Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Category:

Побочные эффекты прогресса

"По документам! Работай по документам!" - приговаривала жизнь, в очередной раз возя нас носом по ковру самолёта.
20210719_021741 3


И таки-да!



Надо признать, что в этот раз работа по понятиям, хотя и неизбежно привела к успеху, но заняла побольше времени, чем если бы мы точно следовали инструкции.
Итак, начнём наше жалостлИвое.

Как понятно, пилоту Airbus-320 NEO жизнь поворачивается самым приятным местом. У него и столик пожрать есть, и стюры всё сплошь модели, и техники самые лучшие.
20210719_010153

Ну и конечно, ему подсвечивают пол!
20210719_001951
Именно так должна выглядеть подсветка бокового пространства под форточкой. И как заметно, подсвечивается ещё и пространство под креслом пилота.

Подсветка эта включается специально обученным тумблером "Выключено - Хуже - Лучше" на боковой части передней панели приборов.
IMG_5725

По этой команде срабатывают три плафона по борту под форточкой
20210719_002008
, плафон возле микрофона, и лампы подсветки под креслом.
Система принципиально одинакова для командира (слева) и второго пилота (справа).

Но в этот раз у второго всё работало нормально, а вот у КВС подсветка не работала в положении DIM (тускло), но работала в положении BRIGHT (ярко).

Разумеется, мы сразу распечатали технологию поиска неисправности из TSM и схему системы из ASM.
Схема там забавная.
ASM

Как видно из схемы, в работе участвуют четыре плафона, включенные параллельно между собой.
Scheme
И четыре лампы под креслом, также включенные между собой параллельно.
Вся система питается 28V постоянного тока.

Как это любят делать на Эйрбасе, переключение яркости делается чистой коммутацией светильников.
Scheme BRIGHT
В режиме BRIGHT (ярко) 28V подаются одновременно на подсветку консоли и на подсветку под пилотским креслом. В этом случае ток течёт по двум цепям независимо друг от друга (красные и синие стрелочки покажут вам пути токов подсветок). Так как на каждый светильник каждого набора подаётся полное напряжение 28V, то все они светят ярко. А так как включены они параллельно, то работают независимо, и неисправность любого из них не повлияет на остальные.
Это - важный момент сегодняшнего расследования.

В режиме DIM (тускло) светильники включаются в цепь последовательно.
Scheme DIM
И в этом режиме ток проходит последовательно светильники кресла и консоли (смотрите красные стрелочки), а напряжение делится между подсветкой консоли и подсветкой кресла. И получается, что на каждых наборах - консоли и кресла - напряжение меньше, чем в режиме BRIGHT. Поэтому они светят слабее.
Но заметим, что наборы светильников каждой подсветки всё так же включены между собой параллельно.
И это - тоже важный момент сегодняшнего расследования.

Итак, мы распечатали TSM и бодренько по нему побежали.
Первым делом нам предлагается сделать тест освещения.
TSM 1
А далее, если не работают все четыре светильника подсветки консоли, то проверить подсветку капитанского кресла.

Переходим по ссылке этого пункта:
TSM 2
Нам опять предлагают проверить освещение.
Это значит - включить, и убедиться, что работает.
AMM Test

А если при проверке не работает лампа подсветки кресла, то заменить её.

Ну, мы щёлкаем тумблером. Смотрим сверху на кресло - под ним светло.
20210719_001956

И, считая подсветку кресла рабочей, бодрячком топаем дальше по TBS. В самую жопу, где надо прозванивать провода и тумблеры подсветки консоли.
20210718_225903
Вытаскиваем на себя панель. И углубляемся в эту херь.
ЗвонИм, тыкаемся во все эти контакты и тентакли.
Ничего не находим.

Становится понятно, что так жить нельзя. Надо немного поработать по понятиям.
Вынимаем светильники со своих мест.
20210719_001602
Под форточкой, под боковыми окнами.
И возле микрофона.
20210719_001604

Вот они какие красивые.
20210719_021732 ct

Светодиодные.
20210719_021741

20210719_021741 2

С оребрением в тылу.
20210719_021749

И начинаем их отсоединять по одному.
И внезапно! Когда три уже отсоединены, четвёртый загорается!

Ага! Кажется, тут что-то интересное. Меряем напряжение на нём - 7,5 V. А если присоединить ещё один... - опа, 5 V, и не горят оба.
Кажется, мы что-то начинаем понимать...
Ложусь под кресло, проверяю лампочки. Ага - две не горят.
Беру из ЗиПа одну, вставляю... - ярче тысячи солнц!
20210719_001844

И внезапно загорелись все светильники!
Вот это да! Так сбылось реченое через пророка "если при проверке не работает лампа подсветки кресла, то заменить её". Не будь я таким ленивым, и проверь все лампы визуально, мы не потеряли бы час времени на прозвонку цепей.

Но вас, конечно, интересует физика процесса. И сейчас я вам её объясню.

Сиденье кресла пилота являет собой прямоугольную плоскую платформу. С электроприводом вперёд-назад и вбок через зубчатую рейку.
20210719_002040
Под каждым углом этой платформы есть по одной лампе подсветки.

Как мы уже знаем, лампы кресла соединяются между собой параллельно (нижняя часть схемы).
Simplified DIM mode
Но последовательно с этим набором ламп включены плафоны подсветки консоли.
Пока все лампы кресла целые, ток через каждую из них проходит к плафонам консоли. И четырёх этих лампочных токов, соединённых после ламп, достаточно для работы плафонов консоли, которые делят этот полученный ток между собой. Получается, что общее сопротивление ламп малО. И напряжение, приложенное к сумме сопротивлений плафонов консоли и ламп кресла, делится между ними, грубо говоря, пополам. То есть, прикинем по 14 V на лампы и 14 V на плафоны.
Если же перегорают две лампы кресла, то проходящего через две оставшиеся лампы тока уже недостаточно для четырёх плафонов консоли. Когда параллельно включено вдвое меньше ламп, это означает, что их общее сопротивление возрастает вдвое. Но сопротивление плафонов, которые включены после ламп, не изменилось. И поэтому теперь всё напряжение 28 V, приложенное к системе, делится в другой пропорции. Больше напряжения падает на двух лампах, и меньше - на четырёх плафонах. И этого оставшегося напряжения уже не хватает на работу всех четырёх плафонов. Хотя лампы под креслами будут гореть даже ярче.
И что интересно - если мы будем повышать сопротивление группы плафонов отсоединением одного за другим, это приведёт к перераспределению напряжения между плафонами и лампами. Напряжение на плафонах будет повышаться, а на лампах - понижаться. И в определённый момент напряжения на плафонах хватит для их работы. В нашем случае это произошло, когда осталось две рабочие лампы и один присоединённый плафон.

Надеюсь, вы всё поняли :))

А раньше на Airbus-320 подсветка консоли делалась тоже лампочками. Вот такими:
20210719_014324

Только старым ламповым ту-ту, только хардкор.

как это было?

+ +
48(96.0%)
+
2(4.0%)
-
0(0.0%)

! ! !

ничего не понял, но очень интересно
17(11.6%)
да уж...
20(13.7%)
какая-то херня
3(2.1%)
пусть авионики этим всем занимаются
15(10.3%)
только православный Боинг!
16(11.0%)
лишь расово верный дизельный Ан-2
20(13.7%)
только гейский Эмбраер!
5(3.4%)
пешком же
7(4.8%)
только поездом!
11(7.5%)
эээ... Эйрбасом?
8(5.5%)
какой-то позор
7(4.8%)
хе-хе :)
17(11.6%)


Tags: a320neo, матчасть, рабочие моменты, свет
Subscribe

Posts from This Journal “рабочие моменты” Tag

  • Наши люди в двигатель на такси не ездят!

    IAE V2500

  • Полны рученьки гавна

    Да, я снова сделал ЭТО. Ну понимаете - жара, говно липнет... Приходится исполнять древний обряд. Помывания ног. Правда, в этот раз…

  • Посвичення бикона

    Начну, пожалуй, с главного. Слава Украине на, и жыве Беларусь Белоруссия про рок её. А пока в каментах пузырится термо-яд…

  • Перцы на кортах

    Как вы думаете, что тут делают перцы на кортах? Лузгают семки? Тянут пивасик? Отжимают сиги? Но нет. Они просто меняют HMU!…

  • Опять липовый блд

    Сегодня будем в облегчительном режиме - думать не надо, только зырить фоточге. Покажу, как меняли кран отбора воздуха на двигателе LEAP-1A самолёта…

  • Airbus vs Boeing

    Как дешевле всего загрузить базу данных на два стоЯщих самолёта, когда встроенный загрузчик есть только на одном из них? И комплект дискет…

  • Противообледенительная обработка Ту-154

    Такая же обработка Ил-76. И что происходит дальше.

  • Клаустрофилий рай

    Хорошо работать внутри Airbus-330. В отсеке авионики можно ходить пешком. Неплохо работать внутри A320. В отсеке авионики можно крякать гуськом. Но…

  • Ацтой в стакане

    Про заправку топлива я вам рассказал. Про важность слива отстоя - тоже. И в этой теме остался, наверное, один маленький нюанс. Когда заправщик…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments

Posts from This Journal “рабочие моменты” Tag

  • Наши люди в двигатель на такси не ездят!

    IAE V2500

  • Полны рученьки гавна

    Да, я снова сделал ЭТО. Ну понимаете - жара, говно липнет... Приходится исполнять древний обряд. Помывания ног. Правда, в этот раз…

  • Посвичення бикона

    Начну, пожалуй, с главного. Слава Украине на, и жыве Беларусь Белоруссия про рок её. А пока в каментах пузырится термо-яд…

  • Перцы на кортах

    Как вы думаете, что тут делают перцы на кортах? Лузгают семки? Тянут пивасик? Отжимают сиги? Но нет. Они просто меняют HMU!…

  • Опять липовый блд

    Сегодня будем в облегчительном режиме - думать не надо, только зырить фоточге. Покажу, как меняли кран отбора воздуха на двигателе LEAP-1A самолёта…

  • Airbus vs Boeing

    Как дешевле всего загрузить базу данных на два стоЯщих самолёта, когда встроенный загрузчик есть только на одном из них? И комплект дискет…

  • Противообледенительная обработка Ту-154

    Такая же обработка Ил-76. И что происходит дальше.

  • Клаустрофилий рай

    Хорошо работать внутри Airbus-330. В отсеке авионики можно ходить пешком. Неплохо работать внутри A320. В отсеке авионики можно крякать гуськом. Но…

  • Ацтой в стакане

    Про заправку топлива я вам рассказал. Про важность слива отстоя - тоже. И в этой теме остался, наверное, один маленький нюанс. Когда заправщик…