Однако проблема вибраций стоек шасси на больших скоростях бывала и посерьёзней.
Вот, к примеру, как вибрирует стойка маленькой Цессны:


Такие вибрации - типа "Шимми" - возникают в упругой системе крепления стойки при совпадении собственной частоты колебаний с частотой внешних воздействий.

На это могут влиять некоторые конструктивные особенности стойки.
Это - ненормальное положение.
А чтобы эти вибрации погасить, и используется демпфер на стойке шасси.
Сегодня расскажу и покажу демпферы на основных ногах.

Действовать будем, как это принято в авиации, через жопу - от сложного к простому :)
Начну с самого сложного по конструкции, и самого старого - Shimmy damper от Boeing-737 Classic.
20190728_052435
Демпфер устанавливается обычно в соединении верхнего и нижнего звеньев шлиц-шарнира ноги.
Его задача - гасить быстрые повороты колёс относительно оси амортстойки (влево-вправо).
Гасит он эти перемещения с помощью поршня в цилиндре с гидрожидкостью. Этот поршень при приложении усилий поворота колёс пропускает жидкость через небольшие отверстия в себе. И на преодоление гидравлического сопротивления затрачивается механическая энергия.
Схема агрегата:
Damper CL
Внизу видим поршень с отверстием.
Один его конец соединён с одним плечом шлиц-шарнира, а второе плечо шлиц-шарнира закреплено к корпусу агрегата.
Когда колёса поворачиваются в сторону от направления движения самолёта, то амортстойка с одним концом шлиц-шарнира и корпусом агрегата остаётся неподвижной, а второй конец двигает поршень внутри цилиндра. Преодолевая сопротивление продавливаемой в отверстие жидкости.

Вообще, шлиц-шарнир на ноге как раз и нужен, чтобы колёса не поворачивались сами по себе вокруг оси амортстойки. А были установлены параллельно направлению движения самолёта. Но вот Shimmy damper позволяет колёсам немного поворачиваться влево-вправо. С трудом.

Разбираем схему дальше.
Сверху по схеме видим подвод гидрожидкости из гидросистемы A. Видно, что подводится давление из сливной линии (System RETURN). Это означает, что в принципе, в этот демпфер надо просто залить жидкость, а давление внутри него не принципиально. Поэтому использовано минимальное имеющееся давление в гидросистеме. Это - давление внутри бака, созданное наддувом воздуха сверху жидкости (номинально 3, но до 5 атм).
Далее жидкость через обратный клапан попадает внутрь агрегата. Встречно-параллельно этому обратному клапану установлен другой, на давление 5-6 атм. Он стравливает жидкость назад в гидросистему при повышении давления внутри демпфера из-за температурного расширения жидкости.
Через два обратных клапана жидкость попадает в противоположные полости поршня внутри цилиндра. Для стравливания воздушных пробок после установки агрегата есть два винта.
В составе демфера есть компенсатор. Это подпружиненный поршень, поддавливающий жидкость внутри давлением 2-6 атм. Ещё за каким-то чёртом ввернули стравливающий клапан на 150 атм. Пишут, что тоже от термического расширения.
CL Description

Взрыв-схема системы:
CL details

Следующим в нашем выпуске вы увидите Shimmy damper от Boeing-737 NG.
20190728_014433

Он заметно меньше и аккуратнее, чем на Классике.
20190728_014409

Похоже, на этом агрегате конструкторы стали подозревать, что не все грибы одинаково полезли, и выкинули к херам половину клапанчуков.
Damper Sys NG

Схема стала значительно проще. Как и описание.
Damper NG

Колебания всё так же гасятся протискиванием гидрашки через отверстия в поршне.
Подвод гидрашки сделан от активной в данный момент системы на выпуск-уборку (штатно это A). Компенсатор тоже остался, но поддерживает уже полторы-две с копейками атмосферы.
NG description

В разборке демпфер выглядит примерно так:
NG details

NG other side

Вся система:
NG apex pin

И, наконец, последним по порядку - но не по значению! - у нас выступает демпфер от Airbus-320.
MLG CEO

20190724_105614

Он тоже находится спереди основной ноги, в соединении звеньев шлиц-шарнира.
Damper CEO on MLG

Эйрбасные конструкторы не заморачивались с объяснениями.
Damper CEO Description
Уменьшает вибрации, и есть гидрашка. Чего вы ещё хотите?
Однако я был бы полным пидарасом, если бы просто тупо показал в третий раз такой же демпфер, как и раньше.
Поэтому этот демпфер всё же отличается от боинговских :)
20190727_210222

Как видно, сверху него есть резервуар.
Damper CEO Full

Для гидрашки.
Damper CEO Levels
А на резервуаре - клапан стравливания воздушных пробок и...
и всё!

А как же подвод гидрашки?
Воот.
А подвода гидрашки тут, собственно, и нету. Источником гидрожидкости служит тот самый небольшой резервуар сверху демпфера.
Damper CEO Lower
Он подпружинен на выдавливание жидкости в корпус демпфера.
А гидрожидкость закачивается в него под давлением через штуцер с обратным клапаном снизу демпфера.
20180328_112057
(синенький торчит снизу)

Уровень гидрожидкости отслеживается по рискам на корпусе.
Damper CEO Levels Only

Когда нижний обрез резервуара находится в зоне FULL, это нормально.
А при утечке жидкости пружина будет поддавливать резервуар вниз, и он по мере расходования жидкости будет опускаться. И когда дойдёт до уровня REFILL, то это значит, что пора дозаправлять систему.
20190724_105643

И с этим демпфером у меня была связана одна неинтересная история.
Прилетел как-то чей-то самолёт, и меня вызвали, потому что этот резервуар опустился ниже надписи FULL.
Я приехал, и обнаружил, что жижка слегка подтекает.
И когда стал искать причину, то увидел, что контровка к корпусу демпфера оборвана. И он слегка выкрутился.
Оказалось, что резервуар банально вкручивается в корпус демпфера по резьбе :)
Ну, я его затянул. И законтрил заново. А жидкости там ещё было выше REFILL.

Такой вот простой демпфер ставят на Эйрбасах.
Эйрбас рулит, однозначно :)

как это было?

+
72(97.3%)
0
2(2.7%)
-
0(0.0%)

и теперь...

только Эйрбасом!
32(22.1%)
только Боингом!
21(14.5%)
и желательно Классикой
15(10.3%)
только поездом!
9(6.2%)
не смешите мои паровозы
14(9.7%)
своими демпферАми
16(11.0%)
это какой-то позор
5(3.4%)
да уж...
14(9.7%)
хе-хе :)
19(13.1%)



При публикации указывайте первоисточник.
Tags: ликбез, шасси
Subscribe

Posts from This Journal “шасси” Tag

  • Стойкая чёрная жуть!

    Чёрные дыры Классического Боинга-737, как понимаете, не дадут нам пocyкaчть. Если посмотреть на обычную большую ногу Boeing-737 CLassic, то…

  • Летел, ногою скрежещща

    Вот чисто поржать недавно было. Прилетел самолёт. Пилот записал, что передняя нога ему скрежещет на рулении. Ну, мы, естественно, сразу лезем…

  • Тормоз следующего поколения

    Кто не любит заборы? Правильно - тот, кто купил билет на самолёт. А что нам поможет избежать забора? Как все уже поняли, сегодня мы немножко…

  • Airbus рулит!

    Кроваво-красно нависла нелёгкими грязными небритыми руктями над рулевым воздушнобуса. А между тем... Как известно, пилот на земле рулит чаще…

  • Потекла по ноге с ошибкой

    Так как в субботу - не работа, то мы сегодня поговорим про течь клапана и ошибки в самолётной документации. Кака бычна, ничто не предвещало…

  • NG NLG

    Вот такая херь рулит передней ногой Boeing-737 NG. Рассказывать об её мне сейчас спать пора, так что вот вам просто фотка, и не спите неё…

  • Почему не получается секс с классическим тормозом

    А вот почему! Всё из-за его маленькой штучки. И при этом самое главное - не спешить. Дело в том, что... Замена классического тормоза - это…

  • Главный сенсор Боинга

    Знакомьтесь: это - главный сенсор Боинга-737. Делко в том, что именно таких сенсоров на этом самолёте - просто море. Вы можете их увидеть…

  • Поклонение шассям

    Видите авиатехническую персональ, стоящего на коленях перед самолётом? Тем не менее, ваш специальный корреспондент стал свидетелем древнего обряда…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 73 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →