Lx (lx_photos) wrote,
Lx
lx_photos

Category:

Фонари полосы

Проплывая в кабине воздушного судна к полосе, вы можете увидеть примерно такое безобразие:

Можно попытаться разобраться, что же тут и зачем светится...

Для начала отмажусь.
Я - не специалист по аэродромному оборудованию и, тем более, по светотехнике.
Посему излагать буду чисто свои соображения. Поправки только приветствуются.
Кстати, фото опять будут не питьевые, а технические - для иллюстрации, не более.

Итак.
Различные фонарики и таблички вдоль полосы и рулёжных дорожек (РД), а также на них, подсказывают экипажу, где этот самый экипаж вместе с самолётом находится, что есть рядом, куда ехать можно и куда не можно.

Вот, например, это таблоид (на переднем плане):

кагбэ говорит нам, что при движении вперёд мы въедем на перрон 3 (надпись на жёлтом фоне), а находимся мы сейчас на РД B1.

Вот ещё подобная стоечка (в правом верхнем углу):

Тут уже, находясь на B1, мы видим, что впереди - магистральная РД B ("Bravo") - магистральные рулёжки у нас обозначаются буквами без цифр. Проходят они параллельно полосе и по ним самолёты могут рулить на старт или после посадки к перрону (ну, или просто между перронами).
В левом нижнем углу заметен эдакий двуфонарный светофорчик.
Такие штуки стоят в месте ожидания.
Когда самолёт подруливает к самой полосе, бывает, что она ещё занята - например, будет взлетать другой аэроплан.
Тогда диспетчер указывает ожидать. Место ожидания как раз и обозначено разметкой и вот таким фонариком.


Тут же, примерно на том же уровне, стоИт транспарантик с указанием, на какую полосу мы приехали (вот он красный такой):

Полоса определяется магнитным курсом, округлённым до десятков градусов.
Тут мы видим, что приехали ажно на две полосы:
28 правую и 10 левую.
Как так?
Всё не просто.
А очень просто :) -
взлетать/садиться на полосу можно с двух сторон - с курсом 277 градусов или с курсом 97 градусов.
В одном случае эта полоса из двух возможных будет находиться слева, а в другом - справа.
Поэтому и получается, что, если взлетать, к примеру, по фото вправо, то это будет полоса 28 правая, а если влево, - то 10 левая.
Выбор курса определяется обычно направлением ветра - самолётам удобнее садиться и взлетать так, чтобы ветер дул преимущественно спереди.

Ну, и на чёрном фоне нам сообщают, что текущая РД - B2.

Боковые границы РД обозначаются разметкой и синими фонарями:


Так они выглядят ближе:


Обычная такая стоечка с флажком.
Флажок, похоже, нужен, чтобы откапывать эти фонари после метели. Или чтобы техникой не снести.


Ночью магистральная РД выглядит так:


Здесь мы наблюдаем, что осевая линия обозначена зелёными фонариками.
Разумеется, возникает вопрос: как же они не лопаются, когда по ним скачет стотонная дура?
И тут мы приходим к самому интересному - конструкции такого напольного светильника.
Выглядит конструкция так:

Как видим, штучка имеет прочный металлический корпус.
Лампа размещена под стальной же пластиной со светофильтрами, смотрящими в разные стороны.
Всё хозяйство вмонтировано в бетон полосы (после заливки покрытия в нём сверлятся колодцы под такие светильники, к ним протягиваются кабели и сами они замуровываются в бетон раствором).
Когда будете скакать в самолёте по рулёжке и по полосе, не удивляйтесь, почему там так неровно и стучит всё - это нужно, чтобы пайлоты и ночью видели, куда ехать.

И напоследок небольшая пьянка про ночь.
Ночная полоса на подлёте выглядит так:

Зелёная полоска огней обозначает торец полосы.
Всё, что видно ниже неё - место, для посадки не предназначенное.
А огни с самого низа до оранжевых - это просто для указания направления.
Красная полоса в самом верху - противоположный торец.
Между торцами посредине - осевая (вмонтированные в бетон фонари).
По бокам белые - границы полосы (фонари на стойках, как синие на РД).

И - что же это за четыре огня слева?
Два белых и два красных.

Это, батеньки мои - PAPI (Precision Approach Path Indicator) - огни, по которым пилоты могут визуально определить, снижаются они по правильной траектории или нет.
Эти четыре фонаря - с разделёнными цветами лучей: сверху белые, а снизу красные.
И каждый фонарь относительно другого смещён на небольшой угол по вертикали.
И получается так, что, когда самолёт летит по глиссаде (это траектория посадочная), то видны два белых огня слева и два красных справа.
Если самолёт уходит под глиссаду, ниже, то сначала виден красным второй слева фонарь, а потом и первый. То есть, снижаясь слишком быстро, мы видим больше красных фонарей (если всё совсем плохо, то все четыре красные).
Если самолёт летит выше глиссады, то сначала становится видным белый луч третьего слева фонаря, а потом ещё и четвёртый.

Хорошо видны эти лучи в тумане:




Кстати да - на самом первом фото видны ещё красные огни поперёк РД - это тоже в бетоне, граница зоны ожидания у торца.
Бывает, что ждать надо ещё дальше от полосы - обычно в случае посадки другого самолёта, чтобы не искажать распределения излучения наземных радиосредств обеспечения посадки.



Вот, собственно, и всё на сегодня.
Учите матчасть :)


P. S. В комментах очень грамотно отметился специалист ailcat:
Итак, то, что здесь описано - светосигнальное оборудование с огнями высокой интенсивности (ССО ОВИ), огни приближения которой выполнены по схеме "Алпа-Ата". Такая схема применяется на аэродромах, оборудованных по категориям III (самая крутая - IIIc - это высота нижней границы облаков 0 и видимость 0: посадка, пробег и освобождение полосы осуществляются полностью атвоматически) и II (30/400 м), и рекомендована для аэродромов, оборудованных по CAT I (60/800 м). На приведенных фотографиях она включена на погоду CAT I или CAT II.
Итак - садимся:
1) первыми открываются линейные (по 5 в ряд с небольшим расстоянием между) огни приближения. Начинаются они за 900 метров от порога ВПП ("порог" - это то место, где начинается полоса "для посадки", а торец иногда может быть и раньше) и идут до самой полосы с шагом 30 метров (впрочем, и все огни до конца полосы у нас теперь будут с шагом 30 метров). Цвет - белый.
2) за 300 метров до порога появляется поперечная линия огней светового горизонта шириной 30 метров. Цвет - белый. Эти огни позволяют экипажу визуально проверить крен самолета.
Эти огни на расстоянии 150 метров от порога "дублируются" внутренним световым горизонтом шириной 18 метров
3) между огнями светового горизонта и собственно порогом ВПП по бокам от огней приближения запрещающе-красным светятся боковые огни приближения - сюда садиться нельзя.
4) порог ВПП обозначается поперечной линейкой входных огней радостного зелёного цвета (вот после них уже можно ронять аппарат на матушку-землю).
5) далее - по бокам полосы начинаются боковые огни ВПП белого цвета, а по ее оси (обычно - на 15 см сбоку, чтоб не закрасить огни при рисовании разметки осевой линии) - белые осевые огни ВПП.
6) по бокам от осевых огней (на продолжении линий огней КПБ), на первых 600 метрах ВПП, будут призывно светиться белым огни зоны приземления. Вот именно в этой части полосы "правильный" пилот и припечатает колесики железной птички.
7) слева от полосы, примерно на половине длины зоны приземления, светятся красным/белым четыре глиссадных огня системы APAPI (да-да, это не PAPI, а её более удобная модификация). Каждый огонь виден белым, если лететь чуть выше его настройки, или красным, если лететь чуть ниже - а настройка их меняется от полосы наружу. Если строго держать "2 белых / 2 красных" до момента выравнивания (задирания носа перед самым касанием, чтоб приземлиться на мощные основные ноги шасси, а не хрупкую переднюю) - то самолет шмякнется на полосу в 300 метрах от порога ВПП.
8) тормозим-тормозим-тормозим. И за 600 метров до конца полосы мы вдруг увидим, что огоньки по бокам "пожелтели", а по оси вдруг стали поочередно то белыми, то красными.
9) конец полосы мы задолго опознаем по поперечному ряду опасно-красных ограничительных огней.
10) да, чуть не забыл - "убегать" нам с полосы придется на рулежку, обозначенную по бокам синими рулежными огнями (кстати, на прямых участках они стоят вдвое реже привычного - через 60 метров). А если по этой рулежке можно катиться быстрее 60 км/ч (или система включена на погоду хуже 30/400) - то еще и зелеными осевыми огнями.

Остальное достаточно понятно рассказал автор.
Для любопытствующих - ссылка (глава 7 - как раз про ССО):
http://www.nchkz.ru/lib/58/58193/index.htm
Tags: аэродромное, впп, фонари полосы
Subscribe

  • Онлайн-сервисы хранения файлов

    Под катом есть следующее: Для любителей - видео рулящего Ан-148. Качество плохое (на любителя, как и положено - я не оператор, руки дрожат, и…

  • Кому что надо?

    Уважаемые, требуется информация по размещению тут фото. Не откажите в ответах. Если есть что сказать дополнительно - в комментариях.…

  • Техник висит - работа идёт.

    Смотри, не перепутай. Меняли какую-то херь в отсеке, где водяной бак на Boeing-737 NG. Самый удобный доступ оказался через выпускной клапан…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 100 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Онлайн-сервисы хранения файлов

    Под катом есть следующее: Для любителей - видео рулящего Ан-148. Качество плохое (на любителя, как и положено - я не оператор, руки дрожат, и…

  • Кому что надо?

    Уважаемые, требуется информация по размещению тут фото. Не откажите в ответах. Если есть что сказать дополнительно - в комментариях.…

  • Техник висит - работа идёт.

    Смотри, не перепутай. Меняли какую-то херь в отсеке, где водяной бак на Boeing-737 NG. Самый удобный доступ оказался через выпускной клапан…