Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Category:

Дренажь меня нежно

Итак, мы с вами расстались на самом интересном месте - авиатехник лёг спать.
Но конечно же, злые люди бедной киске не дают украсть сосиски. Гремит звонок! - "У нас всё плохо, и сделайте нам хорошо!"
И вновь продолжается бой! Списатели смишат на помощь.
20201115_200943

Приезжаю такой...



- самолёт имени Airbus-320 NEO с двигателями типа-ЛИПа.
Говорят - из двигателя течэ. Ну, смотрю. Прозрачное, бесцветное и воняет - значит, керосин.

Открываю капоты вентилятора. Смотрю внутри - всё идеально сухо. Даже странно. Напрягся на всякий случай.
(кстати, капоты вентилятора на LEAP-1A почти идеальные - здоровые замки, и удобные тяги)

Ладно, найти течь по понятиям не получилось. А если оно всё никак не работает даже кувалдой, надо наконец прочитать инструкцию.
Читать инструкцию в целях поиска дефекта можно с самых разных сторон - можно начинать с документа TSM. А нам в этот раз туда лезть лень, так что мы зайдём к нему сзади - через AMM.
Открываем уже знакомый нам AirN@v и штудируем.
Так...
Idle Leak Check
Это - о просто течах.
А тут... Ага, вот эти ребята. Лимиты на течи на запущенном двигателе.
Leakage limits

Вы изучайте, а я пока схожу к двигателю.

Итак, из видосика мы наблюдаем, что никакими 90 каплями в минуту ( = 1,5 капли в секунду ) тут и не пахнет. А струйная течь нам нельзя.
Ну что же - самолёт резко стал AOG.

Извещаем представителя компании. Извещаем ейное MCC
Аэродромная служба весело засыпает свежую керолужу абсорбентом,
20201115_161753
бортцех снимает хавку, экипаж сливается на следующий самолёт, удачно оказавшийся в порту на стоянке.

Когда все рассасываются, приезжает тягач буксировать нас на дальний перрон - чтобы не мозолили глаза.
И пока мы ёкаем передней ногой по фонарям,
IMG_8452_NI
я вам немного расскажу про дренаж.

Так уж получается, что если что-то торчит изнутри корпуса, а там жидкость, то чтобы она не текла наружу, зазор между деталькой и корпусом агрегата надо уплотнять. Уплотнения бывают разные - получше и похуже. Например, для двигателей CFM56 характерна течь керосина после запуска при низких температурах, начиная примерно с -20..-30 градусов Цельсия. Видимо, какие-то уплотнения замерзают.
Это - норма! И если течь прекращается после пятиминутного прогрева двигателя на малом газе, то такая течь не является дефектом.

Откуда же оно течёт?
Для того, чтобы всякая просачивающаяся через уплотнения херь не скапливалась внутри двигателя или капотов, в разных агрегатах предусмотрены дренажи. То есть, если топливный или гидравлический насос присоединён к коробке приводов агрегатов, то организуется полость между фланцами насоса и коробки. Что и с какой бы стороны ни просочилось через уплотнение вала, оно попадает в эту полость. Из полости снизу выводится трубочка. И подходит она к дренажному насадку внизу двигателя.
20201115_155914
Как видим, именно из этого насадка и проистекал керосин.

Теперь определимся, из какого агрегата случилась конфузия. Для этого я вам ещё раз клюну в мозг.

На двигателе LEAP-1A существуют три дренажа.
Drains
Хотя так как из них больших - два, то они нам наиболее интересны.
Drain mast leakage ident
Как видим, к каждому из насадков подходят дренажи разных агрегатов.
Дренажный насадок горячей части наиболее страшен.
Core Drains
Каждая трубочка от агрегатов выходит в свою дырочку.

Тот же принцип реализован и в переднем насадке - вентиляторном.
Fan Drains
Для ускорения поиска виновного агрегата дырочки на насадке подписаны.

И вот тут мы понимаем, зачем я ходил к работающему двигателю. Чтобы посмотреть, из какой именно дырочки течёт.
20201115_155913
А текло у нас из дырочки с надписью FUEL PUMP (топливный насос).
Значит, его и надо менять.

А пока этот чудесный агрегат путешествует небом в наш аэроклуб, я вам ещё раз клюну в мозг.

Итак, зачем нам в двигателе топливный насос, и как он устроен в нашем случае?
Ну, тут всё просто. В топливной системе двигателя LEAP-1A
Fuel System
главный топливный насос (Main Fuel Pump = MFP) получает топливо из самолётного бака, и увеличивает его давление двумя ступенями.
MFP
После центробежной ступени топливо отправляется к топливомасляному радиатору (ТМР по-русски или МПХ MHX по-английски). Где нагревается, охлаждая масло.
А вторая ступень, шестерённая, повышает давление ещё больше, отправляя топливо к фильтру и далее на регулирование в целях подачи в камеру сгорания.

Приводится насос от вала компрессора высокого давления
Gearboxes
через коробку приводов агрегатов.
AGB
(вид со стороны двигателя)

Регулирование топливоподачи к форсункам камеры сгорания происходит в агрегате FMU (Fuel Metering Unit = Топливорегулятор).
FMU

Тут я не буду глубоко вдаваться, так как уже пора менять насос.
FMU Diagram
Скажу лишь, что FMU воспринимает электрические сигналы от блока управления двигателем, находящегося на корпусе вентилятора. И с помощью клапанов регулирует давление или расход топлива.

Наконец приехал насос, так что поехали на матчасть причинять добро.

Открыв капот, изумляемся.
20201115_194142 ed

Дренажные трубки горячей части двигателя
20180508_004344
(мы к ним в этот раз не имели доступа, так как не открывали капоты реверса).

Изученные нами топливные агрегаты находятся в самых неожиданных местах:
Fuel Components

20180507_234128
1 - наш топливный насос,
2 - FMU,
3 - гидравлический фильтр линии кольцевания корпуса гидронасоса,
4 - детекторы перегрева/пожара зоны коробки приводов.
20201115_194310

5 - топливный фильтр.
20180507_234132

А вот и причина засора - насос.
20201115_193106

В отличие от CFM56, менять его тут - сплошное удовольствие.
AMM R 1
Слейте керос, ага. Только он всё равно потом польётся, сколько ты ни сливай.
Ну фиг с вами, сливаем керос из дренажных отверстий.
20201115_194209

Потом надо открутить четыре фланца о четырёх винтах каждый.
20201115_193125

Между каждым фланцем шланга и корпусом насоса имеется специально обученная прокладочка.
20201115_195558

Она двусторонняя, и на каждой стороне одинаковая - там есть завулканизированная или каким-то ещё противоестественным образом закреплённая резиновая прокладка в проточке металлической пластины.
20201115_201004

Когда все фланцы отсоединены и керосин вытек в поддон и на перрон, надо установить стойку.
Stand
Чтобы не напрягаться в эти 16 кг насоса.
Но мы ведь живём в России, так что её нам заменяет третий человек.
20201115_200652
Откручиваем пять винтов крепления фланца насоса к коробке, тянем-потянем...
и с знакомым каждому взрослому звуком
20201115_200927
"ёптваюмать" насос вылезает из коробки приводов
и мягко падает ровно в заботливо и точно установленный на бетоне поддон.
20201115_201244

Валик уплотняется колечком ровно так же, как это обычно делает стартер.
20201115_200949

Установка исправного насоса проходит в обратном порядке, включая новые резинки.
Installation

После замены запуск двигателя не требуется, можно обойтись только холодной прокруткой.
Closeup

Самолёт исправен радовать новых пассажиров.

как это было?

+ +
74(98.7%)
+
1(1.3%)
-
0(0.0%)

! ! !

шыдевр!
50(15.6%)
я плакалъ
23(7.2%)
да уж...
12(3.7%)
мощно задвинул
46(14.3%)
я даже билеты сдал
19(5.9%)
и теперь только поездом!
15(4.7%)
Боингом
10(3.1%)
Эйрбасом
11(3.4%)
NEO
13(4.0%)
хуEO
11(3.4%)
пешком же
3(0.9%)
бегите, глупцы!
9(2.8%)
позор какой-то
4(1.2%)
и эти люди!..
6(1.9%)
впечатлён
32(10.0%)
уже можно разжмуриваться?
22(6.9%)
он уже кончил?
17(5.3%)
хе-хе :)
18(5.6%)


P. S.
А ещё вы можете посмотреть видосик производителя про замену топливного фильтра. Сухого. Без керосина. У него там даже ничего не льётся по рукам и вентилятору. Как я ржал, как же я ржал...



Tags: a320neo, leap, ТО, двигатель, дефекты, матчасть
Subscribe

Posts from This Journal “leap” Tag

  • Говна пирогА

    Делали тут Daily check на Airbus-320 NEO. Ну что вам сказать?.. Расход масла на ЛИПе порадовал. Несмотря на то, что не знаю, когда…

  • МАКСимальные детали

    Как известно в мире, авиатехник всея ЖыЖэ опять не удержался, и практикнулся на популярнейшем самолёте Boeing-737 MAX. Немного деталей.…

  • Дендрофекальный обратный карго-культ работает!

    Если построить самолёт из говна и палок, то белые люди привезут ништяков. Это - прямой карго-культ. У белых людей самолёты тоже сделаны из говна и…

  • Чёрные дыры ЛИПовых авиадвигателей

    Как все мы знаем, если долго вглядываться двигателю в зад, то оно или обожжёт, или сдует нафиг. Не то в суперсовременных двигателях типа LEAP! В…

  • Маслорадиатор LEAP-1A

    Если всё же подбежать и посмотреть на двигатель LEAP-1A сзади, то можно увидеть ИХ - ёбра. Прямо в наружном контуре, на корпусе вентилятора,…

  • ЛИПовые канавки

    Товарищ Сралин, произошла чудовищная ошибка! Я вас обманывал. Помните, как я вам рассказывал, что во входнике двигателя CFM LEAP-1A композит…

  • Весенние LEAPы

    Я фигею, дорогая редакция. Внезапно залетали к нам A320NEO. Сегоднясь аж двое были одновременно: SAS и British Оба на LEAPах, что…

  • LEAP изнутри

    И если в прошлый раз мы оттоптались по новому авиадвигателю LEAP-1A снаружи, то сегодня залезем ему в исподнее - под капоты. Точнее, рассмотрим…

  • В ЛИП с первого взгляда

    Итак, авиатехник всея ЖыЖэ подорвался-таки в Европку стажирнуться на сверхсовременный авиадвигатель LEAP-1A, и теперь готов выдать вам все секреты.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 95 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “leap” Tag

  • Говна пирогА

    Делали тут Daily check на Airbus-320 NEO. Ну что вам сказать?.. Расход масла на ЛИПе порадовал. Несмотря на то, что не знаю, когда…

  • МАКСимальные детали

    Как известно в мире, авиатехник всея ЖыЖэ опять не удержался, и практикнулся на популярнейшем самолёте Boeing-737 MAX. Немного деталей.…

  • Дендрофекальный обратный карго-культ работает!

    Если построить самолёт из говна и палок, то белые люди привезут ништяков. Это - прямой карго-культ. У белых людей самолёты тоже сделаны из говна и…

  • Чёрные дыры ЛИПовых авиадвигателей

    Как все мы знаем, если долго вглядываться двигателю в зад, то оно или обожжёт, или сдует нафиг. Не то в суперсовременных двигателях типа LEAP! В…

  • Маслорадиатор LEAP-1A

    Если всё же подбежать и посмотреть на двигатель LEAP-1A сзади, то можно увидеть ИХ - ёбра. Прямо в наружном контуре, на корпусе вентилятора,…

  • ЛИПовые канавки

    Товарищ Сралин, произошла чудовищная ошибка! Я вас обманывал. Помните, как я вам рассказывал, что во входнике двигателя CFM LEAP-1A композит…

  • Весенние LEAPы

    Я фигею, дорогая редакция. Внезапно залетали к нам A320NEO. Сегоднясь аж двое были одновременно: SAS и British Оба на LEAPах, что…

  • LEAP изнутри

    И если в прошлый раз мы оттоптались по новому авиадвигателю LEAP-1A снаружи, то сегодня залезем ему в исподнее - под капоты. Точнее, рассмотрим…

  • В ЛИП с первого взгляда

    Итак, авиатехник всея ЖыЖэ подорвался-таки в Европку стажирнуться на сверхсовременный авиадвигатель LEAP-1A, и теперь готов выдать вам все секреты.…