Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Category:

Побочные эффекты прогресса

"По документам! Работай по документам!" - приговаривала жизнь, в очередной раз возя нас носом по ковру самолёта.
20210719_021741 3


И таки-да!



Надо признать, что в этот раз работа по понятиям, хотя и неизбежно привела к успеху, но заняла побольше времени, чем если бы мы точно следовали инструкции.
Итак, начнём наше жалостлИвое.

Как понятно, пилоту Airbus-320 NEO жизнь поворачивается самым приятным местом. У него и столик пожрать есть, и стюры всё сплошь модели, и техники самые лучшие.
20210719_010153

Ну и конечно, ему подсвечивают пол!
20210719_001951
Именно так должна выглядеть подсветка бокового пространства под форточкой. И как заметно, подсвечивается ещё и пространство под креслом пилота.

Подсветка эта включается специально обученным тумблером "Выключено - Хуже - Лучше" на боковой части передней панели приборов.
IMG_5725

По этой команде срабатывают три плафона по борту под форточкой
20210719_002008
, плафон возле микрофона, и лампы подсветки под креслом.
Система принципиально одинакова для командира (слева) и второго пилота (справа).

Но в этот раз у второго всё работало нормально, а вот у КВС подсветка не работала в положении DIM (тускло), но работала в положении BRIGHT (ярко).

Разумеется, мы сразу распечатали технологию поиска неисправности из TSM и схему системы из ASM.
Схема там забавная.
ASM

Как видно из схемы, в работе участвуют четыре плафона, включенные параллельно между собой.
Scheme
И четыре лампы под креслом, также включенные между собой параллельно.
Вся система питается 28V постоянного тока.

Как это любят делать на Эйрбасе, переключение яркости делается чистой коммутацией светильников.
Scheme BRIGHT
В режиме BRIGHT (ярко) 28V подаются одновременно на подсветку консоли и на подсветку под пилотским креслом. В этом случае ток течёт по двум цепям независимо друг от друга (красные и синие стрелочки покажут вам пути токов подсветок). Так как на каждый светильник каждого набора подаётся полное напряжение 28V, то все они светят ярко. А так как включены они параллельно, то работают независимо, и неисправность любого из них не повлияет на остальные.
Это - важный момент сегодняшнего расследования.

В режиме DIM (тускло) светильники включаются в цепь последовательно.
Scheme DIM
И в этом режиме ток проходит последовательно светильники кресла и консоли (смотрите красные стрелочки), а напряжение делится между подсветкой консоли и подсветкой кресла. И получается, что на каждых наборах - консоли и кресла - напряжение меньше, чем в режиме BRIGHT. Поэтому они светят слабее.
Но заметим, что наборы светильников каждой подсветки всё так же включены между собой параллельно.
И это - тоже важный момент сегодняшнего расследования.

Итак, мы распечатали TSM и бодренько по нему побежали.
Первым делом нам предлагается сделать тест освещения.
TSM 1
А далее, если не работают все четыре светильника подсветки консоли, то проверить подсветку капитанского кресла.

Переходим по ссылке этого пункта:
TSM 2
Нам опять предлагают проверить освещение.
Это значит - включить, и убедиться, что работает.
AMM Test

А если при проверке не работает лампа подсветки кресла, то заменить её.

Ну, мы щёлкаем тумблером. Смотрим сверху на кресло - под ним светло.
20210719_001956

И, считая подсветку кресла рабочей, бодрячком топаем дальше по TBS. В самую жопу, где надо прозванивать провода и тумблеры подсветки консоли.
20210718_225903
Вытаскиваем на себя панель. И углубляемся в эту херь.
ЗвонИм, тыкаемся во все эти контакты и тентакли.
Ничего не находим.

Становится понятно, что так жить нельзя. Надо немного поработать по понятиям.
Вынимаем светильники со своих мест.
20210719_001602
Под форточкой, под боковыми окнами.
И возле микрофона.
20210719_001604

Вот они какие красивые.
20210719_021732 ct

Светодиодные.
20210719_021741

20210719_021741 2

С оребрением в тылу.
20210719_021749

И начинаем их отсоединять по одному.
И внезапно! Когда три уже отсоединены, четвёртый загорается!

Ага! Кажется, тут что-то интересное. Меряем напряжение на нём - 7,5 V. А если присоединить ещё один... - опа, 5 V, и не горят оба.
Кажется, мы что-то начинаем понимать...
Ложусь под кресло, проверяю лампочки. Ага - две не горят.
Беру из ЗиПа одну, вставляю... - ярче тысячи солнц!
20210719_001844

И внезапно загорелись все светильники!
Вот это да! Так сбылось реченое через пророка "если при проверке не работает лампа подсветки кресла, то заменить её". Не будь я таким ленивым, и проверь все лампы визуально, мы не потеряли бы час времени на прозвонку цепей.

Но вас, конечно, интересует физика процесса. И сейчас я вам её объясню.

Сиденье кресла пилота являет собой прямоугольную плоскую платформу. С электроприводом вперёд-назад и вбок через зубчатую рейку.
20210719_002040
Под каждым углом этой платформы есть по одной лампе подсветки.

Как мы уже знаем, лампы кресла соединяются между собой параллельно (нижняя часть схемы).
Simplified DIM mode
Но последовательно с этим набором ламп включены плафоны подсветки консоли.
Пока все лампы кресла целые, ток через каждую из них проходит к плафонам консоли. И четырёх этих лампочных токов, соединённых после ламп, достаточно для работы плафонов консоли, которые делят этот полученный ток между собой. Получается, что общее сопротивление ламп малО. И напряжение, приложенное к сумме сопротивлений плафонов консоли и ламп кресла, делится между ними, грубо говоря, пополам. То есть, прикинем по 14 V на лампы и 14 V на плафоны.
Если же перегорают две лампы кресла, то проходящего через две оставшиеся лампы тока уже недостаточно для четырёх плафонов консоли. Когда параллельно включено вдвое меньше ламп, это означает, что их общее сопротивление возрастает вдвое. Но сопротивление плафонов, которые включены после ламп, не изменилось. И поэтому теперь всё напряжение 28 V, приложенное к системе, делится в другой пропорции. Больше напряжения падает на двух лампах, и меньше - на четырёх плафонах. И этого оставшегося напряжения уже не хватает на работу всех четырёх плафонов. Хотя лампы под креслами будут гореть даже ярче.
И что интересно - если мы будем повышать сопротивление группы плафонов отсоединением одного за другим, это приведёт к перераспределению напряжения между плафонами и лампами. Напряжение на плафонах будет повышаться, а на лампах - понижаться. И в определённый момент напряжения на плафонах хватит для их работы. В нашем случае это произошло, когда осталось две рабочие лампы и один присоединённый плафон.

Надеюсь, вы всё поняли :))

А раньше на Airbus-320 подсветка консоли делалась тоже лампочками. Вот такими:
20210719_014324

Только старым ламповым ту-ту, только хардкор.

как это было?

+ +
50(96.2%)
+
2(3.8%)
-
0(0.0%)

! ! !

ничего не понял, но очень интересно
18(12.2%)
да уж...
20(13.5%)
какая-то херня
3(2.0%)
пусть авионики этим всем занимаются
15(10.1%)
только православный Боинг!
17(11.5%)
лишь расово верный дизельный Ан-2
20(13.5%)
только гейский Эмбраер!
5(3.4%)
пешком же
7(4.7%)
только поездом!
11(7.4%)
эээ... Эйрбасом?
8(5.4%)
какой-то позор
7(4.7%)
хе-хе :)
17(11.5%)


Tags: a320neo, матчасть, рабочие моменты, свет
Subscribe

Posts from This Journal “рабочие моменты” Tag

  • Загадка грязного Боинга

    Как все знают, в основной нише шасси Boeing-737 всегда грязно. Однако почти во всех таких нишах лучом света блестит чистое стекло манометра…

  • Гендерно-нейтральный

    С пилотами-женщинами труднее, потому что они требовательнее. Видимо, им приходится доказывать, что у них тоже есть яйца. Мужчинка, может, и…

  • Время красной крови?

    За что пилотам платят большие тыщщи? Правильно, за время. Грамматическое время у пилотов бывает прошлое и будущее. Уже убил или потом убьёт. И если…

  • Враскоряку

    Добавил фотку зарядки гидроаккумулятора системы Green в пост про Airbus-320. Совершенствую нетленки, то есть.

  • Техник в гoвнopке

    Подобно улитке на склоне Фудзи, Неси, техник, свой вакуум генератор. Примерно так устанавливается Vacuum generator на самолётах имени…

  • Будущее уже тут

    Пилоты были весьма удивлены, узнав, что их перональное будущее уже ждёт их прямо в кабине любимого Airbus-320. Как же так и что ж такое? А…

  • Если нельзя, но хочется, то можно!

    Мировая авиация перенимает передовой опыт российских авиатроителей! Как правило, на импортной технике нельзя доводить колёса до корда. Однако…

  • Отпломбируем говно?

    Тема говна в авиации не отпускает её любителей и боятелей. А потому сегодня мы слегка разъясним за вымя, как пломбируется это всё при алярме. Не…

  • Обнять кока

    Важную часть выделительной системы главного по авиатарелочкам занимает работа по нужде трудящихся. Вот такой видосик прислал наш читатель. В нём…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments

Posts from This Journal “рабочие моменты” Tag

  • Загадка грязного Боинга

    Как все знают, в основной нише шасси Boeing-737 всегда грязно. Однако почти во всех таких нишах лучом света блестит чистое стекло манометра…

  • Гендерно-нейтральный

    С пилотами-женщинами труднее, потому что они требовательнее. Видимо, им приходится доказывать, что у них тоже есть яйца. Мужчинка, может, и…

  • Время красной крови?

    За что пилотам платят большие тыщщи? Правильно, за время. Грамматическое время у пилотов бывает прошлое и будущее. Уже убил или потом убьёт. И если…

  • Враскоряку

    Добавил фотку зарядки гидроаккумулятора системы Green в пост про Airbus-320. Совершенствую нетленки, то есть.

  • Техник в гoвнopке

    Подобно улитке на склоне Фудзи, Неси, техник, свой вакуум генератор. Примерно так устанавливается Vacuum generator на самолётах имени…

  • Будущее уже тут

    Пилоты были весьма удивлены, узнав, что их перональное будущее уже ждёт их прямо в кабине любимого Airbus-320. Как же так и что ж такое? А…

  • Если нельзя, но хочется, то можно!

    Мировая авиация перенимает передовой опыт российских авиатроителей! Как правило, на импортной технике нельзя доводить колёса до корда. Однако…

  • Отпломбируем говно?

    Тема говна в авиации не отпускает её любителей и боятелей. А потому сегодня мы слегка разъясним за вымя, как пломбируется это всё при алярме. Не…

  • Обнять кока

    Важную часть выделительной системы главного по авиатарелочкам занимает работа по нужде трудящихся. Вот такой видосик прислал наш читатель. В нём…