Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Categories:

Вентилятор - ликбез и триллер


Под катом будет слегка крови и мяса, так что решайте сами, нужно ли вам

Итак, отважным рассказываю.

Вентилятор.
Обычно, если спереди смотреть в двигатель, как раз его и видно.


Это вот тот набор лопаток и есть.

Ах да, забыл Disclaimer aka Отмаз:
При подготовке материала ни один техник не пострадал.
В съёмке участвовали различные двигатели семейства CFM-56.

Вот, теперь поехали по сути.

Прежде всего - это НЕ турбина.
То есть совсем НЕ турбина.
Турбина - это то, что крутится под напором горячих газов в задней части двигателя.
И как раз турбина приводит вентилятор (они обычно на одном валу посажены).

А вот вентилятор, по крайней мере для пилота, и есть основная часть двигателя.
Потому что он:
1. Виден лучше всего и
2. Даёт наибольшую часть тяги.

Теперь пройдёмся ещё по одному штампу.
"Взревели турбины..."
Тьфу на вас.
Наибольшую часть шума двигателя выдают вентилятор и компрессор (спереди); и реактивная струя (сзади). Турбина вносит гораздо меньше.

Ладно, попробуем опять ближе к телу:

Вот эти "выросты" на лопатках (ближе к концам), образующие эдакое "кольцо", есть бандажные пОлки.
Нужны для того, чтобы увеличить жёсткость конструкции и чтобы лопатки не вибрировали при вращении вентилятора.
Дело в том, что лопатки корневой частью посажены свободно и самоустанавливаются под действием центробежной силы при вращении ротора на рабочих режимах.
На остановленном двигателе, когда ротор вращается ветром или мозолистой рукой техника, лопатки, поочерёдно проходя верхнюю точку, смещаются на небольшой угол, стукаясь друг о друга. Этот металлический стук можно слышать, находясь спереди от двигателя, например, на трапе или возле него.
Это не двигатель сломался, а пока ещё всё хорошо :)

Далее.
Вот на той серенькой штуке, называемой обтекатель (или кок), по окружности есть масса отверстий.
В них могут быть (а могут и не быть) балансировочные винты.
Ротор вращается с достаточно большой частотой (порядка 5000 оборотов в минуту, то есть примерно 80 оборотов в секунду - на взлётном режиме).
На таких частотах вращения даже небольшой дисбаланс приведёт к появлению больших нагрузок на опорный подшипник.

Чёрное - это крышка.
На ней - отверстия под винты крепления и нарисованная спираль (чтобы видеть, вращается ротор или нет).


Теперь к жареному.
Как видно, спереди весь просвет вентилятора закрыт повёрнутыми лопатками.
А зачем же лезет внутрь любопытный техник, когда вы весёлые выходите по трапу?
Ищет ли он там утерянные год назад пассатижи?
Нет, его больше интересует вот что:

Интересует потому, что он знает: если таких пёрышек есть внутре, значит, пайлоты наконец догнали глупого пИнгвина.
И тогда сзади может быть видно уже вот это:

Но и это ещё не самое интересное.
Если перья и зап. части видны только в наружном контуре двигателя, то техник плевать на них хотел.
То есть вот прямо плюнуть и растереть.
Если повреждений лопаток нет и нет следов попадания во внутренний контур, то можно просто стереть влажной тряпкой удачливую животную и лететь дальше.
А вот если в ланчиках на борту была рыба, а вдруг по всему салону запахло курицей, - значит, обеспечен небольшой гемор.
Нужно будет доставать из заначки чудесный прибор borescope и смотреть через всякие узкие отверстия на внутренности двигателя.

Бывает, что страус попадается матёрый, и тогда лопатки из почти прямых в сечении становятся совсем не прямыми:


Ну, тут уже делать нечего, и надо их поменять.
Дело тоже не особо долгое, если лопатки уже приехали.
Снимается кок, замки лопаток в корневой части, и болезные вытаскиваются из пазов:


А сборка, естественно, в обратном порядке.
Если лопаток меняли не много, то балансировка не требуется.
Если всё же надо - про винтики вспоминаем :)

И о хорошем.
Обычно попадание небольшой птицы для двигателя не заметно вообще. Схарчит и не квакнет.
Что-то побольше может стукнуть и тем отвлечь экипаж от взлётного отдыха.
Со страшными лопатками, что выше, оно тоже летит вполне нормально. Может, вибрация возрастёт.

Так что радость от птиц бывает разве что техникам. Ну, им ведь тоже надо иногда веселиться.
Tags: ТО, двигатель, ликбез, повреждения, самолёты
Subscribe

Posts from This Journal “двигатель” Tag

  • Ошибки авиадвигателей и их по следствия.

    В самолёте каждый понимает, что если не напиться, то падать будет гораздо страшнее. Именно поэтому так популярна услуга трезвого пилота. Однако…

  • Взгляд в зад

    СверхСтруй. Как понятно по видимым потрошкам, капоты реверса подняты. Напоминаю, что самая оперативная чушь размещается в канаве:…

  • Ы ы О соплях

    Тот самый СуперДжесть. Вид с поднятыми капотами реверса изнутри сопла с объединением потоков наружного и внутреннего контуров. Юбка внутри…

  • Обнять кока

    Важную часть выделительной системы главного по авиатарелочкам занимает работа по нужде трудящихся. Вот такой видосик прислал наш читатель. В нём…

  • Забить или пилить?

    https://t.me/Lx_photos/742

  • По следствию вибрации

    Как я уже много раз не говорил, профессия авиатехника сродни следователю. Так же хер что поймёшь, и приходится восстанавливать картину преступления…

  • Бес лопаток

    Двигатель CFM56-7 от Boeing-737 NG со снятыми лопатками вентилятора. Если начинать объяснять от наружной стороны корпуса внутрь, то: -…

  • Гланды через жопу возвращаются

    Сегодня у нас опять всё будет не по бамажке. Опять будем вырезать гланды через жопу. И да - что ты в бортжурнале отпишешь, то к тебе и вернётся…

  • Бу! - два очка

    Несмотря на попу-лярность политоты в этой ЖиЖе, придётся вас огорчить и матчастью. Сегодня покажу, как оно дует на горячее двигателя IAE V2500…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 133 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “двигатель” Tag

  • Ошибки авиадвигателей и их по следствия.

    В самолёте каждый понимает, что если не напиться, то падать будет гораздо страшнее. Именно поэтому так популярна услуга трезвого пилота. Однако…

  • Взгляд в зад

    СверхСтруй. Как понятно по видимым потрошкам, капоты реверса подняты. Напоминаю, что самая оперативная чушь размещается в канаве:…

  • Ы ы О соплях

    Тот самый СуперДжесть. Вид с поднятыми капотами реверса изнутри сопла с объединением потоков наружного и внутреннего контуров. Юбка внутри…

  • Обнять кока

    Важную часть выделительной системы главного по авиатарелочкам занимает работа по нужде трудящихся. Вот такой видосик прислал наш читатель. В нём…

  • Забить или пилить?

    https://t.me/Lx_photos/742

  • По следствию вибрации

    Как я уже много раз не говорил, профессия авиатехника сродни следователю. Так же хер что поймёшь, и приходится восстанавливать картину преступления…

  • Бес лопаток

    Двигатель CFM56-7 от Boeing-737 NG со снятыми лопатками вентилятора. Если начинать объяснять от наружной стороны корпуса внутрь, то: -…

  • Гланды через жопу возвращаются

    Сегодня у нас опять всё будет не по бамажке. Опять будем вырезать гланды через жопу. И да - что ты в бортжурнале отпишешь, то к тебе и вернётся…

  • Бу! - два очка

    Несмотря на попу-лярность политоты в этой ЖиЖе, придётся вас огорчить и матчастью. Сегодня покажу, как оно дует на горячее двигателя IAE V2500…