Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Category:

Двигатель, как он есть


Недавно у нас очередное несчастье случилось - подшипник погиб.
В связи движок разобрали частично и отправили на родину предков ремонтироваться.
Тёмной-тёмной ночью удалось незамеченным подкрасться и влупить в него очередь со вспышкой.
Поскольку просто так смотреть неинтересно,

Acoustic Alchemy - The Detroit Shuffle



С потерпевшего сняли все лопатки вентилятора, что и позволило показать ранее не виданное.


Итак, ребяты, первое, что мы видим - это то, что двигатель, бесспорно, двухконтурный.
В самой серёдке, блестящее - это диск вентилятора. Без лопаток.
Серенькое - это как раз прорези под лопатки вентилятора.
Далее наружу - это внутренний контур.
Далее - неподвижные лопатки вентилятора (статорные).
И совсем снаружи - корпус вентилятора.
Снизу к нему крепятся различные двигательные агрегаты: генератор электрический, гидронасос, маслонасос двигателя, запасной генератор для питания электронного блока двигателя, и много чего ещё.

Про вентилятор с лопатками уже рассказывалось там - Ликбез про вентилятор.

Здесь же - поближе ротор вентилятора без лопаток:

Серенькое посерёдке - это уже описанные пазы под лопатки.
Лопатки сажаются туда с ощутимой свободой. Под действием центробежных сил при вращении ротора лопатки самоустанавливаются в пазах, что позволяет избежать больших изгибных напряжений в самой нагруженной, корневой, части лопаток. Как уже писалось, при вращении ротора на стоянке под действием ветра
лопатки, проходя верхнюю точку, перемещаются из одного крайнего положения в другое, стукаясь о предыдущую лопатку. Этот стук можно отчётливо слышать, находясь возле передней части двигателя, когда ротор вентилятора вращается.

Правее, в полости диска вентилятора, белеет мешочек силикагеля. Это для транспортировки.
Левее, к краю кадра, виден внутренний контур двигателя, а точнее, входные неподвижные лопатки статора компрессора.

Вот тут они видны получше:

Сразу за ними видны лопатки ротора компрессора (то есть они вращаются).
И подвижные, и неподвижные лопатки имеют переменный угол установки в зависимости от расстояния от корня. Это потому, что скорость концов лопаток больше, чем корневой части, а поток воздуха движется вдоль оси двигателя примерно с одинаковой скоростью.

Два контура и часть статора:

Слева сверху направо вниз:
серенькие пазы под лопатки вентилятора,
вход внутреннего контура,
неподвижные лопатки наружного контура (вентилятора) - кстати, пластмассовые (текстолит, кажется) с какой-то фольгой на передней кромке,
условно-белое с точками - это так называемые акустические панели. Они перфорированные, то есть с отверстиями. Вроде как для снижения шума от вентилятора.
Между этими двумя белыми рядами - серый слой мастики. Она приходится аккурат напротив торцов лопаток вентилятора. Для чего нужна?.. Пусть будет для того, чтобы камни не застревали в зазоре.
Иногда, когда в темноте запускается двигатель и сосёт мелкие камешки, видны искорки от них в зазоре между лопатками и этой мастикой.

В верхней части корпуса вентилятора есть датчик температуры для электронного блока управления двигателя.


Движок сбоку сзади, со снятыми стекателем и соплом внутреннего контура (а сопло наружного контура образуют капоты реверса, являющиеся самолётной частью).

Слева - корпус турбины вентилятора.
Чуть правее - трубочки на нём. Это система регулирования зазора между торцами лопаток турбины и корпусом ея.
Работает, используя тепловое расширение.
Так как в турбине газы горячие, то корпус нагревается и расширяется. Зазор между торцами лопаток турбины и корпусом увеличивается, что приводит к перетеканию газа по торцам. Это снижает КПД турбины.
Заборником отбирается чуть-чуть холодного воздуха вентилятора и подаётся в трубки, в несколько рядов "намотанные" на корпусе турбины. Эти трубки имеют отверстия, направленные к корпусу турбины. Через отверстия корпус обдувается холодным воздухом, охлаждается и сжимается, уменьшая зазоры и увеличивая КПД турбины.
Есть клапан, который регулирует подачу холодного воздуха.

Турбина вентилятора сзади

Интересно, что стоечки, соединяющие внутреннюю часть этого корпуса с наружной, наклонные.
Для чего - неизвестно :)

Вокруг двигателя есть множество трубочек и агрегатов, скрытых обычно под капотами

Например, тут
слева, коричневое - кусок маслобака,
ниже него и чуть правее находится гидромеханический блок двигателя, включающий топливный насос и узлы, нужные для управления подачей топлива по командам от электронного блока управления (сам блок находится справа на корпусе вентилятора).
Также отсюда происходит управление механизацией компрессора (поворотными лопатками и клапанами перепуска воздуха - это всё для предотвращения помпажа). Поэтому много трубок идёт сзади нижней стойки наверх.
В этой же стойке проходит вал на коробку приводов агрегатов (она внизу двигателя).

И, наконец, корпус вентилятора.

Вот к этому блестящему фланцу крепится воздухозаборник.
А сам корпус ещё тоньше.
Как он держится и не ломается - ума не приложу...
Tags: 24-105, 30d, двигатель, матчасть
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 175 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →