Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Categories:

Дана команда гадить в отсеки!

Ну да, я опять немного соврал. Про увазёкался в зелёном гавне.
Полностью в нём можно увазёкаться лишь при смазке шасси на Боинге-737 Классике.
А когда мажешь привод стабилизатора на Эйрбасе-320, то себя ляпаешь на полшишечки - всего лишь половину тавотницы.
20200518_180227




А начиналось всё как обычно - от компании пришла работа по проверке привода стабилизатора.
WO

После лицевого листа задания идут несколько листов собственно технологии работы - проверки зазоров, и осмотров привода стабилизатора.
WO Page
С рисунками и ссылками на документацию.
В крайних справа вертикальных графах каждый исполнитель удостоверяет проведённые работы личной печатью.

Однако прежде чем начинать работу, мне придётся вам объяснить хотя бы в самых общих чертах про устройство системы перемещения стабилизатора на самолётах семейства Airbus-320. Зачем вообще нужен стабилизатор, я уже рассказывал в применении к Boeing-737.

Управление тангажом (это нос вверх-вниз) на A320 делается четырьмя компьютерами и одним тросом. Руль высоты мы сегодня не трогаем, так как основная тема - это перестановка стабилизатора.
Pitch Controls
Сигналы от автопилота или ручки управления креном и тангажом подаются на два ELAC (компьютеры управления элеронами и рулями высоты) и два SEC (компьютеры управления спойлерами и элеронами).
В приводе стабилизатора есть три электромотора, причём работает всегда лишь один из них. Каждый электромотор управляется своим компьютером (ELAC или SEC). При неисправности управление переключается на следующий электромотор и, соответственно, им управляет уже следующий компьютер.
Эти электромоторы управляют двумя гидромоторами, питающимися от гидросистем Green и Yellow. И вот уже эти моторы приводят червячный винт, меняющий наклон стабилизатора на пикирование или кабрирование.
На крайний случай есть механический привод. Как вы знаете, на A320 есть всего три троса - аварийный выпуск шасси, управление рулём направления, и вот этот - перестановка стабилизатора. Этот трос постоянно связывает привод стабилизатора с колёсами в кабине на центральном пульте. При нормальной работе системы перемещение стабилизатора видно по вращению этих колёс. При отказе всех штатных управлений стабилизатором вращением кабинных колёс можно его переместить чисто механически.

Схема привода не скажет вам ничего ровно так же, как и мне.
THS Schematic

Однако хватит учиться плохому на тёплом сухом диване. Пора лезть под холодный дождь работу работать.
Ставим стремянку к уже известному нам скворечнику.
20200518_173738

Открываем лючок.
20200518_173758

Влезаем туда.
20200518_174006

И осматриваемся (включите субтитры, если ещё не ).


Здесь мы будем мерять зазоры, осматривать привод, и смазывать его.
Для смазки, как понятно, уже давно заправлены в планшеты космические карты приготовлен грязевой пистолет (Grease Gun) с зелёным гавном.


В процессе нам придётся много прыгать из отсека в кабину и обратно. Хорошая зарядка. С гимнастикой.

Для начала осмотра надо перевести стабилизатор в положение Nose Up до упора.
Для этого в кабине кнопкой на потолочной панели включаем электрический насос гидросистемы Y. Он через PTU запитает также систему G.
20200518_174636

Теперь колесом возле рукояток управления двигателями
20200518_174601
крутим в направлении Nose Up.
20200518_174607

За перемещением стабилизатора смотрим по нижнему дисплею ECAM на средней приборной доске.
20200518_174737
Предельный угол на кабрирование получается чуть больше 13 градусов.
Минус перед числом показывает, что передняя кромка стабилизатора наклонена вперёд. Так и должно быть, ведь для задирания носа самолёта надо создать на хвосте отрицательную подъёмную силу.
Это можно видеть и вживую:
20200518_175217
Стабилизатор в крайнем нижнем положении. Даже открылись окна по бокам фюзеляжа, обычно закрытые обтекателями.
Теперь отключаем электрический насос гидросистемы, и вынимаем автоматы защиты по электропитанию систем перемещения стабилизатора.
На потолочной панели.
20200518_174921

И на задней панели АЗС.
20200518_174900
Таким образом обесточиваем систему для безопасной работы.

Опять прыгаем в скворечник.
20200518_182223

Привод стабилизатора переместил его в нижнее положение.
20200518_175754
Как видим, в отличие от Boeing-737, тут привод крепится к верхнему кронштейну фюзеляжа, а не к нижнему.

Уже знакомые нам аварийные накопители - параметрический и речевой.
20200518_175814

Собственно привод:
20200518_175829

Видно масломерное стекло:
20200518_180253
Это норма!

И вот теперь начинаем собственно работу.
Clearance
Проверить зазоры между корпусом нижнего узла и гайкой (не менее 0,6 мм).

20200518_180227

Щуп лезет.
20200518_180616
Физический смысл этой проверки, видимо, в том, что если гайка червяка повреждена (или изношена), то стабилизатор будет удерживаться запасным путём - через упор в корпус нижнего узла. И в таком случае привод надо менять.
В нашем случае зазоры есть, поэтому выполняем следующую проверку.

Осмотреть правильность установки и целостность компонентов валов.
Installation Schematic

Вроде все на месте.
20200518_180158

Обратить внимание на правильное положение болтов - гайками наружу.
Installation
Если нет, то зазор до конструкции должен быть не менее 3 мм.

В нашем случае всё установлено правильно.
20200518_180230

Следующее измерение зазоров:
Clearance 2
Между контровочной шайбой и ухом привода.
20200518_181657

Зазор не менее 0,5 мм имеется.
20200518_181643

Если с зазорами всё в порядке, переходим к вводным процедурам.

Протереть червяк.
20200518_182102
И осмотреть на вмятины и износ.
Всё в норме.

И теперь остаётся самое приятное - измазать всё этим зелёным гавном.
Lubrication 1

Как видим, надо шприцевать в среднем положении привода до тех пор, пока из нижнего узла не попрёт смазка через верхнее или нижнее уплотнение червяка; а лучше - через специально обученное отверстие.
Fig

Поэтому мы снова прёмся в кабину, перемещаем стабилизатор в среднее положение, потом взлетаем в скворечник, шприцуем привод...
20200518_180221
Через маслёнку.
Пока оно не лезет вообще отовсюду.
20200518_185029

А потом надо переместить стабилизатор в противоположное положение, и сделать полный цикл перекладки до другого крайнего положения, и в ноль.
Lubrication 2
И снова смазать.

Перекладываем на пикирование.
20200518_183127

Передняя кромка задрана.
20200518_184300

И снова в середину.

Шприцуем до говна по всему отсеку.
20200518_183525

И только теперь наслаждаемся великолепным ровным слоем смазки на всём винте.
20200518_185043

Подтираем за собой радость.

Пора на выход. Продолжать спать.
20200518_180103

А, ещё наряд оформить.
И вот так вот у нас тут всё.

как это было?

+ +
75(96.2%)
+
3(3.8%)
-
0(0.0%)

и теперь...

убейте меня, я больше не могу!
17(8.2%)
залейте меня водкой!
20(9.6%)
только тогда полечу
17(8.2%)
Боингом!
10(4.8%)
Эйрбасом!
21(10.1%)
только поездом!
8(3.8%)
пешком
5(2.4%)
бегите, глупцы!
10(4.8%)
это какой-то позор
6(2.9%)
я впечатлён
47(22.6%)
а я вообще офигел!
25(12.0%)
да уж...
8(3.8%)
хе-хе :)
14(6.7%)


Tags: a320, ТО, матчасть, управление
Subscribe

Posts from This Journal “управление” Tag

  • Опять двадцать семь

    Помните годишной давности писию? Так вот недавно ночью попёрло опять такой же менять. Самолёто прилетело, а оттуда тече. Кстати, самолёт…

  • Главный сенсор Боинга

    Знакомьтесь: это - главный сенсор Боинга-737. Делко в том, что именно таких сенсоров на этом самолёте - просто море. Вы можете их увидеть…

  • Потекло

    А помните, я вам про Крюгера рассказывал? Так вот - и оно потекло! Истинно говорю - только поездом!

  • Механический компьютер Боинга-737 следующего поколения

    В предыдущем посте мы слегка затронули тему "компьютера" загружателя руля высоты. Сегодня я немного покажу, как оно вообще выглядит.…

  • Катастрофа Boeing-737 MAX - что не так?

    Итак, упал первый Boeing-737 новейшей модификации -MAX. Погибло 189 человек. Всего через полтора года после первых поставок, что, с учётом…

  • Прокладка течёт под крылышком

    И сегодня мы наконец узнаем, как устранить такую нежелательную течь. Как все мы помним, прямо на заднем лонжероне крыла уютно устроились…

  • Писию

    Сегодня расскажу про замену гидропривода элеронов на Boeing-737 Classic. Элерон - это небольшая отклоняемая поверхность сзади крыла, ближе к…

  • Привод стабилизатора Boeing-737

    Вот, казалось бы - ты такой здатый пелот. Летишь себе. Борешь стихию, бессмысленно рога болтаешь туда-сюда, стюр щупаешь, спишь досыта, все дела.…

  • Износа псто

    "Щекочу нервы. Дорого". Пилот Боинга-737, писавший в бортжурнал замечание, что самолёт трясёт после взлёта, видимо, именно так представлял…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 120 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →