Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Category:

Двигатель, как он есть


Недавно у нас очередное несчастье случилось - подшипник погиб.
В связи движок разобрали частично и отправили на родину предков ремонтироваться.
Тёмной-тёмной ночью удалось незамеченным подкрасться и влупить в него очередь со вспышкой.
Поскольку просто так смотреть неинтересно,

Acoustic Alchemy - The Detroit Shuffle



С потерпевшего сняли все лопатки вентилятора, что и позволило показать ранее не виданное.


Итак, ребяты, первое, что мы видим - это то, что двигатель, бесспорно, двухконтурный.
В самой серёдке, блестящее - это диск вентилятора. Без лопаток.
Серенькое - это как раз прорези под лопатки вентилятора.
Далее наружу - это внутренний контур.
Далее - неподвижные лопатки вентилятора (статорные).
И совсем снаружи - корпус вентилятора.
Снизу к нему крепятся различные двигательные агрегаты: генератор электрический, гидронасос, маслонасос двигателя, запасной генератор для питания электронного блока двигателя, и много чего ещё.

Про вентилятор с лопатками уже рассказывалось там - Ликбез про вентилятор.

Здесь же - поближе ротор вентилятора без лопаток:

Серенькое посерёдке - это уже описанные пазы под лопатки.
Лопатки сажаются туда с ощутимой свободой. Под действием центробежных сил при вращении ротора лопатки самоустанавливаются в пазах, что позволяет избежать больших изгибных напряжений в самой нагруженной, корневой, части лопаток. Как уже писалось, при вращении ротора на стоянке под действием ветра
лопатки, проходя верхнюю точку, перемещаются из одного крайнего положения в другое, стукаясь о предыдущую лопатку. Этот стук можно отчётливо слышать, находясь возле передней части двигателя, когда ротор вентилятора вращается.

Правее, в полости диска вентилятора, белеет мешочек силикагеля. Это для транспортировки.
Левее, к краю кадра, виден внутренний контур двигателя, а точнее, входные неподвижные лопатки статора компрессора.

Вот тут они видны получше:

Сразу за ними видны лопатки ротора компрессора (то есть они вращаются).
И подвижные, и неподвижные лопатки имеют переменный угол установки в зависимости от расстояния от корня. Это потому, что скорость концов лопаток больше, чем корневой части, а поток воздуха движется вдоль оси двигателя примерно с одинаковой скоростью.

Два контура и часть статора:

Слева сверху направо вниз:
серенькие пазы под лопатки вентилятора,
вход внутреннего контура,
неподвижные лопатки наружного контура (вентилятора) - кстати, пластмассовые (текстолит, кажется) с какой-то фольгой на передней кромке,
условно-белое с точками - это так называемые акустические панели. Они перфорированные, то есть с отверстиями. Вроде как для снижения шума от вентилятора.
Между этими двумя белыми рядами - серый слой мастики. Она приходится аккурат напротив торцов лопаток вентилятора. Для чего нужна?.. Пусть будет для того, чтобы камни не застревали в зазоре.
Иногда, когда в темноте запускается двигатель и сосёт мелкие камешки, видны искорки от них в зазоре между лопатками и этой мастикой.

В верхней части корпуса вентилятора есть датчик температуры для электронного блока управления двигателя.


Движок сбоку сзади, со снятыми стекателем и соплом внутреннего контура (а сопло наружного контура образуют капоты реверса, являющиеся самолётной частью).

Слева - корпус турбины вентилятора.
Чуть правее - трубочки на нём. Это система регулирования зазора между торцами лопаток турбины и корпусом ея.
Работает, используя тепловое расширение.
Так как в турбине газы горячие, то корпус нагревается и расширяется. Зазор между торцами лопаток турбины и корпусом увеличивается, что приводит к перетеканию газа по торцам. Это снижает КПД турбины.
Заборником отбирается чуть-чуть холодного воздуха вентилятора и подаётся в трубки, в несколько рядов "намотанные" на корпусе турбины. Эти трубки имеют отверстия, направленные к корпусу турбины. Через отверстия корпус обдувается холодным воздухом, охлаждается и сжимается, уменьшая зазоры и увеличивая КПД турбины.
Есть клапан, который регулирует подачу холодного воздуха.

Турбина вентилятора сзади

Интересно, что стоечки, соединяющие внутреннюю часть этого корпуса с наружной, наклонные.
Для чего - неизвестно :)

Вокруг двигателя есть множество трубочек и агрегатов, скрытых обычно под капотами

Например, тут
слева, коричневое - кусок маслобака,
ниже него и чуть правее находится гидромеханический блок двигателя, включающий топливный насос и узлы, нужные для управления подачей топлива по командам от электронного блока управления (сам блок находится справа на корпусе вентилятора).
Также отсюда происходит управление механизацией компрессора (поворотными лопатками и клапанами перепуска воздуха - это всё для предотвращения помпажа). Поэтому много трубок идёт сзади нижней стойки наверх.
В этой же стойке проходит вал на коробку приводов агрегатов (она внизу двигателя).

И, наконец, корпус вентилятора.

Вот к этому блестящему фланцу крепится воздухозаборник.
А сам корпус ещё тоньше.
Как он держится и не ломается - ума не приложу...
Tags: 24-105, 30d, cfm56-5, двигатель, матчасть
Subscribe

Posts from This Journal “двигатель” Tag

  • ПaCaCaть !

    Ceкc в этой вашей авияции широко и глубоко. Я уже неоднократно касался и раньше - про ЭТО с креслом, рассказал недавно про плаги - куда вставлять.…

  • Для рейтинга вставь плаг

    Если вы внезапно заскочите с правой стороны авиадвигателя под капоты, то непременно увидите таблычку, куда бы вам такому прыткому проследовать.…

  • Техник со всеми удобствами

    Иногда в самое удобное время нам задают вопросы. Например, какие двигатели удобнее в обслуживании. И тогда, вдоволь нагавкавшись и отплевавшись,…

  • Ошибки авиадвигателей и их по следствия.

    В самолёте каждый понимает, что если не напиться, то падать будет гораздо страшнее. Именно поэтому так популярна услуга трезвого пилота. Однако…

  • Взгляд в зад

    СверхСтруй. Как понятно по видимым потрошкам, капоты реверса подняты. Напоминаю, что самая оперативная чушь размещается в канаве:…

  • Ы ы О соплях

    Тот самый СуперДжесть. Вид с поднятыми капотами реверса изнутри сопла с объединением потоков наружного и внутреннего контуров. Юбка внутри…

  • Обнять кока

    Важную часть выделительной системы главного по авиатарелочкам занимает работа по нужде трудящихся. Вот такой видосик прислал наш читатель. В нём…

  • Забить или пилить?

    https://t.me/Lx_photos/742

  • По следствию вибрации

    Как я уже много раз не говорил, профессия авиатехника сродни следователю. Так же хер что поймёшь, и приходится восстанавливать картину преступления…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 175 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “двигатель” Tag

  • ПaCaCaть !

    Ceкc в этой вашей авияции широко и глубоко. Я уже неоднократно касался и раньше - про ЭТО с креслом, рассказал недавно про плаги - куда вставлять.…

  • Для рейтинга вставь плаг

    Если вы внезапно заскочите с правой стороны авиадвигателя под капоты, то непременно увидите таблычку, куда бы вам такому прыткому проследовать.…

  • Техник со всеми удобствами

    Иногда в самое удобное время нам задают вопросы. Например, какие двигатели удобнее в обслуживании. И тогда, вдоволь нагавкавшись и отплевавшись,…

  • Ошибки авиадвигателей и их по следствия.

    В самолёте каждый понимает, что если не напиться, то падать будет гораздо страшнее. Именно поэтому так популярна услуга трезвого пилота. Однако…

  • Взгляд в зад

    СверхСтруй. Как понятно по видимым потрошкам, капоты реверса подняты. Напоминаю, что самая оперативная чушь размещается в канаве:…

  • Ы ы О соплях

    Тот самый СуперДжесть. Вид с поднятыми капотами реверса изнутри сопла с объединением потоков наружного и внутреннего контуров. Юбка внутри…

  • Обнять кока

    Важную часть выделительной системы главного по авиатарелочкам занимает работа по нужде трудящихся. Вот такой видосик прислал наш читатель. В нём…

  • Забить или пилить?

    https://t.me/Lx_photos/742

  • По следствию вибрации

    Как я уже много раз не говорил, профессия авиатехника сродни следователю. Так же хер что поймёшь, и приходится восстанавливать картину преступления…