Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Category:

Главный тормоз в кабине Эйрбаса

Наверное, после такого заголовка вы ожидаете от меня очередную тупую шутку про пилотов. Которой мы вместе понимающе посмеёмся.
Но сегодня злобный техник пошутит над вами - вместо анекдота вам опять будет матчасть :)
Однако если вы осилите это произведение, то поймёте, почему в заголовке, как обычно, была совсем не шутка. И кто в кабине Эйрбаса всё же главный тормоз.
20200305_171346




Как вы помните, недавно мы прочитали интересный рассказ про ногогрейки Airbus-320.

И как вы ещё раз помните, закончился он интригующим вопросом про пустой кронштейн возле выхлопа воздушного подогрева.
IMG_5743
Так сейчас я вам расскажу, кто тут есть ху.
А в процессе нам придётся ознакомиться с некоторыми основами торможения колёс Airbus-320. И особенно в части альтернативного его типа.

Итак, надо сказать, что система торможения бывает старая и новая. Начнём, естественно, со старой.
Если говорить не об автоторможении после посадки, и не учитывать вопрос антиюзовой автоматики, а разбираться только в торможении, делаемым пилотами, то надо понимать, что тормозят они ногами. Через педали.
Pedals
То есть, вот эти же самые педали, когда используются для управления рулём направления, движутся в противофазе - когда левая вперёд, то правая назад; и наоборот. При управлении рулём направления педали движутся целиком.
Но если нажать одновременно не на нижнюю часть педалей, а на верхнюю, то верхние части педалей поворачиваются относительно горизонтальной оси, находящейся у них внизу. И тогда это приводит к торможению колёс. Можно тормозить независимо тормозами левой и правой стойки, если хочется.
Педали капитана (CPT) и второго пилота (First Officer) соединены между собой тягами, и все их движения происходят одновременно. Если мы залезем в технический отсек под кабиной, то эти тяги с механизмами педалей хорошо видны:
20200305_170945
(перед самолёта - внизу фотки, слева чёрное - приёмопередатчик погодного локатора)

На схеме видны два агрегата, относящихся к торможению.
Pedals
Это датчик положения тормозных педалей (Brake Pedal Position Transmitter Unit) и главные цилиндры (Master Cylinders).
BPTU используется для основного торможения. То есть, когда всё работает нормально. Тогда тормоза работают от гидросистемы G.
Hydr Norm Braking
Сигналы положения педалей проходят в какие-то электронные потроха, там учитываются скорости колёс, антиюз, и дальше электрические сигналы управляют электрогидравлическими тормозными клапанами, которые и меняют давление гидрожидкости, подходящее в тормоза.
Вот этот чёрненький и есть датчик положения тормозных педалей:
20200305_171524 Hydr FO BPT
Он установлен снизу механизма педалей второго пилота.
Педали капитана в этом месте голы и босы.
20200305_171632 Hydr CPT

Однако не всё всегда идёт так, как хотелось бы.
Поэтому, кроме основного, на A320 есть и система альтернативного торможения. Она работает от гидросистемы Y.
Hydr Alt Braking

Также при отсутствии давления в этой гидросистеме для торможения может использоваться давление аварийного гидроаккумулятора, находящегося в основной нише шасси.
Hydr Accumulator
Этот же гидроаккумулятор используется для стояночного торможения.

Схема альтернативного торможения:
Hydr Schm Full

Если рассмотреть только интересующую нас сегодня её часть,
Hydr Alt Schm
то понятно, что управляющий элемент в этой системе тоже чисто гидравлический.
Этих элементов два - по одному на каждую педаль. Левый цилиндр управляет давлением в тормозах левой амортстойки, а правый цилиндр - правой стойки.
Hydr Artificial Feel

При нажатии педали цилиндр преобразует это усилие в давление гидрожидкости, которое отводится через шланг.
20200305_171539

Дальше это давление по банальным трубкам тянется через пол-самолёта к клапанам в основной нише шасси, где управляет подачей давления в тормоза.
Tubes

Устройство тормозных цилиндров сравнительно простое.
Spring rod

Они являют собой, в сущности, гидроцилиндры с пружинами внутри.
Master cylinder Schm
Пружины нужны для обратной связи пилотам о величине отклонения педалей, и возврата педалей после отпускания.

Понятно, что раз цилиндры заполнены гидрожидкостью, то она должна откуда-то браться. Берётся она из небольшого резервуара.
IMG_5995
Его можно увидеть перед левой педалью второго пилота.
Резервуар содержит небольшой объём гидрожидкости, и по принципу действия похож на резервуар демпфера шимми на амортстойке.
Reservoir Description
Он автономен, ниоткуда не питается.
Внутри имеет полость, заполненную гидрожидкостью. А подпружиненный поршень создаёт в этой полости давление примерно 0,5 атм (на земле).
От него-то и запитываются главные тормозные цилиндры альтернативного торможения.

Если глянуть снизу, от люка техотсека наверх, то можно рассмотреть его на уровне пола кабины.
20200305_171459

20200305_171249

20200226_104258

От него отходит фторопластовая трубочка.
20200226_104308

Она соединена с небольшим корытцем, куда может сливаться излишек гидрожидкости изнутри резервуара при нежданном повышении давления внутри него.
20200226_104338

Снаружи резервуара торчит полупрозрачная трубка с зелёным и красным ободками.
Reservoir Bands

Они показывают количество гидрожидкости внутри резервуара.
Reservoir Color
Когда жидкости станет мало, пружина, поддавливающая её, переместит поршень с его трубкой от зелёного ободка к красному.
20200226_104440
И это значит, что резервуар пора заправить.
Заправка происходит специально обученным приспособлением.
Filling
Оно подсоединяется к обратному клапану снизу резервуара, и жидкость закачивается внутрь него под давлением.
До тех пор, пока поршень не переместится до зелёной отметки.
20200305_171346

Этот-то резервуар и должен находиться на кронштейне, который был сфоткан пустым.
IMG_5987

Почему же его там не было?
20200305_151628
Потому что новая система альтернативного торможения устроена немного иначе.

Она заметно более электрическая.
Elec Sys

И видно, что положение педалей теперь передаётся двумя датчиками - на капитанских и на второпилотских педалях.
BPTU ABCU

Основное торможение всё так же осталось электрическим.
Elec Norm Braking
По сигналам от опять же педалей второго пилота.

А альтернативное торможение происходит по сигналам от датчиков на педалях капитана.
Elec Alt Braking w Antiskid

Elec Schm

Elec Alt Brk wo AntiSkid
Индикатор давления в тормозах на передней центральной приборной доске что-то там показывает при этом.

Добавился новый блок - альтернативного торможения (ABCU).
ABCU

Датчик положения педалей второго пилота:
20200305_150118 Elec FO

И капитана:
20200305_150709 Elec CPT BPT
Да - теперь и капитану выдали свои датчики. Хоть не обидно.

IPC Hydr
Видно, что в отличие от старой системы, в новой на месте главных цилиндров установлены обычные пружинные тяги.
IPC Elec

Они и создают искусственное загружение педалей при пользовании тормозами у F/O:
IMG_5931 Elec FO BPT

И ваш Кэп:
20200305_150353 Elec CPT


Теперь, возвращаясь к главному вопросу сегодняшнего дня, мы с вами можем хором ответить, кто и почему есть главный тормоз Эйрбаса.
Конечно же, это второй пилот. Потому что в старой версии тормозной системы именно к его педалям присоединены и датчик положения тормозных педалей, и основные тормозные цилиндры. А капитан давит на пустые педали.
Да и в новой версии основным торможением управляют именно его педали.
Кстати, на Боинге-737 Классике, как нам уже давно известно, второй может перекрыть первому кислород :)
Так что любите второго пилота - он член экипажа.

как это было?

+ +
62(95.4%)
+
3(4.6%)
-
0(0.0%)

О да!

только Боингом!
13(6.3%)
только поездом!
8(3.9%)
только Эйрбасом!
19(9.2%)
выхухоль!
18(8.7%)
нахухоль!
11(5.3%)
шедевр!
25(12.1%)
позор!
5(2.4%)
шедевр позора!
9(4.4%)
да вы все там офигели, что ли!
9(4.4%)
фрики!
7(3.4%)
да уж...
6(2.9%)
не так я представлял себе кошмар
33(16.0%)
мне же лететь!
18(8.7%)
а вы!..
6(2.9%)
хе-хе :)
19(9.2%)


Tags: a320, матчасть, тормоза
Subscribe

Posts from This Journal “тормоза” Tag

  • Тормоз следующего поколения

    Кто не любит заборы? Правильно - тот, кто купил билет на самолёт. А что нам поможет избежать забора? Как все уже поняли, сегодня мы немножко…

  • Почему не получается секс с классическим тормозом

    А вот почему! Всё из-за его маленькой штучки. И при этом самое главное - не спешить. Дело в том, что... Замена классического тормоза - это…

  • Тормози! - Не тормозится!

    Не всё хорошо в наших шассях, да. Вот и недавнось пилот пожаловался, что его прямо дёргает на рулении. Показания обвиняемого подтвердились и…

  • Кинозарисовка

    Нафоткал миллион интересного, но с этой работкой некогда заняться нетленками. Так что вот вам пока зарисовка - "Замена тормоза". Не…

  • Буксируем Airbus

    В общем, буксировка Airbus-320 с точки зрения пользователя принципиально не отличается от буксировки Boeing-737, которая была уже рассмотрена в…

  • Индикатор давления в тормозах

    Я, конечно, вас всё это время обманывал. Дело в том, что самая простая замена на самолёте - это не обязательно дисплей (а замена всего

  • Тормоз Airbus-320

    И снова в эфире матчасть. Сегодня мы смотрим самолётный тормоз. Тормоза разных самолётов очень похожи друг на друга и в части конструкции отличаются…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 80 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “тормоза” Tag

  • Тормоз следующего поколения

    Кто не любит заборы? Правильно - тот, кто купил билет на самолёт. А что нам поможет избежать забора? Как все уже поняли, сегодня мы немножко…

  • Почему не получается секс с классическим тормозом

    А вот почему! Всё из-за его маленькой штучки. И при этом самое главное - не спешить. Дело в том, что... Замена классического тормоза - это…

  • Тормози! - Не тормозится!

    Не всё хорошо в наших шассях, да. Вот и недавнось пилот пожаловался, что его прямо дёргает на рулении. Показания обвиняемого подтвердились и…

  • Кинозарисовка

    Нафоткал миллион интересного, но с этой работкой некогда заняться нетленками. Так что вот вам пока зарисовка - "Замена тормоза". Не…

  • Буксируем Airbus

    В общем, буксировка Airbus-320 с точки зрения пользователя принципиально не отличается от буксировки Boeing-737, которая была уже рассмотрена в…

  • Индикатор давления в тормозах

    Я, конечно, вас всё это время обманывал. Дело в том, что самая простая замена на самолёте - это не обязательно дисплей (а замена всего

  • Тормоз Airbus-320

    И снова в эфире матчасть. Сегодня мы смотрим самолётный тормоз. Тормоза разных самолётов очень похожи друг на друга и в части конструкции отличаются…