Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Categories:

Нюанс с резинкой

Пилоты - странные люди. То им в землю не хочется раньше пенсии, а то лень выглянуть лишний раз в окно, чтобы уклониться от свистящего прямо в лоб 747-го Боинга, 380-го Эйрбаса, или даже 1011-го по счёту Локхида. Шоб я так жил.
20200119_130400

Ну вот. А эти гадские коньструктуры им потакают! И вкорячивают в самолёт так, что оно потом еле взлетает. Скребя по полу.



И одно из тех излишеств называется TCAS. Система предупреждения столкновений самолётов в воздухе.
Как давно понятно, я тут не для учёбы. Поэтому всех подробностей не скажу. Ибо не знаю.
Все подробности вам расскажут в AMM. А я просто покажу немного матчасти, и под конец традиционно немного поржём над нюансами.

Итак, TCAS. Traffic Collision Avoidance System.
Система обеспечивает обнаружение других самолётов, угрожающих своим движением помешать или столкнуться с нашим.
Работает в обозначеных зонах:
Areas
Получает от других близлетящих самолётов некоторые параметры их полёта, вычисляет степень опасности, на основании имеющихся и полученных данных принимает решение о расхождении, и выдаёт сигналы пилотам о помехах и необходимых действиях по избежанию.


Участвующие компоненты в кабине и тех. отсеке:
Location

В кабине использованы прежде всего дисплеи. На навигационном показываются отметки положения нарушителей спокойствия с обозначениями их превышения/принижения относительно нас, и набора/снижения.
ND
Есть ещё метки на основном пилотажном приборе (авиагоризонте), но это не интересно.

Если надо выполнять манёвр, система заранее орёт человеческим голосом - снижаться, или набирать.
Разные параметры варьируют от версии TCAS.

На центральном пульте присутствует панель управления, совмещённая с ответчиком.
TCAS Intro
В авионическом отсеке живёт ейный блок.
А сверху и снизу самолёта - по одной направленной антенне.
Antennas location

Блок TCAS находится в основном авионическом отсеке, на верхней передней полке, крайний справа.
20200119_083439

Сзади у его провода. И кабели к антеннам.
20200119_083132

Крепится стандартно - двумя барашками.
20200119_083048

На передней панели есть более или менее удобная система тестирования.
20200127_190747

Самая простая - вот такая, со светодиодами:
20200127_190957
Нажимаешь кнопку теста, и если горит зелёное, то всё хорошо - система не нашла дефектов.
Если есть проблемы, то загорается светодиод соответствующего дефектного узла.

Бывает система посложнее - с менюшками и буквами.
20180812_024849

С заду все блоки TCAS похожи.
20200127_190900
Между окнами разъёмов видны три круглых гнезда, расположенных треугольником. Там под разными углами размещены пластины. Это - ключ. Чтобы неподходящий блок невозможно было вставить.

Антенные разъёмы.
20200127_190922
На каждую антенну приходят по четыре кабеля.
Судя по описанию, антенны не простые, а имеют внутри как минимум предусилитель. Питается он по тем же антенным кабелям.
20200119_130333

Кабели коаксиальные. Цветная маркировка позволяет техникам ещё и тут перепутать кабели с разъёмами.
20200119_130400

Нижняя антенна находится в самых условиях - сразу сзади передней ноги.
20200119_082920

Поэтому на неё летит всё говно из-под колёс, да ещё и льётся вода при сливе водяной системы.

Отлично придумано.

Поэтому, несмотря даже на сверхсовременный буртик, именно нижняя антенна чаще всего отказывает.
20200119_082914
Иногда для временного возврата в строй можно её прогреть и просушить тёплым воздухом.
Но обычно этого хватает ненадолго, и вскоре её всё равно приходится менять.
Меняется она несложно - надо лишь открутить четыре винта, рассоединить разъёмы, и вертать всё в зад.
20200119_130444

И вот тут есть интересный нюанс.
Эта антенна может уплотняться к поверхности фюзеляжа резиновым колечком, устанавливаемым в проточку её металлического корпуса:
20200119_130400

Antenna with sealant

В таком случае AMM предписывает герметизировать периметр антенны. Нанося герметик снаружи на щель между антенной и фюзеляжем.
Sealant Application

Но есть способ лучше!
Примерно такая вот прокладка устанавливается подо всю поверхность антенны.
20200119_082845

Резиновое колечко тогда не нужно.
Antenna with gasket

А самое главное - НЕЛЬЗЯ наносить герметик!
Sealant Caution
Потому что он будет препятствовать вытеканию воды, попавшей под антенну.
Смотри не перепутай, Кутузов!

как это было?

+ +
59(96.7%)
+
2(3.3%)
-
0(0.0%)

и теперь...

не перепутаю!
40(23.8%)
век воли не видать!
14(8.3%)
только Боингом!
11(6.5%)
только Эйрбасом!
11(6.5%)
только поездом!
5(3.0%)
а-а-ааааа!!!!
18(10.7%)
так вот почему он потом упал...
27(16.1%)
да уж...
12(7.1%)
нафиг-нафиг эту вашу авияцию
8(4.8%)
хе-хе :)
22(13.1%)



Tags: b737ng, матчасть, навигация
Subscribe

Posts from This Journal “навигация” Tag

  • Я измеряю TCAS

    Для разминки сегодня будет немного баянисто. Все мы знаете, что про систему предупреждения столкновений в воздухе на Boeing-737 NG я уже…

  • Авиакатастрофа в Иране

    Украинский самолёт упал вскоре после взлёта из Тегерана. Разумеется, выводы делать пока рано. Но на основании известной информации я напишу…

  • F/O PFD INOP

    Передёргивал DU. Ресетил DMC и PFD. Не помогло. Выпустил по MELу. Без одного можно. А про столик и подножки написано тут:…

  • Неправильный GPS

    Наш человек меняет модуль GPS. Вот так выглядит этот модуль: А почему он неправильный? Потому что стоит в салоне. А сейчас GPS обычно…

  • Радиовысотный трах

    Если вам надо хорошенько потрахаться, но вы хотите делать это не на улице, то представляем вам чудесный инновационный способ. Это замена кабелей…

  • Катастрофа Boeing-737 MAX - что не так?

    Итак, упал первый Boeing-737 новейшей модификации -MAX. Погибло 189 человек. Всего через полтора года после первых поставок, что, с учётом…

  • Замена блока погодного локатора

    И случилось так, что локатор её падох! А без локатора ей летать можно только без погоды, что в наших условиях означает ха-ха, и к забору. Потому…

  • А радар-то - пластмассовый!

    Вот так выглядит обтекатель локатора, если ему выбить краски. Легко заметно, что он суть стеклопластик. Да ещё и сотовый. Устранение…

  • Голая автопилотка

    Однажды чёрной-чёрной ночью... На тёмном-тёмном самолёте... У синего-синего пилота... ОТВАЛИЛАСЬ КНОПКА!!! На панели-панели автопилота. (ну, не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 103 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →