Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Category:

Клаустрофилий рай

Хорошо работать внутри Airbus-330. В отсеке авионики можно ходить пешком.
Неплохо работать внутри A320. В отсеке авионики можно крякать гуськом.
Но впечатлительнее всего работать в авионическом отсеке Boeing-737. Там нужно ползать и изгибаться самым причудливым образом, если хочешь хоть чего-то достичь в этой... да разве ж это жизнь?! Тьфу!
20210323_164429




Чтобы не скучали, компания выдала нам регламентную работку на прочистку сенсоров плоходуния авионики самолёта имени Boeing-737 NG.
И сейчас я вам покажу, как там всё плохо.
Как понятно из схемы,
Cooling Schematic
вентиляция авионики нужна самолёту для того, чтобы его электронные блоки не перегревались.
Для этого на B737NG устроены четыре вентилятора - по два в основной системе и в запасной.
Интересно, что если посмотреть на стрелочки схемы, то получается, что дисплеи в кабине охлаждаются по-разному. Три левых - нагнетанием. А три правых - отсосом. Видимо, это такое резервирование на случай, если перестанет сосать. Или нагнетать. Так же по-разному остывают и других потребителей.

Вентиляторы работают по два - штатно включены нормальный нагнетун и отсос. А при неисправности можно включить их альтернативных братьёв.
Как и всё на Боинге, переключаются они вручную, с потолочной панели кабины.
IMG_3417_D

Находятся вентиляторы в основном авионическом отсеке, преимущественно справа по подлёту.
Fans

В корпусе каждого вентилятора встроен обратный клапан для дутия только в одну сторону.
20170423_195615

Вентиляторы подачи - нормальный или альтернативный - сасают воздух из отсека авионики через большой фильтр и дуют в магистрали к блокам авионики. А два вентилятора выброса (нормальный или альтернативный) сасают из магистралей от блоков, и выбрасывают воздух.
Система выброса на Боинге интересная. Пока самолёт на земле, охладивший воздух выдувает в природу через специально обученное отверстие в обшивке внизу сзади люка основного авионического отсека.
А когда самолёт взлетает, то с ростом перепада давлений между салоном и природой воздух начинает дуть через дыру быстрее. И в какой-то момент срабатывает чисто пневматический клапан, перекрывающий выброс в природу. И тогда воздух после охлаждения авионики выбрасывается под пол переднего багажника. Ещё и немного его обогревая.
Как видим, в отличие от A320, где на.уеверчено масса электрических кранов (всос, выброс, кольцевание), в Боинге обошлись всего одним, и то полумеханическим. У него есть ещё и электропривод, но он используется только для принудительного закрытия этого крана при задымлении. Закрывается он при этом почему-то не полностью. Почему - не знаю.
Также радует разумное использование воздуха для обогрева. В отличие от эйрбасного способствования всемирному потеплению. Зато на A320 - всего два вентилятора.

Контролируется охлаждение двумя сенсорами "всё плохо". Сигнал от них подаётся на два табло снизу переключателей нормального и альтернативного вентилирования.
P5

Сенсоры находятся вдали от вентиляторов, в передней части магистралей, в переднем авионическом отсеке.
Cooling

Sensors

Про них пишут, что
Description
они являют собой анемометры по принципу горячей проволоки. А так как они контролируют не только поток охлаждающего воздуха, но и его температуру, то могу предположить, что внутри этого сенсора есть грелка. И она греет какой-то конец фиксированной мощностью. Конец выставляется в поток воздуха, и пока он обдувается сравнительно прохладным воздухом, он остаётся холодным. А когда продувки нету или воздух горячий, то конец нагревается, что отслеживается системой.
Интересно, что в отличие от обычной боинговской практики, эти сенсоры вполне себе умные, и имеют внутре самотестирование. Поразительная разница с простыми датчиками давления на A320.

Однако хватит теории. Поехали мучаться об матчасть.
Прочистка сенсоров выглядит несложной.
Cleaning
Снимите, нежно дыхните спиртом, протрите, и вставьте в зад.

Но тут папашка Боинг приготовил нам западню. Или восточню?
Передний авионический отсек.
20210325_011846

Открываем
20210325_004818

и подставляем стремянку.
20210325_004809

Снаружи выглядит неплохо -
20210325_004839
Справа по полёту узнаём уже известный нам блок сигналов от концевиков PSEU.
И вот эти два сенсора прямо возле люка.
20210325_004849

Казалось бы - наконец-то нам попёрла халява!
20210325_004900
Ну что там делать? - расконтрил, вывернул, почистил, ввернул и законтрил. Красота!

Однако хер там плавал. Если снять разъёмы оказывается действительно легко.
20210323_163038

20210325_005001

(традиционное сэлфи в пинах разъёма)
20210323_164436

То уже с расконтриванием возникает проблемка.
Дело в том, что оптимизаторы Боинга до того дооптимизировались, что в этот лючок элементарно не влезть. Работать приходится вот так:
20210325_011229
То есть, возможно залезть туда только одним боком и одной рукой.
Вторая рука уже не влезает. И голова тоже влезает только если сложиться, и залезть без рук.
Справа (это наоборот, по полёту) - PSEU и какие-то механизьмы. Слева вверху - звёздочка цепи перекладки стабилизатора.
Под ней, слева внизу - блок приёмопередатчика локатора.
20210323_164633

Имея свой специально обученный вентилятор, его чистота доставляет, да.
20210323_164628

Элементарно заглянуть за сенсор одновременно с деланием там что-то рукой - невозможно. Либо видишь, либо крутишь. Наощупь. Одной рукой. Вы давно пробовали расконтривать проволоку наощупь? Вот и я офигел.

Правый сенсор снимается легко - он виден.
20210323_163959

А левый закрывает обзор на место присоединения своим корпусом.
20210323_163045

Но в итоге выкручиваем их оба.
20210323_164401
Пылюка есть.

Очищаем.
20210323_164429
Внедряем новую резиновую прокладку.

И вворачиваем в зад до характерного авиационного хруста.
20210323_164647

Применяем твистер для контровки.
20210323_165117

И вскоре оба сенсора оказываются на своём месте - чистые и красивые.
20210323_170431

Можно проверить систему, оформить работу, и продолжить сладкий сон.

как это было?

+ +
60(100.0%)
+
0(0.0%)
-
0(0.0%)

и теперь...

только сенсором!
29(18.0%)
только в отсеке!
31(19.3%)
только с авиоником!
26(16.1%)
поезд, глупцы!
8(5.0%)
Боинг
11(6.8%)
Эйрбас
11(6.8%)
характерным
19(11.8%)
да уж...
11(6.8%)
хе-хе :)
15(9.3%)


Tags: b737ng, кондиционирование, матчасть, рабочие моменты
Subscribe

Posts from This Journal “кондиционирование” Tag

  • Атлант расплавил печень

    Видите этих героев, держащих плечами самолёт? Но никто не знает, зачем. И получится ли у них сделать из воздуха азот. Как понятно, мы сегодня…

  • Вам пилота отжарить или запарить?

    Когда мы смотрим на фотошедевр технофетишизма, то разум отключается перед красотой этого технопорно, и нас редко посещают мюсли помимо банального…

  • Туалетный флис

    Любо знательный читатель уже изучил, как циркулируется запах носков в салоне самолёта. И почему носки всё же не выпадают при этом из вентиляции. И…

  • И вновь застрочил пулемёт!

    Как обычно, в тот транзитик ничто не предвещало беды. Я уже обошёл самолёт - всё было в порядке. Зашёл внутрь. И тут меня поймала проводница…

  • Греем природу

    Вглядитесь же в эти лица, не обезображенные интеллектом. Не? Казалось бы - что интересного можно увидеть на банальной зимней фотке слегка…

  • Парит

    Когда жарко и влажно, и выкрутить кондиционирование на холод...

  • Опять дырка Возвращается!

    Как вы понимаете, сейчас опять будет "Только поездом!" и "Уберите детей!" Итак, показанный на фотке кусок…

  • И что-то странное было в том самолёте...

    Полез как-то менять карточку памяти (PCMCIA) с полётной информацией на самолёте одного нового заказчика. И обнаружил странные штуки в отсеке…

  • Дуло

    Продолжая бесконечную жвачку про вентиляцию авионики, устало окинем ейный вентиляторъ. Как уже было показано и рассказано в основополагающем…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments

Posts from This Journal “кондиционирование” Tag

  • Атлант расплавил печень

    Видите этих героев, держащих плечами самолёт? Но никто не знает, зачем. И получится ли у них сделать из воздуха азот. Как понятно, мы сегодня…

  • Вам пилота отжарить или запарить?

    Когда мы смотрим на фотошедевр технофетишизма, то разум отключается перед красотой этого технопорно, и нас редко посещают мюсли помимо банального…

  • Туалетный флис

    Любо знательный читатель уже изучил, как циркулируется запах носков в салоне самолёта. И почему носки всё же не выпадают при этом из вентиляции. И…

  • И вновь застрочил пулемёт!

    Как обычно, в тот транзитик ничто не предвещало беды. Я уже обошёл самолёт - всё было в порядке. Зашёл внутрь. И тут меня поймала проводница…

  • Греем природу

    Вглядитесь же в эти лица, не обезображенные интеллектом. Не? Казалось бы - что интересного можно увидеть на банальной зимней фотке слегка…

  • Парит

    Когда жарко и влажно, и выкрутить кондиционирование на холод...

  • Опять дырка Возвращается!

    Как вы понимаете, сейчас опять будет "Только поездом!" и "Уберите детей!" Итак, показанный на фотке кусок…

  • И что-то странное было в том самолёте...

    Полез как-то менять карточку памяти (PCMCIA) с полётной информацией на самолёте одного нового заказчика. И обнаружил странные штуки в отсеке…

  • Дуло

    Продолжая бесконечную жвачку про вентиляцию авионики, устало окинем ейный вентиляторъ. Как уже было показано и рассказано в основополагающем…