Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Categories:

Опять липовый блд

Сегодня будем в облегчительном режиме - думать не надо, только зырить фоточге.
Покажу, как меняли кран отбора воздуха на двигателе LEAP-1A самолёта Airbus-320 NEO.
20210517_213741




Для начала - немного теории.
Отбор воздуха на самолёте нужен для работы системы кондиционирования, противообледенительной системы, запуска двигателей и наддува баков с некоторыми жидкостями (не топливных).
Воздух отбирается в полёте от компрессоров двигателей. А на земле - от компрессора ВСУ.
Bleed manifolds
От этих источников горячий воздух под давлением проходит по трубам к потребителям - пакам кондиционирования под полом центроплана, и к другим.

Система отбора от двигателей (без ВСУ) выглядит примерно так:
Bleed System
Работа системы наблюдается и управляется двумя компьютерами - BMC.
В части двигателя LEAP система отбора принципиально очень похожа на таковую у его предшественника - CFM56.
Engine Schematic
Точно так же воздух на обычных режимах отбирается через обратный клапан IPC, находящийся на ранних ступенях компрессора. А на малых режимах, когда обороты ротора компрессора небольшие и давление в ранних ступенях тоже небольшое, воздух отбирается от более поздних ступеней, где давление выше. Там он отбирается через HPV. При этом бОльшим давлением после HPV закрывается отбор от обратного клапана IPC.
Далее давление регулируется PRV, и по пути к потребителям воздух охлаждается воздухо-воздушным радиатором Precooler. Этот радиатор продувается воздухом от вентилятора двигателя. Поток охлаждающего воздуха регулируется FAV. После охлаждения радиатора вентиляторный воздух сбрасывается в природу через жалюзи сверху пилона.

Агрегаты на двигателе:
Engine Components

Сегодня нам попёрло менять PRV.
PRV

Это пневматический агрегат с электроуправлением. Электричество только открывает и закрывает его, а также отслеживает положение заслонки.
PRV Schematic

Находится он под капотом реверса с правой стороны двигателя.
PRV HPV

Помолясь, приступим.
20210517_205335

Открываем замки капотов вентилятора.
20210517_210305
С открытием первого - переднего - замка на капоте выскакивает флажок механической индикации незакрытых капотов.
20210517_210257
Напоминаю, что после потерь капотов в полёте из-за "забыли закрыть замки" производители озаботились разными мерами по невылету самолётов с незакрытыми на замки капотами. И теперь на A320NEO есть электрическая индикация незакрытых замков капотов вентилятора на системном дисплее в кабине. А на двигателе LEAP-1A применили ещё и такой флажок.

Капоты на двигателе LEAP-1A отличные.
На вентиляторных капотах одна из двух тяг постоянно подсоединена обоими концами - к корпусу вентилятора и к капоту. И раздвигается при открытии капота, сама становясь на замок. Теперь не надо, упирая капот в ноги, тянуться наверх, отстёгивая тугой замок тяги, и держа капот на весу одной рукой, нащупывать второй место установки тяги. Теперь достаточно просто поднять капот, и первая тяга сама встанет на замок выдвинутого положения. Удерживая капот открытым.
20210517_205541
Вторую тягу всё-таки приходится подсоединять по-старому, но и такой прогресс за тридцать лет эксплуатации уже радует. Ах да - забыл добавить, что на Ту-154 человеческие тяги капотов были уже 60 лет назад. Но то так, мелочь...

Реверсные капоты тоже открываются неплохо. Замков на них, конечно, уйма. И производителю не удалось уйти от ажно двух дверец прямо снизу двигателя.
Но несомненной победой прогресса стало то, что все замки можно открыть просто руками. Без отвёртки. Это - великая удача. Причём я даже не шучу. Тот, кто знает, какая же это Жопа - открывать реверс на V2500, тот готов клаву целовать конструктору капотов LEAP-1A. По удобству капотов этот двигатель заслуженно занимает, пожалуй, второе место после шедевров CFM56-5 и -7.
20210517_222348

Я готов так пздеть часами, лишь бы не работать. И пока мы не начали крутить гайку, покажу ещё одну прикольную деталь.
Как мы помните из первых рассказов о двигателе LEAP-1A, его гидроцилиндры подъёма капотов реверса имеют такую вот вылезающую пупочку.
20210517_205925
Которая показывает наличие давления внутри этого цилиндра.
Но что за тёплая жёлтая жидкость потекла по нему?
Нет, это не следы восторгов техника. Восторги техника тверды и алаверды.

Эта жидкость выбрызнулась вот отсюда - из специально обученных отверстий в верхней части актюаторов подъёма капотов реверса.
20210517_205931
Дело в том, что когда я начал поднимать ручным насосом капот реверса, то он сначала пошёл нормально, открылся на десяток сантиметров. И обычно такое поведение говорит о том, что все замки открыты, и капот свободен. Можно поднимать дальше.
Но в этот раз почему-то из этих отверстий актюатора брызнуло масло, а капот дальше подниматься не стал.
Я стравил немного давление, и снова стал поднимать капот. Оно повторилось. Стало понятно, что что-то здесь не так.
Что здесь не так, стало понятно при осмотре задней части двигателя. Оказалось, что я забыл открыть два замка на сопле внутреннего контура. Они были снизу, и их было плохо заметно. А задолбавшись открывать все остальные замки и сбившись со счёта, я уже эти-то в ночи и не заметил. Подоспевшие товарищи успокоили меня и указали на имевшиеся недостатки. После открытия этих двух замков капот стал открываться нормально.
Таким образом, няшки конструкторы сделали хороший девайс, предохраняющий капоты реверса от поломки излишним механическим усилием. Вместе с пупочкой ставлю им пять баллов.

Но пора немного и поработать. Установив реверсный капот на тягу и стравив давление ручного насоса, можно нырнуть под капот, осмотреться, отдохнуть и оправиться.
20210517_211116

Инструмент уже нетерпеливо бьёт своей металлической ручкой.
20210517_213756

Сравнивая с документацией, находим сегодняшнюю жертву.
20210517_211139

Судя по виду, менять PRV не так уж сложно.
20210517_211239
Справа - две гайки хомутов.
Слева - внизу электрический разъём и за ним в глубине штуцер трубки.
Снизу - штуцер трубки, которую надо отвернуть, чтобы вытащить PRV на себя.
И сверху - два хомута, держащие эти две трубочки.
20210517_213333

Как всё разобрали, можно вытетеривать кран.
20210517_213710
Он выходит хорошо. В отличие от жопы, сделанной на CFM56-7, где надо половину системы отбора разобрать, чтобы ослабить жёсткие трубы, упирающиеся в краны.
Здесь сделано по уму. Если нижний кран - HPV - стоит жёстко,
20210517_213733

то взглянув в трубу сверху PRV, можно увидеть,
20210517_213741
что в её сочленениях устроены сильфоны.
И поэтому верхнюю трубу довольно просто отжать наверх, и вытащить (а потом и вставить) кран регулировки давления PRV.

Единственной жопой при замене крана есть вот эта гаечка на трубочке.
20210517_214455
Так как находится она сзади крана, ближе к корпусу двигателя. И закрыта трубками, кабелями и прочей ерундой. То применить к ней ключик оказывается далеко не банальным делом. Смотрим видосик.


Ну а как с трубочкой справились, то можно сказать, что и дело сделано.
Закрываем капоты, проверяем систему отбора. Работает. И расписываем устранение дефекта.

Напоследок покажу ещё одну трубочку. Видите, она торчит отверстием прямо под электрическим разъёмом?
20210517_221603
Это - охлаждение. Из неё дует. Так как под капотами реверса всегда горячо - там находятся компрессор высокого давления, камера сгорания и турбина высокого давления - то некоторые агрегаты или их части охлаждаются воздухом от вентилятора. Который подводится через такие вот трубочки.

И на сегодня это все рассказы о Маугли.
Ту-ту, товарищи.

как это было?

+ +
48(100.0%)
+
0(0.0%)
-
0(0.0%)

! ! !

воистину ту-ту!
32(30.5%)
ту-ту акбар!
14(13.3%)
только Боингом!
9(8.6%)
только Эйрбасом
12(11.4%)
только поездом!
6(5.7%)
пешком же
5(4.8%)
бегите, глупцы!
5(4.8%)
да уж...
9(8.6%)
хе-хе :)
13(12.4%)


Tags: a320neo, leap, отбор воздуха, рабочие моменты
Subscribe

Posts from This Journal “отбор воздуха” Tag

  • Ресет ли блид бед?

    И как всегда, мирный сон авиатехника прервал тревожный звонок. На взлёте Boeing-737 NG загорелось табло неисправности отбора воздуха от двигателя.…

  • Челночный клапан

    Сегодня рассмотрим, да. Как мы знаете, вода в самолёте течёт не просто так. Это либо полный Пэ, либо надо надавить. Надавить в самолётной…

  • Отборный вопрос

    Ииии продолжаем ответы на вопросы пилотов! Сегодня у нас в гостях пилот Boeing-737 NG с вопросом про систему отбора воздуха от двигателя. ,…

  • Деактивируй это!

    В сущности, неважно, зачем я полез тогда в двигатель. Но тут всегда так - как только ты видишь это нагромождение трубок и клапанов, тебе сразу…

  • Дыра в трубе

    Раз она труба, то просто обязана иметь дырку. Но в этот раз их было на одну больше, чем надо... Вот такая херь. Линейка - 30 см длиной. Труба…

  • APU BCV

    Как все уже поняли, в сегодняшней серии технопорно смотрим ВСУшный клапан управления отбором воздуха. Когда вы внезапно открываете створки…

  • Высокие технологии в мире кнопок

    Жил да был на самолёте дефект по отбору воздуха от двигателя... Ещё жива была в народе память о кейсе на стремянке, когда решил я ковать железо,…

  • Как они это делают?

    Как устраняются дефекты? Начнём с главного: техник, как правило, - существо безобидное. Спит Сидит себе тихонько в тёплом уголке и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

Posts from This Journal “отбор воздуха” Tag

  • Ресет ли блид бед?

    И как всегда, мирный сон авиатехника прервал тревожный звонок. На взлёте Boeing-737 NG загорелось табло неисправности отбора воздуха от двигателя.…

  • Челночный клапан

    Сегодня рассмотрим, да. Как мы знаете, вода в самолёте течёт не просто так. Это либо полный Пэ, либо надо надавить. Надавить в самолётной…

  • Отборный вопрос

    Ииии продолжаем ответы на вопросы пилотов! Сегодня у нас в гостях пилот Boeing-737 NG с вопросом про систему отбора воздуха от двигателя. ,…

  • Деактивируй это!

    В сущности, неважно, зачем я полез тогда в двигатель. Но тут всегда так - как только ты видишь это нагромождение трубок и клапанов, тебе сразу…

  • Дыра в трубе

    Раз она труба, то просто обязана иметь дырку. Но в этот раз их было на одну больше, чем надо... Вот такая херь. Линейка - 30 см длиной. Труба…

  • APU BCV

    Как все уже поняли, в сегодняшней серии технопорно смотрим ВСУшный клапан управления отбором воздуха. Когда вы внезапно открываете створки…

  • Высокие технологии в мире кнопок

    Жил да был на самолёте дефект по отбору воздуха от двигателя... Ещё жива была в народе память о кейсе на стремянке, когда решил я ковать железо,…

  • Как они это делают?

    Как устраняются дефекты? Начнём с главного: техник, как правило, - существо безобидное. Спит Сидит себе тихонько в тёплом уголке и…