Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Category:

Кто гавкает под полом Эйрбаса

Ёрзая попом по сидушке в предвкушении скорого жрача, летатель самолётом типа Airbus-320 бывает изумлён. Прямо на запуске двигателя из-под пола салуна начинает гавкать. Сер-добольные пассажиры начинают бегать по салону с требованием не мучать животную, вызывая у более опытных коллег тонны лулза. Давайте же разберёмся, кто сказал гав.
20180308_224727




Если посмотреть на схему гидросистемы A320 в части источников давления, то многое нам уже понятно.
Hydr Sources
Сверху по схеме наблюдаем гидробаки. Они по названию систем покрашены синим, зелёным и жёлтым. Это сделано потому, что на A320 гидросистемы называются по цветам. Жидкость в них одинаковая в том числе и по цвету, а названия даны условно - для различения этих трёх систем.
Далее вниз нарисованы источники давления - насосы.
У системы BLUE есть два насоса: аварийный ветряной (RAT) и штатный электрический.
У системы YELLOW - тоже два: основной - двигательный, и запасной - электрический. Электрический насос можно легко включить принудительно. Например, для накачивания давления в гидроаккумулятор стояночного/аварийного торможения. Также на схеме справа виден ручной насос для открытия-закрытия багажных дверей при неработающем электрическом насосе.
И в системе GREEN есть тоже один насос - двигательный. Строго говоря, это всё так.
Но не совсем. Есть в гидросистеме ещё один агрегат, добавляющий по пол-насоса сразу двум системам - Y и G. И это наш сегодняшний герой - PTU.
20180308_224825

Нормальное давление в гидросистемах - 3000 PSI. Это примерно 210 атмосфер на наши деньги.
Power Transfer Unit - Агрегат Передачи Мощности - включается автоматически при разности давлений в гидросистемах Y и G - 500 psi (примерно 35 атм). PTU являет собой гидромотор и гидронасос на одном валу. При разности давлений больше указанной агрегат включается и, вращаясь бОльшим давлением, накачивает давление в систему с меньшим. Таким образом передаётся только мощность без передачи гидрожидкости между системами.
Необходимость передачи мощности возникает в полёте при работе мощных потребителей. Например, при уборке шасси нужно сразу подать много гидрожидкости под давлением в большие гидроцилиндры. А так как уборка происходит от одной гидросистемы, то вторая помогает ей сохранить давление.
Также этот агрегат позволяет запитать гидросистему G на земле, когда её двигательный насос не работает. В этом случае просто включается насос системы Y кнопкой на потолочной панели:
20200309_152440

И постоянно находящийся в ожидании PTU включается, и накачивает давление от системы Y в систему G.
PTU можно отключить отжатием кнопки на панели управления гидросистемами на потолочной панели в кабине.
IMG_4229_D

Работа PTU в кабине видна по нижнему системному дисплею в режиме гидравлики:
Operation
Когда PTU работает, то появляется сплошная горизонтальная линия между системами Y и G. И треугольники, показывающие направление передачи мощности, тоже будут зелёными.

Находится PTU на задней стенке ниши основных опор шасси, примерно посредине.
20180308_224644

20200526_114549
Как видно, от его корпуса отходит дренажная трубочка ровно в уже знакомую нам бутылочку.
20200526_114606

Почему же PTU гавкает на земле?
Тут есть несколько моментов.
Во-первых, следует отличать гавки PTU от урчания гидромоторов приводов закрылков и предкрылков. Эти моторы работают равномерно.
Во-вторых, гавкает оно потому, что на земле обычно работает не постоянно. Дело в том, что обычно для гидросистем на земле нет постоянной нагрузки. И если электрический насос системы Y при включении кнопкой работает постоянно, то PTU срабатывает только при понижении давления в системе G. А так как потребление гидрожидкости небольшое, то и PTU быстро накачивает давление и останавливается. Потом давление медленно уменьшается, и по достижении разницы в 500 psi PTU снова включается.
Ну, и в-третьих, типично срабатывание PTU на запуске двигателей. Когда насос одного двигателя уже выдаёт давление, а второго - ещё нет, PTU накачивает давление в систему неработающего двигателя. А так как потребление жидкости в эти моменты обычно небольшое, то и включается в работу PTU лишь эпизодически.

И для самых терпеливых - небольшой видосик по теме. В конце видно одно из применений системы G.


Гавкайте с нами. Гавкайте, как мы. Гавкайте лучше нас!

как это было?

+ +
81(95.3%)
+
3(3.5%)
-
1(1.2%)

! ! !

ух ни фига себе!
58(24.2%)
вот это да!
35(14.6%)
теперь - только поездом!
13(5.4%)
только теперь?
5(2.1%)
а я давно уже бегу
7(2.9%)
только Эйрбасом!
20(8.3%)
только Боингом!
17(7.1%)
глупцы
4(1.7%)
да уж...
8(3.3%)
это какой-то позор
13(5.4%)
хе-хе :)
18(7.5%)
гав-гав!
42(17.5%)


Tags: a320, гидросистемы
Subscribe

Posts from This Journal “гидросистемы” Tag

  • Прикинь шланг к носу!

    Почистил ЖЖшную Ленту от говнюков. Теперь читать стало нечего. И раз у меня теперь нет конкурентов, то расскажу вам об итогах расследования по…

  • Сжуверенная гидросистема не готова

    Продолжим славную традицию наброса на вентилятор знаний, как оно есть НА САМОМ ДЕЛЕ. И сегодня узнаем, что таится за тремя буквами в части…

  • НасRATь

    Выпуск и уборка аварийной турбины (RAT) самолёта Airbus-320 NEO. Подробнее про железяку было тут: https://lx-photos.livejournal.com/231701.html

  • Улетел, но не обещал вернуться

    Казалось бы, ничто не должно нарушать спокойного отдыха авиатехника на работе. Вот только пилоты обычно имеют. Иное мнение. На этот счёт. И в этот…

  • Тайные бутылки Эйрбаса

    Коронавирус в авиации требует наличия бутылочки в ближайшем доступе. Именно поэтому! лепший в Мире производитель заранее позаботился о пилотах и…

  • Колhose следующего поколения

    В своё время мы славно проржались над Эйрбасом, в котором я заколхозил трубочку шлангом. Но теперь небольшой пушной толькопоездом подкрался и к…

  • Потекло

    А помните, я вам про Крюгера рассказывал? Так вот - и оно потекло! Истинно говорю - только поездом!

  • Если капает с конца

    Во недавнем во посте про ужасы облаков гидрожидкости был задан вопрос насчёт полётов со всем этим брызжащим счастьем. А сегодня же пятница! Есть…

  • В струях гидрашки

    Компанейская почта подогнала очередные ужасы. Да-да, все вы сразу вспомнили нашумевший триллер "Скрещение трёх струй". Там тоже так…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 81 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “гидросистемы” Tag

  • Прикинь шланг к носу!

    Почистил ЖЖшную Ленту от говнюков. Теперь читать стало нечего. И раз у меня теперь нет конкурентов, то расскажу вам об итогах расследования по…

  • Сжуверенная гидросистема не готова

    Продолжим славную традицию наброса на вентилятор знаний, как оно есть НА САМОМ ДЕЛЕ. И сегодня узнаем, что таится за тремя буквами в части…

  • НасRATь

    Выпуск и уборка аварийной турбины (RAT) самолёта Airbus-320 NEO. Подробнее про железяку было тут: https://lx-photos.livejournal.com/231701.html

  • Улетел, но не обещал вернуться

    Казалось бы, ничто не должно нарушать спокойного отдыха авиатехника на работе. Вот только пилоты обычно имеют. Иное мнение. На этот счёт. И в этот…

  • Тайные бутылки Эйрбаса

    Коронавирус в авиации требует наличия бутылочки в ближайшем доступе. Именно поэтому! лепший в Мире производитель заранее позаботился о пилотах и…

  • Колhose следующего поколения

    В своё время мы славно проржались над Эйрбасом, в котором я заколхозил трубочку шлангом. Но теперь небольшой пушной толькопоездом подкрался и к…

  • Потекло

    А помните, я вам про Крюгера рассказывал? Так вот - и оно потекло! Истинно говорю - только поездом!

  • Если капает с конца

    Во недавнем во посте про ужасы облаков гидрожидкости был задан вопрос насчёт полётов со всем этим брызжащим счастьем. А сегодня же пятница! Есть…

  • В струях гидрашки

    Компанейская почта подогнала очередные ужасы. Да-да, все вы сразу вспомнили нашумевший триллер "Скрещение трёх струй". Там тоже так…