Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Categories:

Встреча на ФСОСе - про тёплый грязный керосин

И сложилися звьозды. Так, что наш издевательско-образовательный курс доковылял-таки до тёплой темы. И это совпало с заранее запасёнными фотками замены топливного фильтра двигателя. Случилась реакция, и получился результат в виде этого поста.
Значит, сегодня мы немножко углубим и расширим звания по системе подогрева топлива авиадвигателя IAE V2500.
IMG_20140428_150248_359




Начали мы систему управления подогревом, сами того не зная, в очень прошлом посте про ACOC - регулируемый воздухо-воздушный радиатор. А продолжим сегодня, изучив его братика FCOC - Fuel Cooled Oil Cooler (или ТМР = Топливо-Масляный Радиатор).

Как и принято в великой литературе, начнём мы издалека - с события, не имеющего видимого отношения к теме.
Прилетел как-то самолёт с пилотом.
Да. Махал он крыльями и писал в журнал. Выводил орально и графично.
Что прямо в полёте. Без объявления войны. Загорелося у его на дисплее сообщение "фильтр засорён".
Filter Clogged ECAM
Ну, и как обычно - "сделайте что-нибудь прямо щас".
Мы, естественно, полезли в документацию.
TSM
И первым пунктом там значится замена фильтра.
Но так как совсем недавно мы обсуждали охлаждение масла, то заодно с заменой фильтра расскажу и про подогрев топлива.

Как вы помните из прошлого поста, главным охладителем масла в двигателе V2500 является подогреватель об него топлива.
Происходит оно вот в этом агрегате - FCOC:
20200325_191924 e

Большая металлическая байда его висит прямо над маслобаком.
20200325_191920

Пишут, что в верхней части него есть большая ёмкость, через которую протекает масло, нагнетаемое из бака маслонасосом.
Location
Отметим ещё, что снизу агрегата имеется топливный фильтр. А сзади по полёту - загадочный клапан возврата топлива FDRv.

Через эту маслоёмкость проложены примерно семьсот тонких металлических трубочек.
Description

Через которые навстречу потоку масла движется топливо.
FCOC Schematic

И здесь мы обратимся ко встрече масляной и топливной систем.
Вот так выглядит упрощённая схема топливной системы двигателя V2500:
Fuel Feed
Топливо поступает в двигатель при нормальной работе нагнетаемое насосами крыльевого бака; а при их отказе - самотёком. Через пожарный кран в крыле, управляемый переключателем запуска двигателя и кнопкой отсечения при пожаре.
Далее оно нагнетается двигательным насосом низкого давления через FCOC, где подогревается маслом, к насосу высокого давления (на выходе до 94 атм), откуда через регулятор проходит к форсункам камеры сгорания.
Если развернуть схему другой стороной, то становится видно вверху управление воздушной заслонкой ACOC, происходящее по сигналам из блока управления двигателем EEC.
FDR Vlv
А также внизу некоторые детали системы управления температурой. Эта система управляет температурой масла в IDG (приводе электрического генератора), масла в двигателе и топлива в двигателе. Всё это управление происходит с помощью клапана перенаправления и возврата топлива в крыльевой бак - FDRv. Он меняет потоки топлива через различные топливо-масляные радиаторы по сигналам из электронного блока управления двигателем.
Клапан имеет смешную схему.
FDRv Schematic

И прикреплён сзади по полёту на корпусе FCOC.
FDRv Lines

Вот в таком аксепте:
20200325_152127 FDRv

По документации, у него есть пять режимов работы. Но мне это не интересно, а значит, и вам тоже :)
Лучше займёмся интересной работой - заменой фильтра.
Fuel Filter

Топливный фильтр находится в горизонтальном колодце внизу FCOC.
Filter Replacement

Степень его загрязнения определяется по перепаду давления, образующемуся при протекании через него топлива.
Clog Sw
Этот перепад воспринимается сигнализатором давления, находящемся там же на корпусе FCOC. При перепаде 0,33 атм он срабатывает, и выдаёт сигнал в систему сбора данных самолётных систем. Откуда в конечном итоге вылезет сообщением на дисплей в кабине пилотов. При перепаде 1,17 атм открывается клапан, шунтирующий фильтр, и неочищенный керос радостно устремляется в двигатель, забивая там все оставшиеся тонкие каналы нежной топливной аппаратуры.
Поэтому очень важно при появлении сигнала именно заменить фильтр!

Для замены надо сначала слить топливо из FCOC. Для этого выкручиваем заглушку снизу корпуса фильтра.
IMG_20140428_144942_291
И сливаем керос в заботливо припасённую бутыль.

Затем откручиваем гайки со шпилек крепления крышки фильтра.
IMG_20140428_133307_642

Вынимаем старый фильтр.
IMG_20140428_150230_501

И на его место забиваем молотком новый.
Притягиваем крышку до характерного авиационного хруста.
IMG_20140428_135738_783

Летите, голуби.
Ну и говна же у вас там внутрях...
IMG_20140428_150238_397

IMG_20140428_150248_359

Вот так встретились масло с топливом, а мы сделали самолёт немного чище.

как это было?

+ +
51(96.2%)
+
2(3.8%)
-
0(0.0%)

и теперь...

слава богу, карантин!
24(16.1%)
только поездом!
9(6.0%)
в наш советский колумбарий
5(3.4%)
только Боинг!
13(8.7%)
всё же Эйрбас
10(6.7%)
Ан-2 и то чище
27(18.1%)
спасибо, поржал
10(6.7%)
пешком, ёма
6(4.0%)
сто метров до мусорки
12(8.1%)
там и сиди
7(4.7%)
это какой-то позор
4(2.7%)
да уж...
6(4.0%)
хе-хе :)
16(10.7%)


Tags: a320, v2500, двигатель, маслосистема, матчасть, топливная система
Subscribe

Posts from This Journal “двигатель” Tag

  • Те же яйцы, вид сверху

    Справа, в красной штриховке, - крышка колодца централизованой заправки топливом. У нас эта система пока не работает. Уже несколько лет. Как…

  • Пин ы

    А это - новые пины для заглушек. Поставили. Не пытайтесь делать это дома.

  • Как звучит двигатель

    Сходил к движку. Малый газ, проверка герметичности после замены маслофильтра и контроля магнитных пробок. Тут интересно, что сзади и спереди…

  • Двенадцать

    И всё-таки я офигеваю с двигателей большой двухконтурности. Как-то техническое совершенство и смотрится классно. Подсказываю…

  • Широкий угол

    Сзади растёт, как понятно, труба сообщения с атмосферой масляных полостей.

  • У меня месячные! Ура!

    Итак, наконец они наступили - месячные работы на стоящем самолёте. Когда самолёт стоит долго, то можно работы делать не спеша. Каждый в таком…

  • A COC?

    Иии пока весь мир радуется новым шуткам про коронавирус, мы продолжим изучать дырочки в двигателе. Когда вы проходите справа авиадвигателя…

  • Мат. часть

    И снова здравствуйте, мои маленькие аэрофобы. Сегодня у вас ровно на одну причину меньше чесать свои аэрофобные РЖД. Потому что трёхнедельное…

  • Вентиляторный штукатур

    Здравствуйте, друзья! Тьфу ты, бля. Совсем одичал тут с вашими Ютубами. Привет, чиксы и паксы! Сегодня будет рассказ об очередном рукожопстве на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 66 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →