Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Categories:

Нюанс с резинкой

Пилоты - странные люди. То им в землю не хочется раньше пенсии, а то лень выглянуть лишний раз в окно, чтобы уклониться от свистящего прямо в лоб 747-го Боинга, 380-го Эйрбаса, или даже 1011-го по счёту Локхида. Шоб я так жил.
20200119_130400

Ну вот. А эти гадские коньструктуры им потакают! И вкорячивают в самолёт так, что оно потом еле взлетает. Скребя по полу.



И одно из тех излишеств называется TCAS. Система предупреждения столкновений самолётов в воздухе.
Как давно понятно, я тут не для учёбы. Поэтому всех подробностей не скажу. Ибо не знаю.
Все подробности вам расскажут в AMM. А я просто покажу немного матчасти, и под конец традиционно немного поржём над нюансами.

Итак, TCAS. Traffic Collision Avoidance System.
Система обеспечивает обнаружение других самолётов, угрожающих своим движением помешать или столкнуться с нашим.
Работает в обозначеных зонах:
Areas
Получает от других близлетящих самолётов некоторые параметры их полёта, вычисляет степень опасности, на основании имеющихся и полученных данных принимает решение о расхождении, и выдаёт сигналы пилотам о помехах и необходимых действиях по избежанию.


Участвующие компоненты в кабине и тех. отсеке:
Location

В кабине использованы прежде всего дисплеи. На навигационном показываются отметки положения нарушителей спокойствия с обозначениями их превышения/принижения относительно нас, и набора/снижения.
ND
Есть ещё метки на основном пилотажном приборе (авиагоризонте), но это не интересно.

Если надо выполнять манёвр, система заранее орёт человеческим голосом - снижаться, или набирать.
Разные параметры варьируют от версии TCAS.

На центральном пульте присутствует панель управления, совмещённая с ответчиком.
TCAS Intro
В авионическом отсеке живёт ейный блок.
А сверху и снизу самолёта - по одной направленной антенне.
Antennas location

Блок TCAS находится в основном авионическом отсеке, на верхней передней полке, крайний справа.
20200119_083439

Сзади у его провода. И кабели к антеннам.
20200119_083132

Крепится стандартно - двумя барашками.
20200119_083048

На передней панели есть более или менее удобная система тестирования.
20200127_190747

Самая простая - вот такая, со светодиодами:
20200127_190957
Нажимаешь кнопку теста, и если горит зелёное, то всё хорошо - система не нашла дефектов.
Если есть проблемы, то загорается светодиод соответствующего дефектного узла.

Бывает система посложнее - с менюшками и буквами.
20180812_024849

С заду все блоки TCAS похожи.
20200127_190900
Между окнами разъёмов видны три круглых гнезда, расположенных треугольником. Там под разными углами размещены пластины. Это - ключ. Чтобы неподходящий блок невозможно было вставить.

Антенные разъёмы.
20200127_190922
На каждую антенну приходят по четыре кабеля.
Судя по описанию, антенны не простые, а имеют внутри как минимум предусилитель. Питается он по тем же антенным кабелям.
20200119_130333

Кабели коаксиальные. Цветная маркировка позволяет техникам ещё и тут перепутать кабели с разъёмами.
20200119_130400

Нижняя антенна находится в самых условиях - сразу сзади передней ноги.
20200119_082920

Поэтому на неё летит всё говно из-под колёс, да ещё и льётся вода при сливе водяной системы.

Отлично придумано.

Поэтому, несмотря даже на сверхсовременный буртик, именно нижняя антенна чаще всего отказывает.
20200119_082914
Иногда для временного возврата в строй можно её прогреть и просушить тёплым воздухом.
Но обычно этого хватает ненадолго, и вскоре её всё равно приходится менять.
Меняется она несложно - надо лишь открутить четыре винта, рассоединить разъёмы, и вертать всё в зад.
20200119_130444

И вот тут есть интересный нюанс.
Эта антенна может уплотняться к поверхности фюзеляжа резиновым колечком, устанавливаемым в проточку её металлического корпуса:
20200119_130400

Antenna with sealant

В таком случае AMM предписывает герметизировать периметр антенны. Нанося герметик снаружи на щель между антенной и фюзеляжем.
Sealant Application

Но есть способ лучше!
Примерно такая вот прокладка устанавливается подо всю поверхность антенны.
20200119_082845

Резиновое колечко тогда не нужно.
Antenna with gasket

А самое главное - НЕЛЬЗЯ наносить герметик!
Sealant Caution
Потому что он будет препятствовать вытеканию воды, попавшей под антенну.
Смотри не перепутай, Кутузов!

как это было?

+ +
59(96.7%)
+
2(3.3%)
-
0(0.0%)

и теперь...

не перепутаю!
40(23.7%)
век воли не видать!
14(8.3%)
только Боингом!
11(6.5%)
только Эйрбасом!
11(6.5%)
только поездом!
5(3.0%)
а-а-ааааа!!!!
18(10.7%)
так вот почему он потом упал...
27(16.0%)
да уж...
12(7.1%)
нафиг-нафиг эту вашу авияцию
9(5.3%)
хе-хе :)
22(13.0%)



Tags: b737ng, матчасть, навигация
Subscribe

Posts from This Journal “навигация” Tag

  • Я измеряю TCAS

    Для разминки сегодня будет немного баянисто. Все мы знаете, что про систему предупреждения столкновений в воздухе на Boeing-737 NG я уже…

  • Авиакатастрофа в Иране

    Украинский самолёт упал вскоре после взлёта из Тегерана. Разумеется, выводы делать пока рано. Но на основании известной информации я напишу…

  • F/O PFD INOP

    Передёргивал DU. Ресетил DMC и PFD. Не помогло. Выпустил по MELу. Без одного можно. А про столик и подножки написано тут:…

  • Неправильный GPS

    Наш человек меняет модуль GPS. Вот так выглядит этот модуль: А почему он неправильный? Потому что стоит в салоне. А сейчас GPS обычно…

  • Радиовысотный трах

    Если вам надо хорошенько потрахаться, но вы хотите делать это не на улице, то представляем вам чудесный инновационный способ. Это замена кабелей…

  • Катастрофа Boeing-737 MAX - что не так?

    Итак, упал первый Boeing-737 новейшей модификации -MAX. Погибло 189 человек. Всего через полтора года после первых поставок, что, с учётом…

  • Замена блока погодного локатора

    И случилось так, что локатор её падох! А без локатора ей летать можно только без погоды, что в наших условиях означает ха-ха, и к забору. Потому…

  • А радар-то - пластмассовый!

    Вот так выглядит обтекатель локатора, если ему выбить краски. Легко заметно, что он суть стеклопластик. Да ещё и сотовый. Устранение…

  • Голая автопилотка

    Однажды чёрной-чёрной ночью... На тёмном-тёмном самолёте... У синего-синего пилота... ОТВАЛИЛАСЬ КНОПКА!!! На панели-панели автопилота. (ну, не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 103 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “навигация” Tag

  • Я измеряю TCAS

    Для разминки сегодня будет немного баянисто. Все мы знаете, что про систему предупреждения столкновений в воздухе на Boeing-737 NG я уже…

  • Авиакатастрофа в Иране

    Украинский самолёт упал вскоре после взлёта из Тегерана. Разумеется, выводы делать пока рано. Но на основании известной информации я напишу…

  • F/O PFD INOP

    Передёргивал DU. Ресетил DMC и PFD. Не помогло. Выпустил по MELу. Без одного можно. А про столик и подножки написано тут:…

  • Неправильный GPS

    Наш человек меняет модуль GPS. Вот так выглядит этот модуль: А почему он неправильный? Потому что стоит в салоне. А сейчас GPS обычно…

  • Радиовысотный трах

    Если вам надо хорошенько потрахаться, но вы хотите делать это не на улице, то представляем вам чудесный инновационный способ. Это замена кабелей…

  • Катастрофа Boeing-737 MAX - что не так?

    Итак, упал первый Boeing-737 новейшей модификации -MAX. Погибло 189 человек. Всего через полтора года после первых поставок, что, с учётом…

  • Замена блока погодного локатора

    И случилось так, что локатор её падох! А без локатора ей летать можно только без погоды, что в наших условиях означает ха-ха, и к забору. Потому…

  • А радар-то - пластмассовый!

    Вот так выглядит обтекатель локатора, если ему выбить краски. Легко заметно, что он суть стеклопластик. Да ещё и сотовый. Устранение…

  • Голая автопилотка

    Однажды чёрной-чёрной ночью... На тёмном-тёмном самолёте... У синего-синего пилота... ОТВАЛИЛАСЬ КНОПКА!!! На панели-панели автопилота. (ну, не…