Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Category:
  • Music:

Реверс-ликбез



По умолчанию, речь пойдёт про двигатель CFM-56-5. Это от Airbus 320 family.
Если про другие, то специально упомянется.

Итак...

Когда двигателю хорошо и прямоточно, то и выглядит он соответственно.
Примерно так:


Всё чудесно, пока летает.
Но вот на полосе бывает такая необходимость пилоту замедлить своё кресло.
Основное для этого - тормоза колёс.
Но для экономии оных (и как на крайняк) есть в двигателе реверс.
Это устройство для направления части реактивной струи вперёд по полёту и создания таким образом обратной тяги.

Применяется в основном на пробеге после посадки.
Эффективность реверса - так себе. По слухам, из 100% торможения примерно 70% приходится на тормоза, и лишь порядка 30% - на реверс (числа среднепотолочные, так что гнилые помидоры приберегите для другого раза).

Вот ТО САМОЕ МЕСТО
в расслабленном состоянии:


и с переложенным реверсом:


Реверсирование достигается перекрытием проточной части ковшами или заслонками.
Тогда воздуху деваться некуда и он летит туда, куда его направляют, вперёд под углом к оси двигателя.

С заду:


Каждое ухо приводится своим гидроцилиндром:


Как видим, проточная часть наружного контура почти полностью перекрыта:


Но не только этим важен реверс.
Капоты реверса образуют проточную часть наружного контура двигателя (куда воздух дует после вентилятора), то есть самого тяговитого контура.
И эти капоты можно открыть для доступа к горячей части двигателя.
Сначала открываются капоты вентилятора, потом реверсные:


Сзади открытые все капоты выглядят так:


Горячая часть:

(кстати, выходные неподвижные лопатки вентилятора - пластмассовые :) )

И, в заключение, опять по реверсу.
На разных двигателях волнительное выглядит так:
A32x

Здесь открывающиеся створки перекрывают наружный контур двигателя и они же направляют поток под углом вперёд.

MD-8x

Это двигатель со смешением потоков внутреннего и наружного контуров (на выходе), так что и реверсится всё вместе и одновременно.
В таком способе есть плюс , умножение, деление, равно и минус.
Плюс в том, что вся тяга двигателя гасится. А в CFM-56, например, внутренний контур так и продолжает дуть назад и от этого тянуть вперёд (но его вклад в тягу гораздо меньше, чем у наружного).
Минус же в том, что реверс может влиять на работу внутреннего контура, чего нет при их разделении.

То же на Ту-154М

Особенность этого двигателя (Д-30КУ) в том, что для реверса используется собственная, отдельная гидросистема со своими баком, гидроаккумуляторами и прочими причиндалами (всё находится на сопле).
Соответственно:
фильтры меняем и на реверсе,
жидкость заливаем и в реверс (а это - сверху пилона лезть надо и неудобно очень - лючок маленький, а ещё и крышку законтрить надо :) ).
И главное - каждый прилёт Ту-154 надо на крайних двигателях травить давление гидроаккумуляторов реверса.
Потому что, если не стравить, то, когда полезешь смотреть турбину и какое-то в кабине дёрнет ручку, одним техником станет меньше.
И становилось.
Так что - стремянку в зубы, и травить давление краном в лючке на 1 и 3 двигателях (2-й не реверсится).
Оченно удобно, да. Безусловно, за 30 лет эксплуатации невозможно было придумать доработкой какой-нибудь клапан, стравливающий давление после остановки двигателя. Это - слишком простая задача для великой авиационной державы.
И тут не только брюзжание об удобстве (хотя это всё время).
Говорят, что было несколько случаев, когда давление забывали стравить (или было некогда), потом двигатель снимали и везли толпой на тележке, толкая его. Кто-то задевал рукой рычаг управления реверсом, и ещё одним дядей Васей становилось меньше. Створки перекладываются в доли секунды.
Несколько человек такая конструкция убила. Говорят.


А вот на 737 тоже перекрывается только наружный контур. При этом створки реверса сдвигаются назад, а воздух направляется вперёд решётками:


На CFM-56 для привода используется гидрожидкость из самолётной гидросистемы.
Есть реверсы с воздушным приводом (двигатель НК-8-2 на Ту-154 и двигатель 767-го CF6-80 тоже). Мне такие кажутся менее надёжными.

Примерно так.


p.s.
Винтовые самолёты реверсят поворотом лопастей винта при неизменном направлении вращения оного.

P. P. S.
Реверс на B-737 Original:

Tags: 30d, двигатель, ликбез, реверс, самолёты
Subscribe

Posts from This Journal “двигатель” Tag

  • Те же яйцы, вид сверху

    Справа, в красной штриховке, - крышка колодца централизованой заправки топливом. У нас эта система пока не работает. Уже несколько лет. Как…

  • Пин ы

    А это - новые пины для заглушек. Поставили. Не пытайтесь делать это дома.

  • Как звучит двигатель

    Сходил к движку. Малый газ, проверка герметичности после замены маслофильтра и контроля магнитных пробок. Тут интересно, что сзади и спереди…

  • Двенадцать

    И всё-таки я офигеваю с двигателей большой двухконтурности. Как-то техническое совершенство и смотрится классно. Подсказываю…

  • Широкий угол

    Сзади растёт, как понятно, труба сообщения с атмосферой масляных полостей.

  • У меня месячные! Ура!

    Итак, наконец они наступили - месячные работы на стоящем самолёте. Когда самолёт стоит долго, то можно работы делать не спеша. Каждый в таком…

  • Встреча на ФСОСе - про тёплый грязный керосин

    И сложилися звьозды. Так, что наш издевательско-образовательный курс доковылял-таки до тёплой темы. И это совпало с заранее запасёнными фотками…

  • A COC?

    Иии пока весь мир радуется новым шуткам про коронавирус, мы продолжим изучать дырочки в двигателе. Когда вы проходите справа авиадвигателя…

  • Мат. часть

    И снова здравствуйте, мои маленькие аэрофобы. Сегодня у вас ровно на одну причину меньше чесать свои аэрофобные РЖД. Потому что трёхнедельное…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 203 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →