Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Category:

Главный тормоз в кабине Эйрбаса

Наверное, после такого заголовка вы ожидаете от меня очередную тупую шутку про пилотов. Которой мы вместе понимающе посмеёмся.
Но сегодня злобный техник пошутит над вами - вместо анекдота вам опять будет матчасть :)
Однако если вы осилите это произведение, то поймёте, почему в заголовке, как обычно, была совсем не шутка. И кто в кабине Эйрбаса всё же главный тормоз.
20200305_171346




Как вы помните, недавно мы прочитали интересный рассказ про ногогрейки Airbus-320.

И как вы ещё раз помните, закончился он интригующим вопросом про пустой кронштейн возле выхлопа воздушного подогрева.
IMG_5743
Так сейчас я вам расскажу, кто тут есть ху.
А в процессе нам придётся ознакомиться с некоторыми основами торможения колёс Airbus-320. И особенно в части альтернативного его типа.

Итак, надо сказать, что система торможения бывает старая и новая. Начнём, естественно, со старой.
Если говорить не об автоторможении после посадки, и не учитывать вопрос антиюзовой автоматики, а разбираться только в торможении, делаемым пилотами, то надо понимать, что тормозят они ногами. Через педали.
Pedals
То есть, вот эти же самые педали, когда используются для управления рулём направления, движутся в противофазе - когда левая вперёд, то правая назад; и наоборот. При управлении рулём направления педали движутся целиком.
Но если нажать одновременно не на нижнюю часть педалей, а на верхнюю, то верхние части педалей поворачиваются относительно горизонтальной оси, находящейся у них внизу. И тогда это приводит к торможению колёс. Можно тормозить независимо тормозами левой и правой стойки, если хочется.
Педали капитана (CPT) и второго пилота (First Officer) соединены между собой тягами, и все их движения происходят одновременно. Если мы залезем в технический отсек под кабиной, то эти тяги с механизмами педалей хорошо видны:
20200305_170945
(перед самолёта - внизу фотки, слева чёрное - приёмопередатчик погодного локатора)

На схеме видны два агрегата, относящихся к торможению.
Pedals
Это датчик положения тормозных педалей (Brake Pedal Position Transmitter Unit) и главные цилиндры (Master Cylinders).
BPTU используется для основного торможения. То есть, когда всё работает нормально. Тогда тормоза работают от гидросистемы G.
Hydr Norm Braking
Сигналы положения педалей проходят в какие-то электронные потроха, там учитываются скорости колёс, антиюз, и дальше электрические сигналы управляют электрогидравлическими тормозными клапанами, которые и меняют давление гидрожидкости, подходящее в тормоза.
Вот этот чёрненький и есть датчик положения тормозных педалей:
20200305_171524 Hydr FO BPT
Он установлен снизу механизма педалей второго пилота.
Педали капитана в этом месте голы и босы.
20200305_171632 Hydr CPT

Однако не всё всегда идёт так, как хотелось бы.
Поэтому, кроме основного, на A320 есть и система альтернативного торможения. Она работает от гидросистемы Y.
Hydr Alt Braking

Также при отсутствии давления в этой гидросистеме для торможения может использоваться давление аварийного гидроаккумулятора, находящегося в основной нише шасси.
Hydr Accumulator
Этот же гидроаккумулятор используется для стояночного торможения.

Схема альтернативного торможения:
Hydr Schm Full

Если рассмотреть только интересующую нас сегодня её часть,
Hydr Alt Schm
то понятно, что управляющий элемент в этой системе тоже чисто гидравлический.
Этих элементов два - по одному на каждую педаль. Левый цилиндр управляет давлением в тормозах левой амортстойки, а правый цилиндр - правой стойки.
Hydr Artificial Feel

При нажатии педали цилиндр преобразует это усилие в давление гидрожидкости, которое отводится через шланг.
20200305_171539

Дальше это давление по банальным трубкам тянется через пол-самолёта к клапанам в основной нише шасси, где управляет подачей давления в тормоза.
Tubes

Устройство тормозных цилиндров сравнительно простое.
Spring rod

Они являют собой, в сущности, гидроцилиндры с пружинами внутри.
Master cylinder Schm
Пружины нужны для обратной связи пилотам о величине отклонения педалей, и возврата педалей после отпускания.

Понятно, что раз цилиндры заполнены гидрожидкостью, то она должна откуда-то браться. Берётся она из небольшого резервуара.
IMG_5995
Его можно увидеть перед левой педалью второго пилота.
Резервуар содержит небольшой объём гидрожидкости, и по принципу действия похож на резервуар демпфера шимми на амортстойке.
Reservoir Description
Он автономен, ниоткуда не питается.
Внутри имеет полость, заполненную гидрожидкостью. А подпружиненный поршень создаёт в этой полости давление примерно 0,5 атм (на земле).
От него-то и запитываются главные тормозные цилиндры альтернативного торможения.

Если глянуть снизу, от люка техотсека наверх, то можно рассмотреть его на уровне пола кабины.
20200305_171459

20200305_171249

20200226_104258

От него отходит фторопластовая трубочка.
20200226_104308

Она соединена с небольшим корытцем, куда может сливаться излишек гидрожидкости изнутри резервуара при нежданном повышении давления внутри него.
20200226_104338

Снаружи резервуара торчит полупрозрачная трубка с зелёным и красным ободками.
Reservoir Bands

Они показывают количество гидрожидкости внутри резервуара.
Reservoir Color
Когда жидкости станет мало, пружина, поддавливающая её, переместит поршень с его трубкой от зелёного ободка к красному.
20200226_104440
И это значит, что резервуар пора заправить.
Заправка происходит специально обученным приспособлением.
Filling
Оно подсоединяется к обратному клапану снизу резервуара, и жидкость закачивается внутрь него под давлением.
До тех пор, пока поршень не переместится до зелёной отметки.
20200305_171346

Этот-то резервуар и должен находиться на кронштейне, который был сфоткан пустым.
IMG_5987

Почему же его там не было?
20200305_151628
Потому что новая система альтернативного торможения устроена немного иначе.

Она заметно более электрическая.
Elec Sys

И видно, что положение педалей теперь передаётся двумя датчиками - на капитанских и на второпилотских педалях.
BPTU ABCU

Основное торможение всё так же осталось электрическим.
Elec Norm Braking
По сигналам от опять же педалей второго пилота.

А альтернативное торможение происходит по сигналам от датчиков на педалях капитана.
Elec Alt Braking w Antiskid

Elec Schm

Elec Alt Brk wo AntiSkid
Индикатор давления в тормозах на передней центральной приборной доске что-то там показывает при этом.

Добавился новый блок - альтернативного торможения (ABCU).
ABCU

Датчик положения педалей второго пилота:
20200305_150118 Elec FO

И капитана:
20200305_150709 Elec CPT BPT
Да - теперь и капитану выдали свои датчики. Хоть не обидно.

IPC Hydr
Видно, что в отличие от старой системы, в новой на месте главных цилиндров установлены обычные пружинные тяги.
IPC Elec

Они и создают искусственное загружение педалей при пользовании тормозами у F/O:
IMG_5931 Elec FO BPT

И ваш Кэп:
20200305_150353 Elec CPT


Теперь, возвращаясь к главному вопросу сегодняшнего дня, мы с вами можем хором ответить, кто и почему есть главный тормоз Эйрбаса.
Конечно же, это второй пилот. Потому что в старой версии тормозной системы именно к его педалям присоединены и датчик положения тормозных педалей, и основные тормозные цилиндры. А капитан давит на пустые педали.
Да и в новой версии основным торможением управляют именно его педали.
Кстати, на Боинге-737 Классике, как нам уже давно известно, второй может перекрыть первому кислород :)
Так что любите второго пилота - он член экипажа.

как это было?

+ +
62(95.4%)
+
3(4.6%)
-
0(0.0%)

О да!

только Боингом!
13(6.3%)
только поездом!
8(3.9%)
только Эйрбасом!
19(9.2%)
выхухоль!
18(8.7%)
нахухоль!
11(5.3%)
шедевр!
25(12.1%)
позор!
5(2.4%)
шедевр позора!
9(4.4%)
да вы все там офигели, что ли!
9(4.4%)
фрики!
7(3.4%)
да уж...
6(2.9%)
не так я представлял себе кошмар
33(16.0%)
мне же лететь!
18(8.7%)
а вы!..
6(2.9%)
хе-хе :)
19(9.2%)


Tags: a320, матчасть, тормоза
Subscribe

Posts from This Journal “тормоза” Tag

  • Тормоз следующего поколения

    Кто не любит заборы? Правильно - тот, кто купил билет на самолёт. А что нам поможет избежать забора? Как все уже поняли, сегодня мы немножко…

  • Почему не получается секс с классическим тормозом

    А вот почему! Всё из-за его маленькой штучки. И при этом самое главное - не спешить. Дело в том, что... Замена классического тормоза - это…

  • Тормози! - Не тормозится!

    Не всё хорошо в наших шассях, да. Вот и недавнось пилот пожаловался, что его прямо дёргает на рулении. Показания обвиняемого подтвердились и…

  • Кинозарисовка

    Нафоткал миллион интересного, но с этой работкой некогда заняться нетленками. Так что вот вам пока зарисовка - "Замена тормоза". Не…

  • Буксируем Airbus

    В общем, буксировка Airbus-320 с точки зрения пользователя принципиально не отличается от буксировки Boeing-737, которая была уже рассмотрена в…

  • Индикатор давления в тормозах

    Я, конечно, вас всё это время обманывал. Дело в том, что самая простая замена на самолёте - это не обязательно дисплей (а замена всего

  • Тормоз Airbus-320

    И снова в эфире матчасть. Сегодня мы смотрим самолётный тормоз. Тормоза разных самолётов очень похожи друг на друга и в части конструкции отличаются…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 80 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →