Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Categories:

Хороший Боинг - Маслофильтр откачки

Иии сегодня, в свете постов про маслосистемы Airbus-320, мы говорим про хороший Боинг. Что же всё-таки есть хорошего у Boeing-737 NG?
IMG_6232_D

Не переключайтесь и не моргайте. Ибо грядет.



Как уже многим известно, под- и впереди каждого крыла B737 NG висит двигатель.
20201013_190415

Штука сзади у него тоже относится к маслосистеме - а именно, это торчит труба суфлирования масляных полостей (сообщения их с атмосферой).
20200623_174535
Но мы сегодня не об неё.
Как вы помните, мы зацепились языками о фильтры маслосистем двигателей CFM56-5 и IAE V2500. Посмотримте же, как это организовано у Боинга.
Не будем нагнетать, а вот откачка масла на CFM56-7 происходит из трёх точек - переднего и заднего картеров, а также коробок приводов агрегатов.
Scavenge
Откачка происходит тремя насосами через раздельные для каждой зоны магнитные пробки, закрытые металлическими сетками. Далее масло сливается в единую магистраль, и проходит через фильтр откачки и теплообменники в маслобак.
Привод постоянных оборотов электрического генератора (IDG) имеет свою отдельную маслосистему. Традиционно для 737 масло в IDG охлаждается отдельным радиатором, размещённым в вентиляторе сзади его лопаток.
20200522_154751
Интересно, что следы грязи сзади радиатора показывают траекторию воздушных потоков позади него. Отчётлива видна зона обратных токов из-за краёв радиатора назад к его середине.
Именно по такому принципу организовано горение паров топлива внутри камеры сгорания газотурбинного авиадвигателя. Дело в том, что на выходе компрессора воздух имеет слишком большую скорость для устойчивого горения керосина. Если попытаться впрыснуть его прямо в тот поток и поджечь, то пламя будет просто сдуваться в зад. И даже расширение камеры сгорания на её входе не уменьшает скорость потока до допустимых значений.
Поэтому на входе камеры сгорания воздух разными способами завихряется. Это позволяет уменьшить осевую составляющую скорости воздуха, и обеспечить устойчивое горение топлива. Также внутри камеры в районе форсунок впрыска топлива организована зона обратных токов, чтобы горящее топливо передавало пламя свежевпрыснутому.

Однако мы отвлеклись.
Фильтр нагнетания масла оборудован простым механическим индикатором засорения.
Supply
При превышении нормального перепада давления на нём из-за засорения под прозрачным колпачком выскакивает красная пупочка. И первый же залезший туда авиатехник заметит её и поднимет свою большую тревогу. Фильтр также имеет линию обхода, которая открывается не сразу со срабатыванием индикатора, а при бОльшем перепаде давлений. Так что обычно есть запас времени для своевременной замены фильтра.
Вот, кстати, и сам прозрачный колпачок индикатора засорения:
20200522_154720 1
Сразу под ним видна крышка маслофильтра нагнетания.
На этом же блоке находятся три магнитные пробки линий откачки масла.
20200522_154720(0)

Их периодически вынимают и осматривают.
MCD

Бывает ещё и другой вариант откачки - с системой мониторинга загрязнений.
DMS
В таком варианте вместо обычных магнитных пробок установлены пробки с электрическим сигнализатором, выдающим далее сигнал в самолётную систему.

Вообще, фильтры на CFM56-7 расположены компактно:
20201013_190907 2
1 - топливный фильтр,
2 - масляный фильтр откачки,
3 - масляный фильтр нагнетания,
4 - сигнализаторы стружки.
20201013_190901 dms

Однако для рассказа о хорошем Боинге нам нужен маслофильтр откачки.
Как понятно, находится он на двигателе слева по полёту, под капотом вентилятора.
20201013_190907

На корпусе этого фильтра есть электрический сигнализатор засорения.
Filter Assy

При превышении рабочего перепада давлений этот сигнализатор выдаст свой зелёный свисток прямо в блок управления двигателем EEC (Electronic Engine Control).
Oil Indication
Откуда уже через блок управления дисплеями DEU пройдёт сигнал на основной двигательный дисплей в кабине пилотов.
Bypass Indication

Сигнализатор зажигает имитацию табло на дисплее - OIL FILTER BYPASS.
Engine Display
"Табло" на экране мигает 10 секунд, пробуждая пилотов от сытого сна, а потом остаётся гореть постоянно.
При этом также открывается клапан обхода фильтра, и грязнючее масло хлещет мимо него в маслобак, и далее по системе смазки. Однако, как и в случае фильтра нагнетания, тут тоже организован запас по перепаду давлений. То есть, линия обхода откроется при бОльшем перепаде, чем сработает индикация. Это даёт нам возможность вовремя заменить фильтр.

Маслофильтр откачки на Боинге-737 NG сделан по-человечески.
Filter

Находится он, как понятно, примерно посерёдке между маслофильтром нагнетания и топливным фильтром.
20201013_190901

И на нём нету вот этих тонн сраной контровки, как это обычно бывает на советской технике, чтобы вражеский шпион умер в борьбе с ней, пока пограничник с Мухтаром смеются над ним из засады.
20201013_190858

Здесь просто по периметру стакана фильтра организованы зубцы.
20200522_154727

А на корпусе фильтра есть цобачко. Подпружиненная в зубцы стакана и не пускающая его на откручивание.
20201013_190853 cor
И всё! Не надо контровки! Сел-поехал.

На поверхности стакана существует насечка, чтобы его легче было откручивать.
А на случай повышенного трения в резинке уплотнения стакана на его днище есть специально обученные упоры.
20201013_190843
В них можно вставить банальную отвёртку, и стронуть стакан на откручивание. Предварительно отведя собачку от зубцов, конечно.
20201013_190856
Конфигурация упоров сделана специально от дебилов. Так как его надо затягивать от руки, то чтобы невозможно было затянуть инструментом, упоры выполнены скошенными. И любой инструмент при попытке затягивания просто соскользнёт с них в космические бездны.

Так что мы просто отжимаем собачку, откручиваем стакан, и вынимаем фильтр.
20201013_191807

Осматриваем его, внедряем новый,
20201013_191813
и закручиваем стакан. Так, чтобы собачка попала в зубцы.

И потом, как это уже было показано, запускаем двигатель, и смотрим герметичность соединений.

Всё хорошо.

Прекрасный фильтр, в общем. Все бы так.

А напоследок вот вам ещё кино про этот двигатель:


Tags: b737ng, cfm56-7, ТО, маслосистема, матчасть
Subscribe

Posts from This Journal “b737ng” Tag

  • Но Боинг любит тебя!

    Во все дыры, ага... Как обычно, ничто не предвещало беды... Выдали нам работу по смазке механизации крыла Boeing-737 NG. Ну пздц! Сейчас…

  • Ночные забавы следующего поколения

    Расскажу-ко я вам про забавный дефект, что случился недавно на Боинге. Пилоты заявили, что у них при армировании спойлеров выбивает АЗС. Но не…

  • Как звучит двигатель

    Сходил к движку. Малый газ, проверка герметичности после замены маслофильтра и контроля магнитных пробок. Тут интересно, что сзади и спереди…

  • Детектед, ёпта!

    Как это обычно бывает, предысторию этого дефекта я не знаю. Горело там что-то, Гастелло, или как - история умалчивает. Просто пришёл наряд на замену…

  • На! Дотянулся!

    А помните ту самую панель доступа в бак? Ну, которое текла. Так вы будете смеяться, но она после этого опять текла :) И кто-то её тянул. За болты.…

  • Широкий угол

    Сзади растёт, как понятно, труба сообщения с атмосферой масляных полостей.

  • Плохой Боинг - Топливные насосы

    Как уже знают опытные садомазо моего блога, если Эйрбас бывает хорошим или очень хорошим, то Боинг может быть хорошим или плохим. И сегодня я покажу…

  • Диверсант суёт не в ту дыру

    Вообще-то заправщик-человек обычно парень нормальный. Просто социальное происхождение порой играет с ними злые шутки. Когда приезжает он на…

  • Снова уголки

    Иногда они возвращаются... Если во время обхода самолёта типа Boeing-737 NG всё же посмотреть на его крыло, то можно увидеть три небольших…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 72 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →