Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Category:

Спойлерим по-быстрому

А всё началось с этого!
20200627_151717




Как видим, на агрегатике наличествует уже знакомый нам шланг для временного ремонта дырявых трубок.
А ведь так и есть - кто-то когда-то поставил этот шланг для устранения течи вместо дефектной трубки, и заказал штатную трубку. И вот теперь она пришла, и нам надо её поставить.
20200627_153356

Но так как без полного ликбеза вы мне всё равно спать не дадите, то придётся вам рассказать, кто тут есть ху.

Итак: агрегатина эта есть актюатор спойлера номер пять. То есть, его гидропривод.
Как вам уже должно быть известно, спойлеры - это такие щитки на верхней поверхности крыла, ближе назад, к закрылкам. Они могут подниматься.
При поднятии спойлер сильно нарушает обтекание крыла, и тем самым уничтожает его подъёмную силу. Это может быть нужно для быстрого снижения самолёта, его крена, или осаживания после посадки для улучшения сцепления колёс с посадочной полосой.
В документации самолёта спойлеры относятся к разделу 27 - Управление. А так это часть механизации крыла.
Flight Controls

Спойлеров на самолёте Boeing-737 поколения CLassic - десять всего, или девять по номерам. Как так? :))
Spoilers
Дело в том, что считаются спойлеры тут слева направо, оба крыла подряд. И начинается счёт с крайнего внешнего спойлера левого крыла, с номером ноль.
А сегодняшняя работа у нас будет на спойлере 5, то есть на внутреннем Ground спойлере правого крыла.
Спойлеры считаются полётными и земными (Flight и Ground).
Flight spoilers работают в полёте:
1. поднимаясь при оперировании ручкой Speedbrakes в кабине все одновременно - симметрично на левом и правом крыльях,
2. так же все они поднимаются на земле,
3. поднимаясь для помощи элеронам в создании крена только на крыле с поднимающимся элероном. При этом увеличившееся лобовое сопротивление на одном крыле помогает самолёту развернуться в сторону этого крыла, что освобождает пилота от необходимости сучить ножками по педалям. Он поворачивает, только накреняя самолёт штурвалом.
Ground spoilers работают только на земле.

Для управления спойлерами используется ручка на стойке управления - по фото самая левая.
CRW_2416

У неё есть следующие положения:
Description
- Убрано - все спойлеры опущены.
- Подготовлено - включен автоматический выпуск всех спойлеров после касания полосы.
- Полётный упор - все полётные спойлеры выпущены до максимального полётного положения.
- Поднято - все спойлеры выпущены на максимум.
Если хотя бы одна ручка управления двигателями находится во взлётном положении, все спойлеры на земле убираются. Это позволяет уйти на второй круг после касания. При этом ручка управления спойлерами сама передвигается в положение уборки.
Если на взлёте задействован реверс, то все спойлеры выпускаются на максимум для прекращения взлёта. При этом ручка сама движется в положение маскимального выпуска.

Так как Боинг-737, а особенно Классика, - самолёт чисто механический, то для работы по такой сложной логике задействовано много разных костылей.
Cabin

Само собой, что из кабины управление происходит с помощью тросов. Тросы проходят как на управление спойлерами, так и на управление элеронами. И то и другое управление проходит через основную нишу шасси, где и находятся управляющие агрегаты.
Crazy
Интересной деталью системы является гибкий валик. Он тянется от шлиц-шарнира правой основной ноги к клапану, разрешающему подняться земным спойлерам. Этот тросик и есть часть системы автоматического выпуска спойлеров после касания. Понятно, что раз на левой ноге такого тросика нету, то спойлеры выпускаются автоматически только при обжатии правой основной стойки. Наверное, для пилотов этот нюанс может быть важен.
Ground spoilers управляются клапаном на передней стенке основной ниши, к которому приходит тяга от страшного агрегата - Spoiler mixer.
20170923_140159 MLG WW
Вот на панораме передней стенки ниши эти два агрегата: Spoiler mixer под номером 1, и Ground spoiler control valve под номером 2.
Spoiler mixer страшен потому, что в стремлении реализовать сложную логику совместной работы спойлеров и элеронов в разных режимах и с разными передаточными числами внутри чисто механического агрегата тёмный американский гений сотворил вот какую схему:
Spoiler mixer
Теперь мир для вас никогда не будет прежним.

Пятый наш спойлер поднимается двумя актюаторами.
Spoiler Fig
На рисунке видны две секции закрылка, убранные под спойлер.
Понятно, что для доступа к актюатору придётся выпустить закрылки.
IMG_7827_DPP

Делаем это, ориентируясь на круглый прибор в кабине с надписью Flaps.
IMG_8360_DPP

Если залезть под закрылки,
IMG_8494_DPP

то становится видна ниша в задней части крыла, куда они убираются.
IMG_7834_DPP
Нижняя часть этой ниши образована неподвижной панелью, а верхняя - спойлерами.
В нише тоже есть интересное.
20200627_154455
Например, дальше актюатора видна вот такая металлическая полусфера:
20200627_151848
Это - ни что иное, как тыльная часть заднего шарнира основной ноги. Прямо посредине её видна пресс-маслёнка для шприцевания шарнира зелёным гвном.
Этот же шарнир с передней стороны мы недавно видели, когда изосрались об него при зарядке амортстойки азотом.
20200530_092555 MLG AFT Att Point
Жырно намазал - получи ответочку!

Другим весёлым агрегатом в этой узенькой нише закрылков есть, например, вот эта штучка:
20200627_151904

Как вам идея разместить фильтр гидросистемы между задним лонжероном крыла и валом трансмиссии закрылков?
20200627_151857
По-моему, гениально! Ещё и трубочек вокруг не пожалели. Чтобы ключом к стакану вообще не подобраться.
А может быть, вам известно, что когда выкрутишь ты стакан, то кроме резинового колечка в фильтроэлементе, надо ещё поменять резиновое колечко в голове фильтра? А знаете ли вы, что оно там должно находится ровно между двух тонких фторопластовых колец? И как его туда между них засовывать? Когда голова фильтра обращена дыркой вниз, там ни хера не видно, и вал с трубочками над вами ржут? Наощупь?
Конструкторов - убить нахер.

Однако пора бы и нам поработать.
Стравливаем давление наддува гидробака.
20200627_153401
Откручиваем хомутик крепления шланга к трубке.

Откручиваем шланг с обоих концов, и вместо него прикручиваем на заслуженное место штатную, но новую трубку.
20200627_154841

Теперь - самое время проверить соединения на герметичность.
Запускаем ВСУ и включаем отбор воздуха. Это нам даёт наддув гидробаков.
Теперь ручкой в кабине поднимаем все спойлеры
20200627_154902

20200627_154858
и смотрим:



Сухо!
Оформляем документацию, закрываем дефект.

как это было?

+ +
56(100.0%)
+
0(0.0%)
-
0(0.0%)

и теперь...

только Боингом!
13(9.8%)
только Эйрбасом!
18(13.6%)
только поездом!
9(6.8%)
бегите, глупцы!
11(8.3%)
а чего так грязно-то?
25(18.9%)
пошёл прочь, пьяная тварь!
3(2.3%)
да уж...
10(7.6%)
страшно это всё
23(17.4%)
хе-хе :)
20(15.2%)


Tags: b737, ТО, матчасть, механизация крыла
Subscribe

Posts from This Journal “механизация крыла” Tag

  • Но Боинг любит тебя!

    Во все дыры, ага... Как обычно, ничто не предвещало беды... Выдали нам работу по смазке механизации крыла Boeing-737 NG. Ну пздц! Сейчас…

  • И закрылков командир

    Когда технику делать нечего, он себе закрылки пишет. Именно поэтому мы сегодня снова про них, про ручных! Как вы все прекрасно помните, про…

  • Снова уголки

    Иногда они возвращаются... Если во время обхода самолёта типа Boeing-737 NG всё же посмотреть на его крыло, то можно увидеть три небольших…

  • Филёр

    Работник авиации от обычного пользователя отличается стадиями. Простоюзер проходит их две - от " мне бы в небо" до " только…

  • Летим частями!

    В авиации каждый развлекается по-своему. Пилоты показывают друг другу "а я смотри как могу!" А наземный персонал шутит пилоту, что у него…

  • Меняли предкрылок

    Крайняя, пятая, секция весит килограмм тридцать. Вдвоём снимается и тащится легко. Два узла крепления. На рельсах. Два болта -…

  • Holey Flap!

    В эфире снова Кошмар пассажира, или Дырявое крыло возвращается! Проходя под крылом Airbus-320, капитан радуется уже хотя бы тому, что этот самолёт…

  • Техник секса двумя пальцами

    Как показали предыдущие посты, тема секса в народе всё ещё впопулярна. Поэтому сегодня я покажу и расскажу, как поместить свой твёрдый инструмент в…

  • Висящий Крюгер

    Не, ну представь - приходишь ты на самолёт, а там такая хрень висит с крыла. И чего? Да-с... Итак, сегодня мы опять сделаем это. Посмотрим на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 100 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →