Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Category:

Почему самолёты не танцуют

Всю свою историю авиация борется с разными бедами.
Самая большая - это пассажиры.
И вторая по значимости - это вибрации.
20190727_210222

И если с первой неплохо справляется асфальтоукладчик, то вот про вторую я вам сегодня расскажу.



Зрелище садящихся самолётов прекрасно.


Однако стоит обратить внимание, как у них колбасятся колёса.
Конечно, ни к чему хорошему это не приводит.
Однако проблема вибраций стоек шасси на больших скоростях бывала и посерьёзней.
Вот, к примеру, как вибрирует стойка маленькой Цессны:


Такие вибрации - типа "Шимми" - возникают в упругой системе крепления стойки при совпадении собственной частоты колебаний с частотой внешних воздействий.

На это могут влиять некоторые конструктивные особенности стойки.
Это - ненормальное положение.
А чтобы эти вибрации погасить, и используется демпфер на стойке шасси.
Сегодня расскажу и покажу демпферы на основных ногах.

Действовать будем, как это принято в авиации, через жопу - от сложного к простому :)
Начну с самого сложного по конструкции, и самого старого - Shimmy damper от Boeing-737 Classic.
20190728_052435
Демпфер устанавливается обычно в соединении верхнего и нижнего звеньев шлиц-шарнира ноги.
Его задача - гасить быстрые повороты колёс относительно оси амортстойки (влево-вправо).
Гасит он эти перемещения с помощью поршня в цилиндре с гидрожидкостью. Этот поршень при приложении усилий поворота колёс пропускает жидкость через небольшие отверстия в себе. И на преодоление гидравлического сопротивления затрачивается механическая энергия.
Схема агрегата:
Damper CL
Внизу видим поршень с отверстием.
Один его конец соединён с одним плечом шлиц-шарнира, а второе плечо шлиц-шарнира закреплено к корпусу агрегата.
Когда колёса поворачиваются в сторону от направления движения самолёта, то амортстойка с одним концом шлиц-шарнира и корпусом агрегата остаётся неподвижной, а второй конец двигает поршень внутри цилиндра. Преодолевая сопротивление продавливаемой в отверстие жидкости.

Вообще, шлиц-шарнир на ноге как раз и нужен, чтобы колёса не поворачивались сами по себе вокруг оси амортстойки. А были установлены параллельно направлению движения самолёта. Но вот Shimmy damper позволяет колёсам немного поворачиваться влево-вправо. С трудом.

Разбираем схему дальше.
Сверху по схеме видим подвод гидрожидкости из гидросистемы A. Видно, что подводится давление из сливной линии (System RETURN). Это означает, что в принципе, в этот демпфер надо просто залить жидкость, а давление внутри него не принципиально. Поэтому использовано минимальное имеющееся давление в гидросистеме. Это - давление внутри бака, созданное наддувом воздуха сверху жидкости (номинально 3, но до 5 атм).
Далее жидкость через обратный клапан попадает внутрь агрегата. Встречно-параллельно этому обратному клапану установлен другой, на давление 5-6 атм. Он стравливает жидкость назад в гидросистему при повышении давления внутри демпфера из-за температурного расширения жидкости.
Через два обратных клапана жидкость попадает в противоположные полости поршня внутри цилиндра. Для стравливания воздушных пробок после установки агрегата есть два винта.
В составе демфера есть компенсатор. Это подпружиненный поршень, поддавливающий жидкость внутри давлением 2-6 атм. Ещё за каким-то чёртом ввернули стравливающий клапан на 150 атм. Пишут, что тоже от термического расширения.
CL Description

Взрыв-схема системы:
CL details

Следующим в нашем выпуске вы увидите Shimmy damper от Boeing-737 NG.
20190728_014433

Он заметно меньше и аккуратнее, чем на Классике.
20190728_014409

Похоже, на этом агрегате конструкторы стали подозревать, что не все грибы одинаково полезли, и выкинули к херам половину клапанчуков.
Damper Sys NG

Схема стала значительно проще. Как и описание.
Damper NG

Колебания всё так же гасятся протискиванием гидрашки через отверстия в поршне.
Подвод гидрашки сделан от активной в данный момент системы на выпуск-уборку (штатно это A). Компенсатор тоже остался, но поддерживает уже полторы-две с копейками атмосферы.
NG description

В разборке демпфер выглядит примерно так:
NG details

NG other side

Вся система:
NG apex pin

И, наконец, последним по порядку - но не по значению! - у нас выступает демпфер от Airbus-320.
MLG CEO

20190724_105614

Он тоже находится спереди основной ноги, в соединении звеньев шлиц-шарнира.
Damper CEO on MLG

Эйрбасные конструкторы не заморачивались с объяснениями.
Damper CEO Description
Уменьшает вибрации, и есть гидрашка. Чего вы ещё хотите?
Однако я был бы полным пидарасом, если бы просто тупо показал в третий раз такой же демпфер, как и раньше.
Поэтому этот демпфер всё же отличается от боинговских :)
20190727_210222

Как видно, сверху него есть резервуар.
Damper CEO Full

Для гидрашки.
Damper CEO Levels
А на резервуаре - клапан стравливания воздушных пробок и...
и всё!

А как же подвод гидрашки?
Воот.
А подвода гидрашки тут, собственно, и нету. Источником гидрожидкости служит тот самый небольшой резервуар сверху демпфера.
Damper CEO Lower
Он подпружинен на выдавливание жидкости в корпус демпфера.
А гидрожидкость закачивается в него под давлением через штуцер с обратным клапаном снизу демпфера.
20180328_112057
(синенький торчит снизу)

Уровень гидрожидкости отслеживается по рискам на корпусе.
Damper CEO Levels Only

Когда нижний обрез резервуара находится в зоне FULL, это нормально.
А при утечке жидкости пружина будет поддавливать резервуар вниз, и он по мере расходования жидкости будет опускаться. И когда дойдёт до уровня REFILL, то это значит, что пора дозаправлять систему.
20190724_105643

И с этим демпфером у меня была связана одна неинтересная история.
Прилетел как-то чей-то самолёт, и меня вызвали, потому что этот резервуар опустился ниже надписи FULL.
Я приехал, и обнаружил, что жижка слегка подтекает.
И когда стал искать причину, то увидел, что контровка к корпусу демпфера оборвана. И он слегка выкрутился.
Оказалось, что резервуар банально вкручивается в корпус демпфера по резьбе :)
Ну, я его затянул. И законтрил заново. А жидкости там ещё было выше REFILL.

Такой вот простой демпфер ставят на Эйрбасах.
Эйрбас рулит, однозначно :)

как это было?

+
78(97.5%)
0
2(2.5%)
-
0(0.0%)

и теперь...

только Эйрбасом!
35(22.3%)
только Боингом!
23(14.6%)
и желательно Классикой
16(10.2%)
только поездом!
10(6.4%)
не смешите мои паровозы
17(10.8%)
своими демпферАми
17(10.8%)
это какой-то позор
5(3.2%)
да уж...
14(8.9%)
хе-хе :)
20(12.7%)



При публикации указывайте первоисточник.
Tags: ликбез, шасси
Subscribe

Posts from This Journal “шасси” Tag

  • Катастрофа Boeing-737 NG компании Jeju Air

    При заходе на посадку поймал птиц(у). Срочно сел обратным курсом без шасси и механизации. Проскользил до конца полосы и врезался в бетонный вал.…

  • Прикинь шланг к носу!

    Почистил ЖЖшную Ленту от говнюков. Теперь читать стало нечего. И раз у меня теперь нет конкурентов, то расскажу вам об итогах расследования по…

  • Если нельзя, но хочется, то можно!

    Мировая авиация перенимает передовой опыт российских авиатроителей! Как правило, на импортной технике нельзя доводить колёса до корда. Однако…

  • Американка гадит в российском самолёте!

    Сегодня вместе будем чесать свои большие аэрофобии и не годо вать про мочасть. Как посмели сраные пиндосы нагадить в лучшем в мiре самолёте!…

  • Уплотнили

    Возьмём сразу быка за яйца. Недавно самолётом убило техника. Началось это вот с такой лужи под передней ногой: А дальше я расскажу вам много…

  • Температуришь, тормоз?

    Хорошо бродить по свету С карамелькой за щекою, Но ещё пейзатей работать лёжа. Вот как этот со-трудник. А почему всё не так хорошо, как…

  • Слишком много тормозов

    Когда самолёт напрудил лужу. Или у тебя уже совсем не торчит. Тогда самое время сделать ЭТО. Вызвать техника, и пусть он возьмёт в свои грязные руки.…

  • Полны рученьки гавна

    Да, я снова сделал ЭТО. Ну понимаете - жара, говно липнет... Приходится исполнять древний обряд. Помывания ног. Правда, в этот раз…

  • Логика тормоза

    Самолёт - это, по сути, автобус. Пилот - водитель. И техник - такая же пьяная тварь, как ангарный механик. Вечно что-то грязно шурудит. Потому и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 74 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “шасси” Tag

  • Катастрофа Boeing-737 NG компании Jeju Air

    При заходе на посадку поймал птиц(у). Срочно сел обратным курсом без шасси и механизации. Проскользил до конца полосы и врезался в бетонный вал.…

  • Прикинь шланг к носу!

    Почистил ЖЖшную Ленту от говнюков. Теперь читать стало нечего. И раз у меня теперь нет конкурентов, то расскажу вам об итогах расследования по…

  • Если нельзя, но хочется, то можно!

    Мировая авиация перенимает передовой опыт российских авиатроителей! Как правило, на импортной технике нельзя доводить колёса до корда. Однако…

  • Американка гадит в российском самолёте!

    Сегодня вместе будем чесать свои большие аэрофобии и не годо вать про мочасть. Как посмели сраные пиндосы нагадить в лучшем в мiре самолёте!…

  • Уплотнили

    Возьмём сразу быка за яйца. Недавно самолётом убило техника. Началось это вот с такой лужи под передней ногой: А дальше я расскажу вам много…

  • Температуришь, тормоз?

    Хорошо бродить по свету С карамелькой за щекою, Но ещё пейзатей работать лёжа. Вот как этот со-трудник. А почему всё не так хорошо, как…

  • Слишком много тормозов

    Когда самолёт напрудил лужу. Или у тебя уже совсем не торчит. Тогда самое время сделать ЭТО. Вызвать техника, и пусть он возьмёт в свои грязные руки.…

  • Полны рученьки гавна

    Да, я снова сделал ЭТО. Ну понимаете - жара, говно липнет... Приходится исполнять древний обряд. Помывания ног. Правда, в этот раз…

  • Логика тормоза

    Самолёт - это, по сути, автобус. Пилот - водитель. И техник - такая же пьяная тварь, как ангарный механик. Вечно что-то грязно шурудит. Потому и…